Это, дорогие читатели, пожалуй, уникальный случай в истории не только советского - мирового танкостроения. Дело в том, что в 30-е годы прошлого века и в СССР, и за рубежом увлекались созданием громоздких многобашенных танков. Идея была в том, чтобы увеличить огневую мощь, чтобы, если угодно, бортовой залп состоял не из одного снаряда, а как у корабля - из нескольких. Словом, должны были получиться этакие "сухопутные линкоры". И наделали их достаточно. Вспомним хотя бы наш Т-35 - десятиметровую громадину с пятью башнями, весьма эффектно смотревшуюся на парадах. Вот, правда, во время боевых действий эффективность Т-35 оказалась, так скажем, неоднозначной. То же самое можно сказать и о других многобашенных проектах - как наших (Т-100, СМК), так и зарубежных (французский Char 2C, английский A1E1 Independent, японский Type 95 Ro-Go (Heavy) и т.д.).
На их фоне неожиданно выгодно выделяется Т-28. Казалось бы - та же многобашенная компоновка (3 башни), к тому же этот наш танк фактически являлся переработкой английского трехбашенного же Виккерс A6 (он же Виккерс 16-тонный).
Производство нового танка, получившего наименование Т-28, развернули в 1932 году на заводе "Красный путиловец" (будущий Кировский завод). И хотя этот процесс сопровождался массой производственных трудностей, в апреле 1933 года уже готова была первая партия танков. Десять из них 1 мая 1933 года прошли по Красной площади на Первомайском параде.
Всего с 1933 по 1940 год было произведено 524 танка. Т-28 представлял собой трехбашенный танк с двухярусным расположением вооружения (в центральной башне находились 76-мм пушка и пулемет, в боковых - по одному пулемету). Экипаж состоял из шести человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции стрелка из башенного пулемёта и заряжающего пушки; радиста, выполнявшего также функции второго заряжающего; наводчика и двух стрелков пулемётных башен. Кстати, что интересно - в отличие от многих других советских танков того времени, все Т-28 были укомплектованы радиостанциями.
Командование Красной Армии высоко оценило действия 20-й тяжелой танковой бригады в Зимней войне. В апреле 1940 года Указом президиума Верховного Совета СССР бригада была награждена орденом Боевого Красного Знамени и стала именоваться Краснознамённой. 21 танкист из состава удостоился звания Героя Советского Союза, 613 человек были представлены к орденам и медалям.
К началу Великой Отечественной войны Т-28, прямо скажем, морально устарел. В то же время по своим характеристикам он превосходил все имеющиеся на 1941 год в вермахте танки, кроме Pz IV. Проблема, однако, была в том, что большинство танков было уже сильно изношено, да и запчастей не хватало - Кировский завод к тому времени уже перешел на выпуск новых машин (в частности, КВ-1), а потому выпускал этих самых запчастей для Т-28 все меньше и меньше. Собственно, сильная изношенность и послужила основной причиной выхода из строя в первые же месяцы войны практически всех Т-28, имевшихся в Красной Армии. Так, 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса, лишившаяся с 22 июня по 1 августа 1941 года 51 танка Т-28, потеряла их вот по каким причинам. В бою были подбиты лишь 4 машины, ещё 4 вышли из строя при выполнении боевой задачи, 4 были оставлены исправными из-за отсутствия горюче-смазочных материалов, 3 пропали без вести, и 2 застряли на препятствиях. Остальные 32 танка (то есть значительно больше половины) вышли из строя по техническим причинам и были оставлены своими экипажами ввиду невозможности их ремонта.
Некоторое количество Т-28 участвовали в битве за Москву, и еще несколько танков противостояли гитлеровцам под Ленинградом (здесь было проще всего обеспечить их запчастями, некоторое количество которых еще хранилось на Кировском заводе). Последнее боевое применение Т-28 состоялось аж в 1944 году - при снятии блокады Ленинграда.