Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Тягач МТ-ЛБУ (СССР)

Тягач МТ-ЛБУ (СССР)


 

Тягач МТ-ЛБУ (СССР)

Одновременно с началом серийного производства МТ-ЛБ в Харькове начались работы по созданию на его базе целого семейства боевых и вспомогательных машин. Вскоре появилась снегоболотоходная модификация МТ-ЛБВ высокой проходимости, предназначенная специально для эксплуатации в северных районах страны. Удельное давление тягача на грунт, в основном за счёт увеличения ширины гусениц, удалось снизить до 0,28 кг/см2 (0,45 кг/см2 - у МТ-ЛБ), что было существенно для болотистой и заснеженной тундры. При этом средняя скорость движения машины с прицепом по глубокому снегу достигала 9-18 км/ч.
 

Тягач МТ-ЛБУ (СССР)


В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за №609-201 ХТЗ в 1967 г. был определен головным разработчиком 122-мм самоходной артиллерийской установки (главный конструктор - А.Белоусов). Первоначально предполагалось просто наложить всю артиллерийскую часть гаубицы Д-32 на шасси МТ-ЛБ. Однако оказалось, что его шестикатковые шасси для этого слишком слабы, поэтому ввели дополнительный седьмой опорный каток. В результате получили удлинённое шасси МТ-ЛБуш («изделие 26») для 122-мм САУ, получившей наименование 2С1 «Гвоздика». Установку смогли создать в сжатые сроки - первые четыре образца передали на полигонные испытания в августе 1969-го, менее чем через два года после официального начала работ.

Конец 1960-х гг. стал временем бурного развития комплексов вооружения, радиолокационных систем, электронных систем управления войсками, габариты и масса которых колебались в очень широких пределах. Их разработчикам требовались гусеничные или колёсные многоцелевые шасси высокой проходимости. Поэтому в соответствии с планом основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сухопутных войск на 1970-1975 гг. в целях размещения некоторых комплексов вооружения и военной техники, а также для создания командно-штабных машин различного уровня на ХТЗ началась разработка «изделия 10» - унифицированного семикаткового шасси МТ-ЛБ повышенной грузоподъёмности, впоследствии названного МТ-ЛБу. На новой машине полностью изменили форму корпуса, что позволило существенно увеличить его внутренний объём, соответственно появилась возможность удобного размещения различного оборудования. Для компенсации возросшей массы и сохранения подвижности на тягаче установипи двигатель повышенной до 300 л.с. мощности. Шасси МТ-ЛБу использовались и для создания бронированных машин специального назначения, количество которых со временем выросло до полусотни.
 

Тягач МТ-ЛБУ (СССР) 


В 1970-х гг. в серийное производство приняли целый ряд специализированных шасси для носителей вооружения, созданных на базе самого МТ-ЛБ и отличавшихся в основном деталями конструкции корпуса и изменениями в составе оборудования. Так, для монтажа зенитного ракетного комплекса «Стрела-10», поступившего на вооружение в 1976 г., предназначалось «изделие 35». С тягача сняли пулемётную башню, вырезали в кормовой части крыши круглое окно для монтажа пусковой установки зенитных ракет.

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБу
Другой вариант специализированного шасси - «изделие 49» - служило базой для боевой машины 9П149 самоходного противотанкового ракетного комплекса «Штурм С», принятого на вооружение в 1979 г. Здесь также отказались от пулемётной башенки, а в крыше выполнили Т-образный вырез для поднимающейся пусковой установки противотанковой ракеты. На базе ходовой части и силовых агрегатов МТ-ЛБ разработали машину химической разведки РХМ «Кашалот» и её командирский вариант - РХМ-К. Транспортёр при этом полностью перепроектировали, а сам его корпус разместили в специальной герметичной капсуле для повышения степени защиты экипажа. Продолжая развивать семейство МТ-ЛБ, на ХТЗ в 1980 - 1982 гг. изготовили опытные образцы транспортёра-тягача МТ-ЛБу с укороченным корпусом и шестикатковой ходовой частью. Этот тягач задумывали в двух вариантах - с обычной механической и с гидромеханической трансмиссией. Однако в серию он не пошёл.
 

Тягач МТ-ЛБУ (СССР)

 
В 1982 г. на заводе прошла испытания и была запущена в серийное производство новая модификация снегоболотоходного транспортёра - МТ-ЛБВМ. С учётом опыта войны в Афганистане усилили его вооружение: 7,62-мм пулемёт во вращающейся башенке заменили на крупнокалиберный 12,7-мм HCBT на турели, что позволило вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. В 1985 г. провели новую модернизацию шасси МТ-ЛБу, причём без остановки серийного производства. В результате удалось расширить его возможности для размещения оборудования различных комплексов вооружения и управления. В 1990 г. на шасси МТ-ЛБу с укороченным корпусом был создан гражданский снегоболотоходный плавающий транспортёр ХТЗ-10НК «Харьков», Успешно пройдя все испытания, он также был принят в серийное производство.

Шасси МТ-ЛБу («изделие 10»), разработанное в 1982 г. на базе узлов и агрегатов транспортёра МТ-ЛБ, сохранило его компоновку, однако получило совершенно другой корпус. Ходовую часть также изменили, добавив седьмой опорный каток на борт Удлинив корпус машины, соответственно увеличили объём грузового отделения. В крыше корпуса выполнили круглый люк большого диаметра для установки различного крупногабаритного оборудования, а в бортах - несколько дополнительных лючков для доступа к внутренним агрегатам. Несмотря на то, что масса машины возросла до 14 т, благодаря более мощному 300-сильному двигателю ЯМЭ-238БН её ходовые качества сохранились на уровне МТ-ЛБ. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч. Конструкторам также удалось обеспечить МТ-ЛБу плавучесть; скорость на воде с помощью перемотки гусениц - 6 км/ч. Однако для повышения эффективности передвижения по воде провели некоторую модернизация оборудования для плава, в частности, изменили конструкцию передних щитков, которые получили более выгодную с гидродинамической точки зрения форму. Теперь они стали съёмными и устанавливались только во время движения по воде, а в остальное время закреплялись на левом борту корпуса. МТ-ЛБу не имеет штатного вооружения - от башенной пулемётной ТКБ-01 отказались.

В 1985 г. «изделие 10» ещё раз подверглось модернизации. Так, установили 30-сильный автономный энергоагрегат, который мог без запуска основного двигателя обеспечивать на стоянке электропитанием аппаратуру размещённых на шасси различных войсковых комплексов. Для облегчения её обслуживания изменили расположение люков корпуса. На базе МТ-ЛБу изготовлено более пятидесяти специализированных военных машин. Так, для артиллерийских частей были созданы комплекс управления артиллерийским огнём 1В12 и радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219 «Зоопарк-1», для инженерных войск - комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н «Даль», для частей ПВО сухопутных войск - подвижные пункты управления ПВО мотострелкового (или танкового) полка 9С8 «Овод-М-СВ»-ППРУ-1 и 9С80-1 «Сборка»-ППРУ-1м, унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 «Ранжир», командно-штабные машины комплекса АСУ В «Манёвр».

Конструкция гусеничного шасси МТ-ЛБу 
Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-ЛБу предназначено для монтажа на нём различных объектов военной техники. В передней части корпуса находятся трансмиссионный отсек и отделение управления, за ними - у левого борта средней части корпуса - установлен двигатель, далее - кормовое отделение. Корпус МТ-ЛБу - цельносварной, коробчатой формы, изготовлен из броневой стали. Внутри разделён перегородками, панелями и поликами на функциональные отделения. Герметизирован, водонепроницаем. Обладает водоизмещением, позволяющим машине с номинальным грузом преодолевать водные преграды на плаву.

В трансмиссионном отсеке установлены механизмы силовой передачи, пневмосистемы, часть электрооборудования. Трансмиссия шасси состоит из главной передачи, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, карданных валов, бортовых передач, тормозов и управления механизмами поворота. Над трансмиссионным отсеком расположено отделение управления, отделённое от него съёмными поликами. Здесь в два рядя установлены четыре мягких сиденья. Переднее левое предназначено для механика-водителя. Оно регулируется по расстоянию от передней стенки, по высоте, наклону спинки в зависимости от роста и «габаритов» механика-водителя.

Перед сиденьем механика-водителя находятся рычаги управления и переключения передач, а также педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рукоятка управления ручной подачей топлива, щиток отопителя. На передней стенке размещены щиток приборов, вентилятор обдува, рукоятка управления фарой-прожектором и её выключатель. Наблюдение за дорогой и местностью ведётся через лобовые стекла, снабжённые стеклоочистителями, через шесть смотровых приборов. Лобовые стекла могут закрываться снаружи защитными крышками. На левом борту отделения установлены фильтро-вентиляционная установка, реле-регулятор, фильтр радиопомех, щиток нагнетателя, левый щиток приборов, блок питания прибора ТВН-2Б, аппарат А-4 переговорного устройства, выключатель батарей, редуктор привода к датчику пути навигационной аппаратуры, корпус прибора ТНПО-170А.

Двигательный отсек ограждён изоляционными панелями. Здесь находится силовая установка: двигатель с системами охлаждения, подогрева и смазки, а также топливной и воздушной. Дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8Н - многотопливный, 8-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, с газотурбинным наддувом. Номинальная его мощность - 300 л.с. при 2100 об/мин. В кормовой части корпуса машины, предназначенной для монтажа объектов техники и перевозки грузов, размещены отопитель (по правому борту) и топливные баки (по два на правом и левом бортах).

В ходовой части применена торсионная подвеска. С каждого борта расположено по семь обрезиненных пустотелых опорных катков из алюминиевого сплава. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Гусеница - стальная, мелкозвенчатая. Ширина гусеничных траков - 350 мм. На обледенелых дорогах, особенно на скользких подъёмах и спусках, к тракам гусениц могут крепиться добавочные грунтозацепы, имеющиеся в комплекте ЗИП. При движении по шоссе машина развивает скорость до 60 км/ч, при движении на плаву - 6 км/ч Запас хода по топливу - 500 км. Максимальный угол подъёма составляет 35°, а крена - 25°. Движение на плаву обеспечивается перемоткой гусениц. Для повышения их эффективности в передней части подкрылков устанавливаются гидродинамические щитки, а сзади опускаются кормовые решётки.

МТ-ЛБу оснащён отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65, фильтровентиляционной установкой, водооткачивающей системой, устройством для выключения подвески. В войска МТ-ЛБу поставлялось в двух комплектациях: с переговорным устройством Р-124 и без него, а также и без шестерни отбора мощности в промежуточном редукторе.
 

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБу

Боевая масса, т 11,5 + до 4т монтируемого оборудования 
Экипаж, чел. 1 
Десант, чел. 6 
Длина корпуса, мм 7210 
Ширина корпуса, мм 2850 
Высота, мм 2035 
База, мм 4445 
Колея, мм 2500 
Клиренс, мм 400 
Бронирование - стальная противопульная 
Двигатель - ЯМЗ-238Н, дизельный с наддувом макс. мощность: 300 л.с., при 2100 об/мин 
Скорость по шоссе, км/ч 61,5 
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 
- 26-32 по грунту
- 4-5 на плаву 
Запас хода по шоссе, км 500 
Преодолеваемый подъём, град. 35 
Преодолеваемый брод, м плавает
 

Источник: www.dogswar.ru
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
от 4-03-2015, 11:27>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...