Военные люди » Военный архив » Статьи » Т-28: многобашенный танк, который был... удачным! 

Т-28: многобашенный танк, который был... удачным! 


Это, дорогие читатели, пожалуй, уникальный случай в истории не только советского - мирового танкостроения. Дело в том, что в 30-е годы прошлого века и в СССР, и за рубежом увлекались созданием громоздких многобашенных танков. Идея была в том, чтобы увеличить огневую мощь, чтобы, если угодно, бортовой залп состоял не из одного снаряда, а как у корабля - из нескольких. Словом, должны были получиться этакие "сухопутные линкоры". И наделали их достаточно. Вспомним хотя бы наш Т-35 - десятиметровую громадину с пятью башнями, весьма эффектно смотревшуюся на парадах. Вот, правда, во время боевых действий эффективность Т-35 оказалась, так скажем, неоднозначной. То же самое можно сказать и о других многобашенных проектах - как наших (Т-100, СМК), так и зарубежных (французский Char 2C, английский A1E1 Independent, японский Type 95 Ro-Go (Heavy) и т.д.). 

На их фоне неожиданно выгодно выделяется Т-28. Казалось бы - та же многобашенная компоновка (3 башни), к тому же этот наш танк фактически являлся переработкой английского трехбашенного же Виккерс A6 (он же Виккерс 16-тонный).

Впрочем, полным копированием это не было - да, наши в 1930 году хотели именно приобрести Виккерс A6 для его дальнейшего производства у нас (так же, как приобрели Виккерс 6-тонный, ставший у нас танком Т-26), однако англичане выдвинули ряд неприемлемых условий. В результате танк наши не купили и решили разработать аналогичную машину своими силами. Так что в новую конструкцию хотя и вошел опыт, полученный нашими инженерами в Англии во время работы закупочной комиссии с Виккерсом, но он был существенно дополнен оригинальными наработками советских танкостроителей. 

Производство нового танка, получившего наименование Т-28, развернули в 1932 году на заводе "Красный путиловец" (будущий Кировский завод). И хотя этот процесс сопровождался массой производственных трудностей, в апреле 1933 года уже готова была первая партия танков. Десять из них 1 мая 1933 года прошли по Красной площади на Первомайском параде. 

Всего с 1933 по 1940 год было произведено 524 танка. Т-28 представлял собой трехбашенный танк с двухярусным расположением вооружения (в центральной башне находились 76-мм пушка и пулемет, в боковых - по одному пулемету). Экипаж состоял из шести человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции стрелка из башенного пулемёта и заряжающего пушки; радиста, выполнявшего также функции второго заряжающего; наводчика и двух стрелков пулемётных башен. Кстати, что интересно - в отличие от многих других советских танков того времени, все Т-28 были укомплектованы радиостанциями.
Хотя Т-28 считались средними танками, они стояли на вооружении тяжелых танковых бригад. Первое боевое применение этих танков произошло в 1939 году во время Освободительного похода в Западную Украину и Западную Белоруссию; впрочем, особых боев там не было. А вот во время Зимней войны 1939-1940 гг. Т-28 прошли полноценное "испытание огнем". И прошли с честью, надо сказать. В боях на Карельском перешейке участвовала 20-я тяжелая танковая бригада им. Кирова. Т-28 здесь использовались по своему прямому назначению - как танки поддержки пехоты при прорыве линии Маннергейма. Они легко двигались по снегу глубиной 80—90 см, хорошо преодолевали рвы, эскарпы и прочие противотанковые заграждения, а огневой мощи их 76-мм пушек вполне хватало для эффективной борьбы с ДЗОТами и даже небольшими ДОТами, при этом множество пулемётов позволяло создавать настоящий ливень свинца во вражеских окопах. Конечно, были и определенные недостатки - в частности, броня оказалась откровенно слабой для средних танков, поскольку не позволяла им эффективно противостоять огню финской противотанковой артиллерии, в частности, 37-мм пушек "Бофорс". Но, так или иначе, по сравнению с другими нашими танками, особенно Т-26 и БТ, Т-28 действовали на удивление удачно. 

Командование Красной Армии высоко оценило действия 20-й тяжелой танковой бригады в Зимней войне. В апреле 1940 года Указом президиума Верховного Совета СССР бригада была награждена орденом Боевого Красного Знамени и стала именоваться Краснознамённой. 21 танкист из состава удостоился звания Героя Советского Союза, 613 человек были представлены к орденам и медалям. 

К началу Великой Отечественной войны Т-28, прямо скажем, морально устарел. В то же время по своим характеристикам он превосходил все имеющиеся на 1941 год в вермахте танки, кроме Pz IV. Проблема, однако, была в том, что большинство танков было уже сильно изношено, да и запчастей не хватало - Кировский завод к тому времени уже перешел на выпуск новых машин (в частности, КВ-1), а потому выпускал этих самых запчастей для Т-28 все меньше и меньше. Собственно, сильная изношенность и послужила основной причиной выхода из строя в первые же месяцы войны практически всех Т-28, имевшихся в Красной Армии. Так, 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса, лишившаяся с 22 июня по 1 августа 1941 года 51 танка Т-28, потеряла их вот по каким причинам. В бою были подбиты лишь 4 машины, ещё 4 вышли из строя при выполнении боевой задачи, 4 были оставлены исправными из-за отсутствия горюче-смазочных материалов, 3 пропали без вести, и 2 застряли на препятствиях. Остальные 32 танка (то есть значительно больше половины) вышли из строя по техническим причинам и были оставлены своими экипажами ввиду невозможности их ремонта.
В то же время исправный Т-28 в руках умелого экипажа мог нанести неприятелю весьма чувствительные потери. К примеру, 3 июля 1941 года Т-28под командованием майора танковых войск Васечкина с экипажем из механика-водителя Дмитрия Малько и трёх курсантов совершил рейд по уже захваченному немцами Минску, тараня вражеские грузовики, сбивая пехоту, уничтожая противника огнём пушки и пулемётов. Была уничтожена группа солдат и грузовик на ул. Ворошилова, колонна мотоциклистов на ул. Ульянова, сосредоточение живой силы и техники противника на ул. Янки Купалы и в парке им. Горького. Истратив боеприпасы, танк стал выходить из города и был остановлен только на восточной окраине огнём противотанковой батареи. 

Некоторое количество Т-28 участвовали в битве за Москву, и еще несколько танков противостояли гитлеровцам под Ленинградом (здесь было проще всего обеспечить их запчастями, некоторое количество которых еще хранилось на Кировском заводе). Последнее боевое применение Т-28 состоялось аж в 1944 году - при снятии блокады Ленинграда.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 21-01-2021, 19:22>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...