Конструкторами «Военно-промышленной компании», была проведена инициативная работа по проработке варианта БТР-82 с передним расположением силовой установки и кормовым выходом десанта. В результате был создан опытный образец колесного бронетранспортера, получившего обозначение БТР-87. Это не просто бронированная машина с «перекроенной» компоновкой, а принципиально новый бронетранспортер, с качественно новыми характеристиками. В плане обеспечения защиты экипажа и десанта конструкторы использовали комплексный подход, а не просто пошли традиционными путями увеличения толщины брони и оптимизации углов ее наклона. При незначительном увеличении боевой массы, защитные свойства БТР-87 возросли качественно.
Баллистическая защита обеспечивается сварным корпусом из броневой стали с навесными панелями из броневой керамики или броневых титановых сплавов. В результате, лобовая проекция БТР-87 имеет баллистическую стойкость, обеспечивающую защиту от попадания снаряда автоматической пушки калибра 23-25 мм с расстояния в 500м. Верхний пояс корпуса выдерживает попадания пули полудюймового калибра с расстояния всего в 100 м. Днище имеет многослойную конструкцию из высокопрочной стали. Форма нижней части корпуса исключает концентраторы и ослабленные зоны, а также способствует отводу ударной волны при подрыве под колесом или днищем. Изменение профиля нижней части корпуса и установка травмобезопасных сидений позволяет сохранить жизнь десанта при подрыве до 6 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте под днищем корпуса. Посадка и высадка десанта производится через кормовую двухстворчатую распашную дверь. По требованию заказчика вместо нее может быть оборудована откидная кормовая аппарель. Для аварийного покидания машины, в том числе и при нахождении ее на плаву, используются четыре прямоугольных люка в крыше корпуса.
Важным в конструкции БТР-87 является унификация по применяемости узлов и агрегатов действующего производства заводов, находящихся в периметре управления ООО «ВПК». Это, прежде всего, узлы ходовой части и трансмиссии, боевое отделение, отдельные элементы бронированного корпуса и другие. В опытном образце БТР-87 смонтирован дистанционно управляемый боевой модуль. В составе комплекса вооружения этого модуля имеются 30-мм автоматическая пушка 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТМ и комплекс управляемого ракетного вооружения «Атака-Т» в сочетании с автоматизированной системой управления огнем (СУО). СУО БТР-87 обеспечивает стрельбу из всех видов оружия комплекса вооружения с места, с ходу и на плаву, днем и ночью с автоматическим удержанием линии визирования на цели с использованием тепловизионного канала и лазерного дальномера прицельного комплекса.
В новом бронетранспортере используется силовая установка в составе: дизельный 6-цилиндровый рядный двигатель ЯМЗ-53602, сцепление ЯМЗ-183-75 и пятиступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ-12051 российского производства. Опционно предусмотрена возможность установки гидромеханической передачи ГМП-3361 производства ОАО «МЗКТ» г. Минск. Установка высокоресурсного двигателя ЯМЗ-53602 обеспечивает его надежное использование по назначению на весь жизненный цикл (ресурс двигателя до капремонта – 350 000 км, против 150 000 км на БТР-82А). Наличие отечественного производства позволяет наращивать объемы выпуска в необходимых количествах в мирное время и в особый период. Схема трансмиссии БТР-87 с индивидуальным приводом каждого моста и наличие блокируемых дифференциалов обеспечивает высокую подвижность при движении по бездорожью, а на поле боя при подрыве позволяет сохранить подвижность бронетранспортера и жизнь личного состава.
В новом бронетранспортере используется силовая установка в составе: дизельный 6-цилиндровый рядный двигатель ЯМЗ-53602, сцепление ЯМЗ-183-75 и пятиступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ-12051 российского производства. Опционно предусмотрена возможность установки гидромеханической передачи ГМП-3361 производства ОАО «МЗКТ» г. Минск. Установка высокоресурсного двигателя ЯМЗ-53602 обеспечивает его надежное использование по назначению на весь жизненный цикл (ресурс двигателя до капремонта – 350 000 км, против 150 000 км на БТР-82А). Наличие отечественного производства позволяет наращивать объемы выпуска в необходимых количествах в мирное время и в особый период. Схема трансмиссии БТР-87 с индивидуальным приводом каждого моста и наличие блокируемых дифференциалов обеспечивает высокую подвижность при движении по бездорожью, а на поле боя при подрыве позволяет сохранить подвижность бронетранспортера и жизнь личного состава.
Установлен электропневматический привод коробки передач производства ООО «КОРА» г. Набережные Челны. Дистанционное управления переключением передач обеспечивает высокую скорость выбора передачи и на 30% снижает нагрузки на синхронизаторы. Дизель-генераторная установка ДГУ8-П27,5-ВМ2 c дизелем ТМЗ-650Д номинальной мощностью 8 кВт предназначена для обеспечения электроэнергией постоянного тока бортовой сети изделия при неработающем основном двигателе. Ее мощности вполне достаточно, чтобы одновременно могли работать средства связи, комплекс вооружения с электроприводами наведения оружия, система кондиционирования, фильтровентиляционная установка, приборы наблюдения механика-водителя и обеспечивалась зарядка аккумуляторных батарей.
Значительное внимание уделено эргономике машины. Размещение приборов наблюдения и расположение органов управления обеспечивают высокую работоспособность механика-водителя при совершении длительных маршей, а сиденье водителя обеспечивает травмобезопасность при подрыве на минах. Габаритные размеры корпуса БТР-87 обеспечивают комфортное размещение экипажа и десанта, возможность перевозки машины всеми видами транспорта, ее прохождение по всем технологическим линиям технического обслуживания и ремонта в войсках, хорошую мореходность при преодолении водных преград вплавь. Два мощных водомета, установленных в корме машины, обеспечивают бронетранспортеру максимальную скорость на плаву до 10 км/ч.
Компания «ВПК» предлагает Министерству обороны РФ в период 2018-2021 годов, создать на основе БТР-87 новое семейство машин, с повышенными показателями огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных свойств. Это позволит произвести замену в войсках массовых БТР-80/82. Очевидно, что разработанная по ТТЗ МО РФ перспективная колёсная платформа средней весовой категории «Бумеранг» в силу своей стоимости не сможет быть такой же массовой как БТР предыдущих поколений. В тоже время БТР-82А, идеологически устарели и соответствуют воззрениям на применение БТР еще времен «Холодной войны», т.е. слабо соответствуют современным реалиям. Кроме того, БТР-87 обеспечит лидерство России в категории БТР и на международных рынках – поддержит или даже придаст новый импульс экспорту БТР.
Технические характеристики БТР-87
Значительное внимание уделено эргономике машины. Размещение приборов наблюдения и расположение органов управления обеспечивают высокую работоспособность механика-водителя при совершении длительных маршей, а сиденье водителя обеспечивает травмобезопасность при подрыве на минах. Габаритные размеры корпуса БТР-87 обеспечивают комфортное размещение экипажа и десанта, возможность перевозки машины всеми видами транспорта, ее прохождение по всем технологическим линиям технического обслуживания и ремонта в войсках, хорошую мореходность при преодолении водных преград вплавь. Два мощных водомета, установленных в корме машины, обеспечивают бронетранспортеру максимальную скорость на плаву до 10 км/ч.
Компания «ВПК» предлагает Министерству обороны РФ в период 2018-2021 годов, создать на основе БТР-87 новое семейство машин, с повышенными показателями огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных свойств. Это позволит произвести замену в войсках массовых БТР-80/82. Очевидно, что разработанная по ТТЗ МО РФ перспективная колёсная платформа средней весовой категории «Бумеранг» в силу своей стоимости не сможет быть такой же массовой как БТР предыдущих поколений. В тоже время БТР-82А, идеологически устарели и соответствуют воззрениям на применение БТР еще времен «Холодной войны», т.е. слабо соответствуют современным реалиям. Кроме того, БТР-87 обеспечит лидерство России в категории БТР и на международных рынках – поддержит или даже придаст новый импульс экспорту БТР.
Технические характеристики БТР-87
Тип машины - колесная, четырехосная, полноприводная, плавающая
Колесная формула 8х8
Экипаж + десант, чел. 3+8
Боевая масса машины, кг 16200
Длина / ширина / высота, мм 7560×2985x3020
Колея, мм 2440
Клиренс мм 475
Двигатель: марка, тип ЯМЗ-53602. Р6 мощность, л.с 312
максимальный крутящий момент, кгс*м 125
Удельная мощность, л.с/т 19,26
Сцепление - фрикционное сухое однодисковое диафрагменное
Коробка передач механическая пятиступенчатая
Возможность установки автоматической трансмиссии - имеется
Раздаточная коробка - механическая двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом
Колесные редукторы - механические одноступенчатые
Подвеска - независимая торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 90
Максимальная скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода по топливу, км 700
Запас хода на плаву, ч 12
Емкость топливной системы, л 300
Боевой модуль:
– 30-мм автоматическая пушка 2А72
- 7,62-мм пулемет ПКТМ
- 4 х ПТУР «Корнет»
Вооружение:
- тип и калибр пушки, мм - 30-мм автоматическая 2А42
- тип и калибр спаренного пулемета, мм - 7,62-мм ПКТМ
- количество ПУ хтип ПТРК - 2 х «Атака-Т»
Дальность прицельной стрельбы из пушки 2А42, м 3600
Дальность прицельной стрельбы из пулемета ПКТМ, м 1500
Дальность прицельной стрельбы из ПТРК, м 6500
Боекомплект, шт.:
- 30-мм патронов к 2А72 - 500 в двух лентах
- 7,62-мм патронов к ПКТМ - 2 000 в одной ленте
- ПТУР - 4
Стабилизатор оружия в 2-х плоскостях
Кондиционер в штатной комплектации