Экспериментальный самолёт Boeing Bird of Prey (получил название «Bird of Prey» в честь космического корабля из популярного научно-фантастического телесериала «Звездный путь»), проектировался с 1992 г. подразделением Phantom Works компании McDonnell Douglas в условиях глубокой секретности и полностью на ее собственные средства. Целью его создания была практическая отработка технологий снижения радиолокационной, инфракрасной, акустической и даже визуальной заметности перспективных боевых самолетов. Самолёт не получил индекса серии X, поскольку не являлся прототипом реального аппарата, а использовался только как тестовый стенд (технологический демонстрант) для отработки технологий невидимости stealth.
Самолёт Boeing Bird of Prey длиной 14,3 м не имел ни горизонтального, ни вертикального оперения, но получил сребренный несущий корпус и необычное стреловидное крыло размахом 7,0 м, установленное с большим углом поперечного V и снабженное отогнутыми вниз законцовками. Для управления аппаратом по всем трем осям использовалась пара элевонов на внутренних частях крыла и пара рулей (т.н. «руддеронов») на его законцовках, причем в целях снижения затрат решено было применить обычную гидромеханическую (а не электродистанционную) систему управления со специальными смесителями.
Из тех же соображений экономии при постройке «Хищной птицы» использовался ряд готовых комплектующих от других самолетов: стойки шасси - от пассажирского Beechcraft King Air, колеса и тормоза - от Grumman Gulfstream II, катапультное кресло летчика - от вертикально взлетающего истребителя-штурмовика V-8B, ручка управления и рычаг управления двигателем - от истребителя F-18, педали - от штурмовика А-4 Skyhawk и т.д. В качестве силовой установки был применен ТРДД Pratt & Whitney JT15D-5G тягой 1450 кгс (подобные двигатели использовались на административных пассажирских самолетах Cessna Citation. Hawker 400, Mitsubishi MU-300, учебно-тренировочных Aermacchi S-211, Alenia M-311 и др.). Его воздухозаборник был размещен в верхней части фюзеляжа и практически полностью «спрятан» за фонарем кабины летчика.
Постройка Bird of Prey велась на предприятии Phantom Works в Сент-Луисе, а для проведения испытаний самолет был перевезен на один их самых засекреченных удаленных полигонов ВВС США в пустыне Невада, известный под названием Грум Лэйк (пресловутая «Зона 51»). Первый полет выполнил на нем здесь 11 сентября 1996 г. старший летчик-испытатель подразделения Phantom Works компании McDonnell Douglas Руди Хог. Всего в период с сентября 1996 по апрель 1999 гг. состоялось 38 полетов Boeing Bird of Prey, 8 из них - на счету Руди Хога, 21 - летчика-испытателя ВВС США подполковника Дага Бенджамина и 9 - летчика-испытателя компании Boeing Джозефа Фелока. В ходе испытаний самолет, имевший взлетную массу 3350 кг, совершал полеты в диапазоне скоростей до 530 км/ч и высотах до 6100 м. На всю восьмилетнюю программу проектирования, постройки и испытаний Boeing Bird of Prey компания-разработчик потратила около 67 млн долл.
Спустя три года после завершения программы. в октябре 2002 г., экспериментальный самолет Boeing Bird of Prey был рассекречен и официально представлен публике на территории компании Boeing в Сент-Луисе, а в июле 2003 г., в один день с X-36, передан в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон.
Технические характеристики Boeing Bird of Prey
Самолёт Boeing Bird of Prey длиной 14,3 м не имел ни горизонтального, ни вертикального оперения, но получил сребренный несущий корпус и необычное стреловидное крыло размахом 7,0 м, установленное с большим углом поперечного V и снабженное отогнутыми вниз законцовками. Для управления аппаратом по всем трем осям использовалась пара элевонов на внутренних частях крыла и пара рулей (т.н. «руддеронов») на его законцовках, причем в целях снижения затрат решено было применить обычную гидромеханическую (а не электродистанционную) систему управления со специальными смесителями.
Из тех же соображений экономии при постройке «Хищной птицы» использовался ряд готовых комплектующих от других самолетов: стойки шасси - от пассажирского Beechcraft King Air, колеса и тормоза - от Grumman Gulfstream II, катапультное кресло летчика - от вертикально взлетающего истребителя-штурмовика V-8B, ручка управления и рычаг управления двигателем - от истребителя F-18, педали - от штурмовика А-4 Skyhawk и т.д. В качестве силовой установки был применен ТРДД Pratt & Whitney JT15D-5G тягой 1450 кгс (подобные двигатели использовались на административных пассажирских самолетах Cessna Citation. Hawker 400, Mitsubishi MU-300, учебно-тренировочных Aermacchi S-211, Alenia M-311 и др.). Его воздухозаборник был размещен в верхней части фюзеляжа и практически полностью «спрятан» за фонарем кабины летчика.
Постройка Bird of Prey велась на предприятии Phantom Works в Сент-Луисе, а для проведения испытаний самолет был перевезен на один их самых засекреченных удаленных полигонов ВВС США в пустыне Невада, известный под названием Грум Лэйк (пресловутая «Зона 51»). Первый полет выполнил на нем здесь 11 сентября 1996 г. старший летчик-испытатель подразделения Phantom Works компании McDonnell Douglas Руди Хог. Всего в период с сентября 1996 по апрель 1999 гг. состоялось 38 полетов Boeing Bird of Prey, 8 из них - на счету Руди Хога, 21 - летчика-испытателя ВВС США подполковника Дага Бенджамина и 9 - летчика-испытателя компании Boeing Джозефа Фелока. В ходе испытаний самолет, имевший взлетную массу 3350 кг, совершал полеты в диапазоне скоростей до 530 км/ч и высотах до 6100 м. На всю восьмилетнюю программу проектирования, постройки и испытаний Boeing Bird of Prey компания-разработчик потратила около 67 млн долл.
Спустя три года после завершения программы. в октябре 2002 г., экспериментальный самолет Boeing Bird of Prey был рассекречен и официально представлен публике на территории компании Boeing в Сент-Луисе, а в июле 2003 г., в один день с X-36, передан в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон.
Технические характеристики Boeing Bird of Prey
Команда: 1
Длина: 14.22 м
Размах крыла: 6.91 м
Высота: 2.82 м
Площадь крыла: 20.4 м
Максимальный вес взлёта: 3,356 кг
Силовая установка: 1 х Pratt & Whitney Canada JT15D-5C
Максимальная скорость: 482 км/ч
Потолок: 6,100 м
По материалам статьи - авторы: М.Жердев, А.Фомин
Первоисточник: журнал «Взлет» 2017 г. №05