Одним из дебютантов международного авиасалона в Дубае в этом году стал новейший американский самолет-заправщик Boeing КС-46А Pegasus («Пегас»), начавший в 2019 г. поступать на вооружение ВВС США. Причем его показ здесь не был случаен. Дело в том, что KC-46A Pegasus - реальный кандидат на роль второго танкера ВВС ОАЭ: сегодня они имеют в своем распоряжении три самолета-заправщика A330MRTT, но намерены приобрести еще и три KC-46A Pegasus. Информацию о том, что ОАЭ сделали соответствующий официальный запрос, в мае 2019 г. подтвердил вице-президент по продажам и маркетингу подразделения Boeing Defense, Space & Security Джефф Шоки. Соответствующее решение может быть принято в ближайшее время. Так что демонстрация KC-46A Pegasus на площадке дубайского салона - это, как говорится, «показ товара лицом». Впрочем, «товар» этот пока что не избавился от различных «детских болезней».
Программа создания самолета-заправщика нового поколения, призванного заменить устаревшие KC-135 и KC-10, стартовала в ВВС США еще в 2001 г. Она была рассчитана на 30 лет и должна была осуществляться в три этапа: на первом (KC-X) и втором (KC-Y) этапах планировалось построить по 179 танкеров нового типа, а на третьем (KC-Z) на рубеже 2040 г предполагалось полностью заменить остающиеся KC-10. Всего ВВС США рассчитывали закупить 579 машин. В рамках реализации этой программы Минобороны США объявило открытый тендер, суливший победителю заказ на 160-200 млрд долл. Победителем в 2003 г стала компания Boeing, предложившая самолет-заправщик KC-767A (на платформе Boeing 767), но после коррупционного скандала (несколько высокопоставленных представителей Boeing и ВВС США тогда получили тюремные сроки, а компания выплатила щтраф в размере 615 млн долл.) решение было отменено, а тендер возобновили.
На этот раз кроме компании Boeing, предложившей проект KC-777 Strategic Tanker на базе планера Boeing 777, участие приняли также объединившие усилия европейский консорциум EADS и американская Northrop Grumman с проектом KC-30 на базе своего заправщика A330MRTT. Примечательно, что в конкурсе даже попытался принять участие украинский АНТК им. O.K. Антонова, предложивший разработку танкера на базе Ан-70, но с реактивными двигателями, впрочем - безуспешно. По ходу развития событий EADS и Northrop Grumman фактически обвинили американских военных в лоббировании Boeing. Последний же поменял свое предложение - теперь его заправщик создавался на базе находившегося в разработке Boeing 767-200LRF (Long Range Freighter) и получил название KC-767 Advanced Tanker. Однако в итоге победителем в 2008 г. стали именно EADS и Northrop Grumman, а их проект получил обозначение KC-45A. Однако и это решение было отменено после рассмотрения протеста, поданного руководством Boeing.
Программа создания самолета-заправщика нового поколения, призванного заменить устаревшие KC-135 и KC-10, стартовала в ВВС США еще в 2001 г. Она была рассчитана на 30 лет и должна была осуществляться в три этапа: на первом (KC-X) и втором (KC-Y) этапах планировалось построить по 179 танкеров нового типа, а на третьем (KC-Z) на рубеже 2040 г предполагалось полностью заменить остающиеся KC-10. Всего ВВС США рассчитывали закупить 579 машин. В рамках реализации этой программы Минобороны США объявило открытый тендер, суливший победителю заказ на 160-200 млрд долл. Победителем в 2003 г стала компания Boeing, предложившая самолет-заправщик KC-767A (на платформе Boeing 767), но после коррупционного скандала (несколько высокопоставленных представителей Boeing и ВВС США тогда получили тюремные сроки, а компания выплатила щтраф в размере 615 млн долл.) решение было отменено, а тендер возобновили.
На этот раз кроме компании Boeing, предложившей проект KC-777 Strategic Tanker на базе планера Boeing 777, участие приняли также объединившие усилия европейский консорциум EADS и американская Northrop Grumman с проектом KC-30 на базе своего заправщика A330MRTT. Примечательно, что в конкурсе даже попытался принять участие украинский АНТК им. O.K. Антонова, предложивший разработку танкера на базе Ан-70, но с реактивными двигателями, впрочем - безуспешно. По ходу развития событий EADS и Northrop Grumman фактически обвинили американских военных в лоббировании Boeing. Последний же поменял свое предложение - теперь его заправщик создавался на базе находившегося в разработке Boeing 767-200LRF (Long Range Freighter) и получил название KC-767 Advanced Tanker. Однако в итоге победителем в 2008 г. стали именно EADS и Northrop Grumman, а их проект получил обозначение KC-45A. Однако и это решение было отменено после рассмотрения протеста, поданного руководством Boeing.
В рамках третьей итерации тендера на перспективный самолет-заправщик соперником Boeing выступал уже только EADS со своим новым вариантом заправщика KC-330, поскольку компания Northrop Grumman вышла из проекта, аргументируя решение тем, что новое тактико-техническое задание с самого начала отдает приоритет предложению Boeing. Последний же на этот раз предложил KC-767 NewGen Tanker на базе Boeing 767-200ER. который в конце концов в 2011 г и стал победителем конкурса. Компания Boeing получила контракт на поставку 179 самолетов, общая стоимость которого оценивалась на тот момент в 35 млрд долл, причем на проектирование, постройку и испытания четырех прототипов можно было потратить не более 4,9 млрд долл., а в случае превышения этой суммы Boeing обязался покрыть расходы за свой счет.
Примечательно, что в отличие от ряда других программ Пентагона реальные расходы на создание и серийную постройку KC-46A Pegasus оказались меньше прогнозных. Так, в отчетных материалах Boeing за 2018 г стоимость поставки 179 самолетов оценивалась в 30 млрд долл. В докладе же Счетной палаты США от июня 2019 г. указано, что, по состоянию на январь 2019 г.. затраты на разработку КС-46А оказались на 18% меньше прогноза февраля 2011 г (5,858 млрд долл. вместо 7.150 млрд), на закупку четырех опытных и 175 серийных самолетов - меньше на 15% (34,189 млрд долл. против 40,236 млрд), и т.д. В итоге стоимость программы может оказаться на 17% меньше, чем это виделось в 2011 г, и составить 42,9 млрд долл. вместо 51,7 млрд. Зато сорваны были сроки поставки первых самолетов - вместо 2016-2017 гг по плану они по факту начались только в 2019-м.
Самолет-заправщик KC-46A Pegasus разработан на базе пассажирского лайнера Boeing 767-200ER (его военный вариант, подготовленный для переоборудования в заправщик, обозначается Boeing 767-2С) и имеет ряд новшеств, выгодно отличающих его от машин аналогичного класса предыдущего поколения. Так на KC-46A Pegasus установлен современный бортовой комплекс обороны в составе ИК-системы противодействия атакующим ракетам LAIRCM (Large Aircraft Infrared Gountermeasures), модернизированной станции предупреждения о радиолокационном облучении ALR-69A и тактической системы ситуационной осведомленности (Tactical Situational Awareness System). В носовой части самолета, за кабиной пилотов, находятся два рабочих места операторов заправки, оборудованные дисплеями, на которые выводится информация с видеокамер, позволяющая контролировать работу системы передачи топлива. Новая автоматизированная топливозаправочная штанга повышенной производительности управляется с помощью джойстика.
Примечательно, что в отличие от ряда других программ Пентагона реальные расходы на создание и серийную постройку KC-46A Pegasus оказались меньше прогнозных. Так, в отчетных материалах Boeing за 2018 г стоимость поставки 179 самолетов оценивалась в 30 млрд долл. В докладе же Счетной палаты США от июня 2019 г. указано, что, по состоянию на январь 2019 г.. затраты на разработку КС-46А оказались на 18% меньше прогноза февраля 2011 г (5,858 млрд долл. вместо 7.150 млрд), на закупку четырех опытных и 175 серийных самолетов - меньше на 15% (34,189 млрд долл. против 40,236 млрд), и т.д. В итоге стоимость программы может оказаться на 17% меньше, чем это виделось в 2011 г, и составить 42,9 млрд долл. вместо 51,7 млрд. Зато сорваны были сроки поставки первых самолетов - вместо 2016-2017 гг по плану они по факту начались только в 2019-м.
Самолет-заправщик KC-46A Pegasus разработан на базе пассажирского лайнера Boeing 767-200ER (его военный вариант, подготовленный для переоборудования в заправщик, обозначается Boeing 767-2С) и имеет ряд новшеств, выгодно отличающих его от машин аналогичного класса предыдущего поколения. Так на KC-46A Pegasus установлен современный бортовой комплекс обороны в составе ИК-системы противодействия атакующим ракетам LAIRCM (Large Aircraft Infrared Gountermeasures), модернизированной станции предупреждения о радиолокационном облучении ALR-69A и тактической системы ситуационной осведомленности (Tactical Situational Awareness System). В носовой части самолета, за кабиной пилотов, находятся два рабочих места операторов заправки, оборудованные дисплеями, на которые выводится информация с видеокамер, позволяющая контролировать работу системы передачи топлива. Новая автоматизированная топливозаправочная штанга повышенной производительности управляется с помощью джойстика.
Основная топливная система нового танкера вмeщaeт около 96 т топлива, что на 5.4 т больше, чем на KC-135. При этом скорость перекачки топлива повышена до 4500 литров. Kpoмe топливозаправочной штанги самолет оснащается центральной системой «шланг-конус» и подкрыльевыми yнивepcaльными подвесными агрегатами заправки WARR с помощью которых возможно передавать топливо с темпом до 1500 литров. Как указывается в американских источниках, KC-46A Pegasus может осуществлять дозаправку топливом в полете 64 типа летательных аппаратов. Особым достоинством KC-46A Pegasus является то, что он может совмещать «в одном лице» функции танкера и военно-транспортного самолета, осуществляя перевозку личного состава, раненых и оборудования на аэродромы передового базирования. В качестве транспортного KC-46A Pegasus может брать на борт 58 «пассажиров» и до 29,5 т груза. Причем в полностью «пассажиpcкoм» варианте самолет может перевозить до 114 человек. Предусмотрено и переоборудование в медико-эвакуационный вариант.
В период с 21 марта по 27 апреля 2012 г. объединенная кoмиccия Boeing Defense, Space & Security и ВВС США провела предварительную оценку проекта KC-46A Pegasus и пришла к выводу, что он полностью соответствует тактико-техническим требованиям, предъявляемым заказчиком, и можно приступать к рабочему проектированию новою машины. 16 октября 2012 г. в специализированном центре на территории предприятия Boeing в Боинг-Филд в Сиэтле приступили к сборке топливозаправочной штанги с электродистанционным управлением. «Топливозаправочная штанга для KC-46A Pegasus разработана на базе той, что применялась на самолете KC-10 и доказала свою высокую надежность в течение 30 лет эксплуатации, - подчеркнула вице-президент Boeing и руководитель программы Морин Догерти. - Мы повысили ее надежность, сделав ее существенно лучше».
12 декабря 2013 г. компания Boeing на своем заводе в Эверетте выполнила стыковку крыла и фюзеляжа на первом Boeing 767-2С, который был выделен для конвертации в KC-46A Pegasus, а 23 декабря Pratt and Whitney поставила первые два двигателя PW4062. В январе 2014 г. в постройке находились уже все четыре опытных KC-46A Pegasus. Первый летный образец Boeing 767-2С (KC-46A) - самолет EMD-1 (EMD - от Engineering, Manufacturing and Development) - поднялся в воздух с заводского аэродрома Пайн-Филд предприятия Boeing в Эверетте 28 декабря 2014 г. Полет продолжался 3 ч 32 мин и завершился по традиции на аэродроме Боинг-Филд в Сиэтле. Второй прототип «Пегаса», EMD-2, взлетел 25 сентября 2015 г. 24 января 2016 г. летчики-испытатели совместного экипажа, сформированного ВВС и Boeing, выполнили первую процедуру передачи топлива в полете. Опытный КС-46А (EMD-2) произвел взлет с аэродрома Боинг-Филд, выполнил несколько «сухих» стыковок с заправляемым самолетом, а затем, находясь на высоте около 6000 м, осуществил передачу чуть менее тонны топлива выделенному ВВС США для этого случая истребителю F-16.
«Управление подфюзеляжной топливозаправочной штангой в ходе полета оказалось выше всяких ожиданий, - отметил оператор системы KC-46A Pegasus Рики Калер, осуществлявший управление ею во время испытательного полета. - Штанга оказалась очень «послушной» - я управлял ею, как будто бы это было продолжение моей руки». 10 февраля того же года была выполнена процедура передачи топлива в полете с борта второго прототипа KC-46A Pegasus самолету F/A-18: на этот раз использовались подкрыльевые агрегаты заправки.
Следом настала очередь самолета вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II, штурмовика A-10 Thunderbolt II (15 июля 2016 г.) и военно-транспортного C-17 Globemaster III (12 июля 2016 г.), а затем KC-46A сам дозаправился от другого танкера - сначала от KC-10, а затем от KC-135 и однотипного КС-46А. Наконец, 22 января 2019 г., «Пегас» выполнил первую заправку истребителя пятого поколения F-35A Lightning II. Согласно докладу Счетной палаты США, по состоянию на март 2019 г., были завершены испытания по дозаправке с помощью подфюзеляжной штанги самолетов F-16D, C-17A, A-10, B-52, F-15E и KC-46A, продолжались работы с F-35A и EC-130H, а подкрыльевые топливозаправочные агрегаты были испытаны при работе с палубными истребителями F/A-18C/D.
Первый KC-46A Pegasus был передан ВВС США 10 января 2019 г. Торжественная церемония, в ходе которой представители заказчика и главного подрядчика составили акт приема-передачи MIRR (Material Inspection Receiving Report), известный также как форма DD250, прошла на аэродроме предприятия Boeing в Сиэтле.
Технические характеристики KC-46A Pegasus
В период с 21 марта по 27 апреля 2012 г. объединенная кoмиccия Boeing Defense, Space & Security и ВВС США провела предварительную оценку проекта KC-46A Pegasus и пришла к выводу, что он полностью соответствует тактико-техническим требованиям, предъявляемым заказчиком, и можно приступать к рабочему проектированию новою машины. 16 октября 2012 г. в специализированном центре на территории предприятия Boeing в Боинг-Филд в Сиэтле приступили к сборке топливозаправочной штанги с электродистанционным управлением. «Топливозаправочная штанга для KC-46A Pegasus разработана на базе той, что применялась на самолете KC-10 и доказала свою высокую надежность в течение 30 лет эксплуатации, - подчеркнула вице-президент Boeing и руководитель программы Морин Догерти. - Мы повысили ее надежность, сделав ее существенно лучше».
12 декабря 2013 г. компания Boeing на своем заводе в Эверетте выполнила стыковку крыла и фюзеляжа на первом Boeing 767-2С, который был выделен для конвертации в KC-46A Pegasus, а 23 декабря Pratt and Whitney поставила первые два двигателя PW4062. В январе 2014 г. в постройке находились уже все четыре опытных KC-46A Pegasus. Первый летный образец Boeing 767-2С (KC-46A) - самолет EMD-1 (EMD - от Engineering, Manufacturing and Development) - поднялся в воздух с заводского аэродрома Пайн-Филд предприятия Boeing в Эверетте 28 декабря 2014 г. Полет продолжался 3 ч 32 мин и завершился по традиции на аэродроме Боинг-Филд в Сиэтле. Второй прототип «Пегаса», EMD-2, взлетел 25 сентября 2015 г. 24 января 2016 г. летчики-испытатели совместного экипажа, сформированного ВВС и Boeing, выполнили первую процедуру передачи топлива в полете. Опытный КС-46А (EMD-2) произвел взлет с аэродрома Боинг-Филд, выполнил несколько «сухих» стыковок с заправляемым самолетом, а затем, находясь на высоте около 6000 м, осуществил передачу чуть менее тонны топлива выделенному ВВС США для этого случая истребителю F-16.
«Управление подфюзеляжной топливозаправочной штангой в ходе полета оказалось выше всяких ожиданий, - отметил оператор системы KC-46A Pegasus Рики Калер, осуществлявший управление ею во время испытательного полета. - Штанга оказалась очень «послушной» - я управлял ею, как будто бы это было продолжение моей руки». 10 февраля того же года была выполнена процедура передачи топлива в полете с борта второго прототипа KC-46A Pegasus самолету F/A-18: на этот раз использовались подкрыльевые агрегаты заправки.
Следом настала очередь самолета вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II, штурмовика A-10 Thunderbolt II (15 июля 2016 г.) и военно-транспортного C-17 Globemaster III (12 июля 2016 г.), а затем KC-46A сам дозаправился от другого танкера - сначала от KC-10, а затем от KC-135 и однотипного КС-46А. Наконец, 22 января 2019 г., «Пегас» выполнил первую заправку истребителя пятого поколения F-35A Lightning II. Согласно докладу Счетной палаты США, по состоянию на март 2019 г., были завершены испытания по дозаправке с помощью подфюзеляжной штанги самолетов F-16D, C-17A, A-10, B-52, F-15E и KC-46A, продолжались работы с F-35A и EC-130H, а подкрыльевые топливозаправочные агрегаты были испытаны при работе с палубными истребителями F/A-18C/D.
Первый KC-46A Pegasus был передан ВВС США 10 января 2019 г. Торжественная церемония, в ходе которой представители заказчика и главного подрядчика составили акт приема-передачи MIRR (Material Inspection Receiving Report), известный также как форма DD250, прошла на аэродроме предприятия Boeing в Сиэтле.
Технические характеристики KC-46A Pegasus
Экипаж: 3 (2 пилота, 1 оператор дозаправки)
Пассажиры: 114 пассажиров, 18 поддонов 463L либо 58 раненых (24 мест для носилок, 34 ходячих)
Полезная нагрузка: 29500 кг
Длина: 50,5 м
Размах крыла: 48,1 м
Высота: 15,9 м
Масса пустого: 82377 кг
Масса снаряжённого: 128870 кг
Максимальная взлётная масса: 188240 кг
Двигательная установка: 2 х Pratt & Whitney PW4062, 282 кН каждый
Запас топлива: 96297 кг
Топлива для отдачи: 94198 кг
Максимальная скорость: 915 км/ч
Крейсерская скорость: 851 км/ч
Практическая дальность: 12200 км
Практический потолок: 12200 м