Будучи первым в истории авианосцем с ядерной силовой установкой, USS Enterprise выделялся «футуристическим» внешним видом и необычайно мощным авиационным вооружением при полном отсутствии вооружения оборонительного. Его несомненно можно поставить в один ряд с самыми эпохальными боевыми кораблями XX века - такими как линкор «Дредноут» и АПЛ «Наутилус». Вопрос о создании ударного авианосца с энергетической установкой на ядерном топливе впервые был поднят американцами еще в 1946 году. Однако к реализации идеи приступили не сразу: расчеты показали, что использование атомной энергии на авианосцах, как это ни странно на первый взгляд, менее выгодно, чем на кораблях других классов. Постройка USS Enterprise на верфи в г. Ньюпорт-Ньюс началась в ноябре 1957 года, но официальная церемония закладки состоялась лишь 4 февраля 1958 года. Корабль был спущен на воду 24 сентября 1960 года и принят флотом 25 ноября следующего года.
Дело в том, что при активных боевых действиях запас горючего для самолетов и авиабомб иссякает во много раз быстрее, чем запас котельного мазута, и повысить автономность авианосца за счет атомной энергетики не получится - за исключением лишь тех случаев, когда корабль будет нести патрульную службу в отдаленных регионах в мирное время. Вместе с тем ядерная силовая установка обладала рядом других преимуществ: она позволяла несколько уменьшить объем машинно-котельных отделений за счет ликвидации топливных танков, обеспечить лучшую защиту вентиляционных шахт от воздействия оружия массового поражения, исключить задымленность полетной палубы и коррозионное воздействие дыма на антенны РЛС. Поэтому в бюджет 1958 года постройку атомного авианосца все же включили. Проект «Энтерпрайза» разрабатывался на основе ударного авианосца Kitty Hawk class. Любопытно, что, несмотря на отсутствие котельного топлива, система противоторпедной защиты (ПТЗ) осталась прежней, предусматривавшей заполнение части отсеков жидкостью. Поэтому, хотя масса ядерной установки по сравнению с паротурбинной почти не изменилась, размерения корпуса пришлось увеличить: в отсеках ПТЗ корабль возил значительное количество забортной воды, лишь позже частично замененной дополнительным запасом авиатоплива.
Дело в том, что при активных боевых действиях запас горючего для самолетов и авиабомб иссякает во много раз быстрее, чем запас котельного мазута, и повысить автономность авианосца за счет атомной энергетики не получится - за исключением лишь тех случаев, когда корабль будет нести патрульную службу в отдаленных регионах в мирное время. Вместе с тем ядерная силовая установка обладала рядом других преимуществ: она позволяла несколько уменьшить объем машинно-котельных отделений за счет ликвидации топливных танков, обеспечить лучшую защиту вентиляционных шахт от воздействия оружия массового поражения, исключить задымленность полетной палубы и коррозионное воздействие дыма на антенны РЛС. Поэтому в бюджет 1958 года постройку атомного авианосца все же включили. Проект «Энтерпрайза» разрабатывался на основе ударного авианосца Kitty Hawk class. Любопытно, что, несмотря на отсутствие котельного топлива, система противоторпедной защиты (ПТЗ) осталась прежней, предусматривавшей заполнение части отсеков жидкостью. Поэтому, хотя масса ядерной установки по сравнению с паротурбинной почти не изменилась, размерения корпуса пришлось увеличить: в отсеках ПТЗ корабль возил значительное количество забортной воды, лишь позже частично замененной дополнительным запасом авиатоплива.
Полетная палуба авианосца USS Enterprise имела рекордную площадь - более 18 тыс. кв. м. На ней располагались четыре паровые катапульты, шесть аэрофинишеров и четыре бортовых самолетоподъемника максимальной грузоподъемностью по 50 т. Используя все катапульты, «Энтерпрайз» мог поднимать в воздух по четыре самолета каждые 15 секунд. Под полетной палубой располагался закрытый ангар, простиравшийся примерно на две трети длины корпуса и имевший высоту 7,6 м. Запас авиатоплива - 9,38 млн. л керосина и 363,3 тыс.л. бензина - хранился в хорошо защищенных цистернах под нижней палубой. Емкость погребов авиабомб - 1800 т; позже (в начале 1970-х) ее увеличили до 2524 т. Яркая отличительная черта внешнего вида USS Enterprise - форма надстройки («острова») с фазированными антеннами трехкоординатных РЛС обнаружения и сопровождения AN/SPS-32 и SPS-33 (американские моряки называли их billboards -рекламные щиты). Выше на куполообразной надстройке размещались антенны системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В ходе модернизации в 1979-1982 годах фазированные решетки антенн сняли; вместо них установили стандартные РЛС AN/SPS-48C, SPS-49, SPS-65 и SPS-10B. Соответственно, «остров» приобрел более традиционные очертания.
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ
Энергетическая установка включала в себя 8 ядерных реакторов Westinghouse A2W, 32 парогенератора и 4 паротурбинных агрегата с зубчатой передачей. Каждый агрегат работал на собственный пятилопастный гребной винт диаметром 6,4 м. Чтобы обеспечить гигантскому кораблю приемлемую маневренность, его оснастили четырьмя рулями. Первая перезарядка активной зоны реакторов была произведена после трех лет эксплуатации, в течение которой USS Enterprise прошел 207 тыс. миль. Последующие перезарядки реакторов обеспечивали дальность плавания в 300 тыс. миль. На авианосце имелась необычайно мощная судовая электростанция, состоявшая из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех дизель-генераторов по 1000 кВт.
ВООРУЖЕНИЕ
Оборонительное вооружение по проекту должно было включать два ЗРК RIM-2 Terrier, однако их так и не установили, и корабль вступил в строй вообще без собственного вооружения. Отчасти это объяснялось желанием немного компенсировать и без того очень высокую стоимость постройки, но основная причина заключалась в тогдашней концепции, согласно которой оборона авианосца возлагалась на его самолеты. Лишь в 1967 году на USS Enterprise установили две пусковые установки (ПУ) Mk.25 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow. В ходе модернизации в 1979-1982 годах эти ПУ заменили тремя Mk.57, а также дополнительно установили три 20-мм зенитно-артиллерийских комплекса Mk.15 Phalanx CIWS. В 1991-1994 годах USS Enterprise прошел 42-месячную модернизацию, после которой полное водоизмещение корабля выросло до 93 400 т, осадка - до 11,9 м, а численность экипажа вместе с авиаперсоналом - до 5570 чел. Стоимость постройки USS Enterprise для своего времени была астрономической - 451,1 млн долларов; модернизация 1979-1982 годов обошлась в 276,7 млн.
Состав авиагруппы
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ
Энергетическая установка включала в себя 8 ядерных реакторов Westinghouse A2W, 32 парогенератора и 4 паротурбинных агрегата с зубчатой передачей. Каждый агрегат работал на собственный пятилопастный гребной винт диаметром 6,4 м. Чтобы обеспечить гигантскому кораблю приемлемую маневренность, его оснастили четырьмя рулями. Первая перезарядка активной зоны реакторов была произведена после трех лет эксплуатации, в течение которой USS Enterprise прошел 207 тыс. миль. Последующие перезарядки реакторов обеспечивали дальность плавания в 300 тыс. миль. На авианосце имелась необычайно мощная судовая электростанция, состоявшая из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех дизель-генераторов по 1000 кВт.
ВООРУЖЕНИЕ
Оборонительное вооружение по проекту должно было включать два ЗРК RIM-2 Terrier, однако их так и не установили, и корабль вступил в строй вообще без собственного вооружения. Отчасти это объяснялось желанием немного компенсировать и без того очень высокую стоимость постройки, но основная причина заключалась в тогдашней концепции, согласно которой оборона авианосца возлагалась на его самолеты. Лишь в 1967 году на USS Enterprise установили две пусковые установки (ПУ) Mk.25 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow. В ходе модернизации в 1979-1982 годах эти ПУ заменили тремя Mk.57, а также дополнительно установили три 20-мм зенитно-артиллерийских комплекса Mk.15 Phalanx CIWS. В 1991-1994 годах USS Enterprise прошел 42-месячную модернизацию, после которой полное водоизмещение корабля выросло до 93 400 т, осадка - до 11,9 м, а численность экипажа вместе с авиаперсоналом - до 5570 чел. Стоимость постройки USS Enterprise для своего времени была астрономической - 451,1 млн долларов; модернизация 1979-1982 годов обошлась в 276,7 млн.
Состав авиагруппы
На 1966 г.: 24 истребителя F-4B, 3 разведчика RA-5C, 24 штурмовика A-4C, 12 штурмовиков A-6A, 6 штурмовиков A-3B, 3 разведчика RA-3B, 3 самолета РЭБ EA-3B, 4 самолета ДРЛО E-2C, 4 вертолета UH-2A.
На 1975 г.: 24 истребителя F-14A, 3 разведчика RA-5C, 24 штурмовика A-7, 12 штурмовиков A-6A, 4 самолета РЭБ EA-6B, 4 самолета-заправщика KA-6D, 4 самолета ДРЛО E-2C, 10 самолетов ПЛО S-3A, 8 вертолетов SH-3H.
На 1999 г.: 20 истребителей F-14A, 36 истребителей-штурмовиков F/A-18, 4 самолета РЭБ EA-6B, 4 самолета ДРЛО E-2C, 6 самолетов ПЛО S-3A, 4 вертолета SH-60F
CVN-65 Enterprise стал восьмым по счету кораблем американского флота с таким именем. Первым из его предшественников был парусный шлюп (1775 г.), а последним - знаменитый авианосец типа «Йорктаун» (1938г.) В американском флоте USS Enterprise имел прозвище Big Е - «Большой Э». USS Enterprise находился в строю 51 год. Общее число моряков, служивших на нем, - более 100 тыс. USS Enterprise остался в истории как самый длинный боевой корабль в мире.
Основные характеристики USS Enterprise
Водоизмещение: Полная загрузка 93 284 тонны
Длина 342 м
Ширина 78,4 м,
по ватерлинии 40,5 м
Осадка 12 м
Летная палуба 342 м
Оборудование палубы 4 паровые катапульты
Двигатели 8 ядерные реакторы Westinghouse A2W, 4 паровых турбины Westinghouse
Мощность 210 МВт
Скорость хода 33,6 узлов (62,2 км/ч)
Экипаж:
- судовая команда: 3000 (2700 матросов, 300 офицеров)
- воздушное крыло: 1800 (250 пилотов и 1550 вспомогательного персонала)
Электронное вооружение:
- Воздушный поисковый радар AN/SPS-48
- Радиолокационный поисковый радар AN/SPS-49
- Mk.23 Система обнаружения цели
- РЛС корректировки огня
- комплекс РЭБ AN/SLQ-32
- система постановки помех BAE Systems Mark 36
Вооружение:
3 х пусковые установки NATO Sea Sparrow
3 х 20-мм комплекса Phalanx CIWS
2 х RAM launchers
Авиационная группа до 90 самолётов и вертолётов