Язык сайта


Мы в Вконтакте


Опытный истребитель танков «Объект 150» с ПТРК «Дракон» (СССР)

Посмотрело: 218, Голосов: 1



Опытный истребитель танков «Объект 150» с ПТРК «Дракон» (СССР)


Истребитель танков «Объект 150» с ПТРК «Дракон» был разработан на базе серийного танка Т-62 в 1964 г. в Нижнем Тагиле конструкторским бюро завода №183 под руководством Л.Н. Карцева. Ведущим конструктором машины был И.С.Бушнев. Испытания двух опытных образцов были проведены весной-осенью 1964 г. После доработки комплекса истребитель танков был рекомендован к принятию на вооружение. Приказом министра обороны СССР от 6 ноября 1968 г. истребитель танков «Объект 150» был принят на вооружение Советской Армии под наименованием «Истребитель танков ИТ-1». Его серийное производство было организовано на заводе №183. 

Истребитель танков «Объект 150» отличался от танка Т-62, в основном, конструкцией башни, внутренним устройством боевого отделения и уменьшением численности экипажа до трех человек. Он был вооружен пусковой установкой для ПТУР 3М7 «Дракон» и спаренным с ней 7,62- мм пулеметом ПКТ Слева от выдвижной пусковой установки в боевом отделении находилось рабочее место командира машины, справа - оператора. Стрельба управляемыми ракетами велась как из неподвижного истребителя танков, так и при его движении со скоростью до 25 км/ч благодаря установке электромеханического стабилизатора вооружения 2Э3 и стабилизации поля зрения дневного и ночного прицелов. Дальность стрельбы днем по неподвижной или движущейся цели составляла от 300 до 3000 м, ночью - до 900 м. 

Управляемая ракета 3М7 была выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имела кумулятивную боевую часть. Ракета массой 54 кг, диаметром 180 мм и длиной 1240 мм пробивала броневую плиту толщиной 250 мм, расположенную под углом 60° от вертикали. Для производства выстрела пусковая установка вместе с ракетой выдвигалась из боевого отделения на линию огня через люк в крыше башни. При пуске ракеты для предотвращения воздействия пороховых газов перед стеклами входных окон прицелов специальной системой ставилась воздушная завеса. После выстрела пусковая установка автоматически убиралась внутрь боевого отделения. Полетная скорость ракеты составляла 220 м/с. Система управления ракетой была полуавтоматической с передачей команд по радиоканалу с обратной оптической связью от источника света на ракете. Траектория полета ракеты была на 1,5-2 м выше линии прицеливания. При стрельбе ночью использовался режим ручного управления ракетой без превышения траектории полета ракеты над линией прицеливания.

Для заряжания пусковой установки в боевом отделении был установлен электромеханический механизм заряжания. Боекомплект к пусковой установке состоял из 15 ПТУР, из которых 12 ракет располагались в механизированной укладке в боевом отделении и 3 ракеты в отделении управления в немеханизированной боеукладке справа от механика-водителя. Боекомплект к спаренному пулемету ПКТ составлял 2000 патронов. Броневая защита корпуса истребителя танков «Объект 150» была такой же, как у танка Т-62. Сравнительно небольшой по высоте силуэт башни и отсутствие амбразуры для пушки позволили усилить броневую защиту башни. Подвижность истребителя танков была на уровне подвижности танка Т-62. Конструкция топливных баков в отделении управления в связи с отменой баков-стеллажей была изменена. Общая емкость трех топливных баков в отделении управления увеличилась на 20 л. и составила 695 л. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть не имели значительных конструктивных изменений. Истребитель танков был приспособлен для преодоления водных преград с помощью ОПВТ. 

В 1967 г. на обоих опытных образцах истребителей танков «Объект 150» были установлены для проведения испытаний однопоточные гидромеханические трансмиссии (ГМТ), разрабатывавшиеся для среднего танка Т-55. При прямолинейном движении истребителя танков мощность от двигателя В-55 передавалась последовательно через входной редуктор, двухреакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, коробку передач, двухступенчатые ПМП и бортовые редукторы на ведущие колеса. Часть мощности двигателя с насосного колеса комплексной гидропередачи ГТК-IIIс передавалась через специальные приводы на масляные насосы, компрессор и вентилятор системы охлаждения. Комплексная гидропередача была вынесена из картера коробки передач и установлена на место размещения главного фрикциона в аналогичной по компоновке механической трансмиссии танка Т-55. Она имела следующие основные показатели: максимальный КПД равнялся 0,886, активный диаметр - 410 мм, силовое передаточное отношение - 2,5. 

Интересным техническим решением в этой трансмиссии являлась конструкция трехступенчатой коробки передач, как пример использования простой (непланетарной) коробки передач с фрикционным включением передач. Двухвальная коробка передач с неподвижными осями обеспечивала движение на трех передачах вперед и на одной передаче назад. Включение каждой передачи осуществлялось соответствующими индивидуальными фрикционами, работавшими в масле, с трением стали по металлокерамике. Фрикционы имели гидравлическое включение и пружинное выключение. Автономная гидравлическая система трансмиссии обеспечивала принудительную смазку деталей и узлов коробки передач под давлением до 0,29 МПа (3 кгс/см), подпитку комплексной гидропередачи под давлением до 0,74 МПа (7,5 кгс/см) и циркуляцию масла. 

Автор статьи: Солянкин А.Г. 
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Рейтинг:
-
+1
+