22 июня 1940 года в Компьенском лесу было подписано перемирие между Францией и Германией. Фактически это означало поражение Франции во Второй мировой войне. Для многих то, что Франция смогла продержаться всего 40 дней после начала немецкого наступления, стало настоящим шоком. К началу Второй мировой войны французы имели второе после СССР в мире количество танков, и кажется невероятным, что эта армада не смогла оказать достойного сопротивления немцам. Но это поражение было запрограммировано. И дело тут даже не в том, что яростно сражавшиеся французские танкисты имели мало опыта. Во многом поражение 1940 года предопределили сами танки, на которых воевали французы.
Лики минувшей войны
В ходе Первой мировой войны французы оказались вторыми, кто запустил производство танков и применил их в бою. Несмотря на то что первенство было за англичанами, следует признать: французы оказались лучшими танкостроителями на тот момент. Дело в том, что Эмиль Римайо, главный конструктор FAMH, применил на этом танке электрическую трансмиссию. В отличие от англичан, французы быстро отказались от концепции «огненного ежа», при которой пулемётное вооружение размещалось по периметру машины.
Вместо этого к 1917 году развилась концепция танка с башенным расположением вооружения. Кроме того, французы стали первыми, кто запустил в серию лёгкий танк — им стал знаменитый Renault FT. Это был лучший и самый массовый танк Первой мировой войны, производство которого разместили на нескольких предприятиях.
Успехи французского танкостроения стали и причиной его стагнации. Начало 20-х годов французская армия встретила, имея на вооружении около трёх с половиной тысяч Renault FT и несколько сотен устаревших средних танков. Если средние танки довольно быстро ушли в небытие, то Renault FT ждала карьера, продолжавшаяся два с лишним десятка лет. Этих машин было слишком много, чтобы французская армия задумывалась об их быстрой замене. Резкое снижение финансирования лишь усугубило ситуацию. Впрочем, главная проблема состояла не в финансировании или излишнем количестве танков. Снижение финансирования не помешало тем же англичанам и американцам заниматься экспериментальными работами, тем самым прощупывая возможные перспективы. В результате американцы, не получив по разным причинам новые серийные танки, провели большую работу, которая пригодилась уже в 30-е годы.
Англичане же заняли лидирующие позиции по выпуску танков как для себя, так и на экспорт. Лишь французы занимались в основном тем, что пытались модернизировать Renault FT.
Единственной крупной программой, подразумевавшей выпуск опытных образцов, стало создание «боевых танков» (char de bataille, или Char B). Идеологом их разработки был генерал Жан-Батист Эстьен, ранее ставший отцом французского танкостроения. В своё время идеи Эстьена стали революционными, но уже в 20-е годы к ним появилась масса вопросов.
В итоге к началу 1930 года французская армия не получила ничего принципиально нового. Что ещё хуже, концептуально генерал Эстьен и командование французской армии всё ещё пребывали в уверенности: следующая война будет такой же, как Первая мировая.
Без шансов на победу
Без шансов на победу
Далее по обе стороны фронта началась лихорадочная работа по усилению военного потенциала. В этот момент шансы французской армии стали стремительно таять. В то время как немцы сделали ставку на производство средних танков, французы избрали приоритетным направлением выпуск Char B1 bis. Это была поистине чудовищная ошибка: дорогой и перегруженный танк даже в условиях перестройки производства не стал бы по-настоящему массовым. Помимо Renault, ещё до войны к выпуску этого танка подключили FAMH, FCM и Schneider.
Отдельно стоит упомянуть французские заводы. Ключевые танкостроительные предприятия (Renault, AMX, Hotchkiss, APX и ARL) располагались вокруг Парижа. Это касалось и 100% предприятий, выпускавших танковое вооружение. Когда немцы в июне 1940 года подошли к Парижу, французы фактически остались без большей части предприятий, выпускавших танки, а также без танковых моторов и орудий. Собственно говоря, после этого какое-либо сопротивление не имело смысла. Также стоит отметить, что в 1940 году французские заводы фактически работали на пределе возможностей, поэтому качество изготовления танков довольно сильно упало (особенно это было заметно по второй партии Char D2). Из частей поступали многочисленные жалобы на низкую надёжность танков. Как известно, чудес не бывает, и за увеличение количества приходится платить качеством. Что ещё хуже, возможностей для наращивания выпуска у французов попросту не осталось. В этом свете несколько наивно выглядели планы по освоению ARL V 39 и SOMUA SAu 40 — это происходило бы разве что за счёт снижения выпуска других танков. Ни о какой «Франции 1941», о которой иногда грезят любители альтернативной истории, не могло быть и речи. Даже если бы немцев удалось удержать в мае-июне 1940 года, дальнейшее поражение являлось вопросом времени. Немцы всё равно переигрывали французов и по количеству танков, и тем более по качеству.