Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Бронеавтомобиль GKN Sankey AT105 «Saxon» (Великобритания)

Бронеавтомобиль GKN Sankey AT105 «Saxon» (Великобритания)


Бронеавтомобиль GKN Sankey AT105 «Saxon» (Великобритания)Бронированная колесная машина GKN Sankey AT105 «Saxon» - первый английский бронеавтомобиль, разработанный специально для борьбы с беспорядками в городах и для противопартизанских действии. Непосредственным предшественником AT105 был бронеавтомобиль AT104. Так же как и у AT104, конструкция AT105 «Saxon» построена вокруг ходовой части 4-тонного военного грузового автомобиля «Bedford» 4х4. По сравнению с предшественником у AT105 «Saxon» резко усилена бронезащита сварного корпуса новой формы, образованного стальными бронелистами толщиной 16 мм. Опыт весьма специфических боевых действий британской армии в Ольстере показал необходимость «кругового» равномерного бронирования специализированной боевой машины, поскольку в городе с враждебно настроенным населением и большим количеством террористов угроза может исходить с любого направления. 

Броней требовалось прикрыть не только людей, но и основные узлы и агрегаты: мотор, трансмиссию, радиатор. Особую опасность для личного состава и бронеавтомобилей в Северной Ирландии представляли снайперы, вооруженные винтовками AR-18, огонь из которых зачастую велся чуть ли не в упор. Броня AT104 пули снайперских винтовок, выпущенные с близкого расстояния, не держала; корпус нового бронеавтомобиля более устойчив. Исходя из уровня бронезащиты, на момент разработки боевая машина AT105 «Saxon» была одной из самых трудноуязвимых в мире. Днище корпуса выполнено плоским, V-образным для ослабления взрывной волны мины. В случае подрыва бронеавтомобиля AT105 «Saxon» на противотанковой мине выходит из строя ходовая часть, а люди, находящиеся внутри бронекорпуса, не страдают. В ходе испытаний один из бронеавтомобилей подорвали на английской противотанковой мине Mk.7. После взрыва животные, находящиеся внутри машины, уцелели, хотя и были ошарашены происшедшим. 

Для посадки и высадки членов экипажа и десантников в корпусе имеются две двери в кормовой части корпуса и по одной большой двери с каждого борта. Экипаж состоит из двух человек (командира и водителя), места которых находятся в передней части машины. Десант (восемь-десять человек) размещается в боевом отделении. Место командира находится сзади места водителя. По оси машины, над сиденьем командира в крыше корпуса расположены четырехгранная командирская башенка с наблюдательными приборами и люк. По желанию заказчика вместо командирской башенки может быть установлена закрытая вращающаяся башня с легким вооружением. Десантники могут вести огонь из личного оружия через шесть прикрываемых бронезаслонками амбразур.

Бронеавтомобиль AT105 «Saxon», учитывая его характеристики и историю создания, вполне уместно назвать «броневиком для Северной Ирландии». Однако, проектируя эту машину, фирма GKN рассчитывала в первую очередь на экспортные заказы, не оставляя при этом надежду продать бронеавтомобили и в пределах отечества. Как известно, Англия - страна особенная, и уличное движение там тоже особенное - левостороннее. Поэтому и бронеавтомобиль AT105 «Saxon» разрабатывался в двух «зеркальных» вариантах: с левым расположением места водителя - для поставок на экспорт и с правым - для нужд Британии. Водитель имеет хороший обзор через четыре наблюдательных блока с бронестеклами, обеспечивающими уровень защиты такой же, как и у бронелистов корпуса. Колесную базу машины сделали более короткой, что улучшило маневренность в стесненных городских условиях. 

Все четыре колеса - ведущие, привод на два передних может отключаться. Подвеска колес - обычная, с использованием листовых рессор и гидравлических амортизаторов. Основное назначение бронеавтомобиля AT105 «Saxon» предполагает его применение на хороших дорогах. Проходимость машины по бездорожью и в условиях крутых подъемов и спусков несколько хуже, чем у других бронеавтомобилей, но все же лучше, чем у исходного грузовика «Bedford». В отличие от большинства военных бронированных колесных машин AT105 «Saxon» не является амфибией. Двигатель устанавливается сбоку от водителя - справа или слева, в зависимости от варианта машины. Стандартным считается шестицилиндровый дизель Дженерал Моторс «Bedford 500» мощностью 147 л.с. (такой же мотор стоит и на грузовых автомобилях «Bedford»), предусмотрена возможность установки восьмицилиндрового бензинового двигателя с непосредственным впрыском Rolls-Royce В81 мощностью 164 л. с. Коробка передач - автоматическая ALLISON AT-540.
Разработка бронеавтомобиля AT105 «Saxon» началась в 1975 г., а в 1976 г. была построена первая машина. Как и ожидалось, первые заказы поступили из стран третьего мира, которым была нужна недорогая бронированная машина для противопартизанских операций, поддержания порядка в городах и охраны гражданские аэропортов. Бронеавтомобиль AT105 «Saxon» закупили Абу-Даби, Бахрейн, Гонконг, Кувейт, Малайзия, Оман и Нигерия. В 1978 г, британская армия выпустила требования к бронированной колесной машине, предназначенной для действий против террористов и поддержания порядка, иначе говоря, требовался полицейский броневик. Возможность участия таких машин в «большой войне» рассматривалась как второстепенная. Объяснялись столь необычные для вооруженных сил развитой промышленной страны требования бесконечными конфликтами в Северной Ирландии, а на поле боя английские генералы планировали использовать гусеничные БМП MCV-80. 

Испытания бронеавтомобиля AT105 «Saxon» в британской армии проводились в 1978 г., но финансовые ограничения не позволили принять машину на вооружение. Двумя годами спустя состоялись крупные учения британской армии «Crusader-80», показавшие неадекватность английской концепции переброски пехотных батальонов современным условиям. Немоторизованная пехота обычно совершала марши на большие расстояния на грузовых автомобилях. Грузовики не были защищены от огня стрелкового оружия, мин, осколков авиационных и артиллерийских снарядов, бомб; кроме того, они входили в состав транспортных частей или вообще относились к гражданским компаниям. Таким образом, для передислокации пехотных подразделений требовались дополнительные согласования, лишнее время также затрачивалось на подачу автотранспорта. В результате анализа результатов учений появилась концепция «такси для поля боя» - бронированного автомобиля, способного доставлять непосредственно на передовую отделение пехотинцев из десяти человек с полным вооружением. 

Наиболее походящим кандидатом среди британской колесной техники оказался бронеавтомобиль AT105 «Saxon». В 1980 г. три машины были переданы 2-й пехотной дивизии для полевых испытаний и проверки на соответствие армейским требованиям, где на первое место выдвигалось «участие в конфликте с применением обычного оружия». Военные пришли к выводу, что бронеавтомобиль можно принять на вооружение после проведения ряда доработок. Важнейшим требованием было обеспечение автономности действий бронеавтомобиля в течение 48 ч. Для его выполнения требовалось увеличить возимые запасы топлива, снаряжения и боеприпасов. Чтобы увеличить внутренние объемы, пригодные для размещения дополнительного снаряжения, пришлось несколько перекомпоновать десантное отделение и удалить по одной амбразуре и смотровому прибору с каждой стороны корпуса. Вместо двух боковых дверей в корпусе оставили одну - с правой стороны. На месте левой двери, снаружи корпуса установили два больших ящика, в которых при необходимости можно перевозить ПТРК LAW-80. По углам командирской башенки появились кронштейны для установки пулеметной турели. 

Испытания модернизированного бронеавтомобиля завершились в 1983 г., и под названием «Saxon APC» он был принят на вооружение. Первая партия из 43 машин, в том числе 36 автомобилей «section vehicles» (транспортное средство отделения), четыре командно-штабных машины и три - ремонтно-эвакуационных, в 1984 г. была передана 19-й пехотной бригаде. Бронеавтомобилями AT105 «Saxon» вооружались пехотные подразделения, дислоцировавшиеся на территории метрополии, которые в случае войны должны были бы усилить Британскую Рейнскую армию в ФРГ. На базе бронетранспортера AT105 «Saxon» разработано несколько модификаций специализированных машин: командная, санитарная, ремонтно-эвакуационная. 

Тактико-технические характеристики AT105 «Saxon» ъ

Колёсная формула 4х4 
Экипаж, чел. 2 
Десант, чел. 8 
Боевая масса, кг 11 660 
Масса пустого, кг 9 940 
Длина, м 5,17 
Ширина, м 2,49 
Высота по крыше башенки, м 2,63 
Дорожный просвет, м 
- по корпусу 0,43 
- по оси 0,36 
Колесная база, м 3,07 
Ширина колеи (по задней оси), м 2,06 (2,16) 
Тип брони - стальная, противопульная 
Двигатель Bedford 500 
Скорость по шоссе, км/ч 96 
Запас хода по шоссе, км 510 
Емкость топливного бака, л 153 
Преодолеваемые препятствия: 
подъем, град. 69 
высота стенки, м 0,41 
глубина брода, м 1,12
  • Не нравится
  • -1
  • Нравится
от 16-01-2021, 16:46>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...