В отличие от прежних американских АПЛ, сравнительно тихоходных, новая лодка должна была обладать высокой скоростью, что позволяло бы эффективно противодействовать советским ядерным подлодкам и сопровождать собственные авианосные соединения. Для достижения поставленных целей при проектировании новой АПЛ применили новые обводы корпуса, опробованные на опытной подлодке «Альбакор». Поскольку лодка должна была действовать в тесном контакте с надводными кораблями, ее снабдили усовершенствованной аппаратурой связи с линией передачи данных «Линк 16», позволяющей принимать информацию о тактической обстановке от других кораблей. Большое внимание уделили снижению демаскирующих факторов.
Руководство ВМС США считало бессмысленной гонку за скоростью и глубиной погружения субмарин, полагая, что торпеда все равно будет быстрее субмарины и сможет атаковать на любой доступной для последней глубине. А вот если сделать лодку достаточно тихой - то она станет неуязвимой для вражеских средств обнаружения и поражения. Поэтому американские ПЛ, уступая советским «одногодкам» в скорости, были менее шумными.
Стандартное водоизмещение ПЛ типа Los Angeles class на 2400 т больше, чем у предшественника - АПЛ Sturgeon class, что объясняется установкой более мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) и нового радиоэлектронного оборудования, увеличенным боезапасом, а также другими факторами. Прочный корпус делится поперечными переборками на три отсека: центральный, реакторный и турбинный. Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование.
Схема силовой установки АПЛ Los Angeles class - стандартная по компоновке для всех серийных американских атомных лодок турборедукторная установка, состоящая из паропроизводящей установки с реактором S6G и двух турбин, передающих через редуктор вращение семилопастному гребному винту. Водо-водяной реактор производился фирмой «General Electric». По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W фирмы «Westinghouse Electric Corp» он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками около десяти лет.
При создании АПЛ типа Los Angeles class было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. Кроме гидроакустического комплекса AN/BQQ-5, конформной ГАС, буксируемой антенны, на АПЛ установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Mk.113 (с 13-го корабля серии - Mk.117) и другое радиоэлектронное оборудование. На субмарине Los Angeles class установлены усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, использующая масс-спектрометр, управляемый ЭВМ (программируется на различные газовые составы внутриотсечного воздуха), а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. Система обеспечивает нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 суток.
Помимо обычных торпед Mk.48 ADCAP через торпедные аппараты возможен запуск крылатых ракет «Tomahawk» и противокорабельных «Harpoon», а также постановка мин. В 1970-1980-е годы в боекомплект АПЛ входили и противолодочные ракеты «Саброк», но впоследствии их сняли с вооружения. На рубеже 1980-х была разработана программа увеличения боевых возможностей АПЛ типа «Лос-Анджелес», предусматривавшая монтаж в носовой цистерне главного балласта установки вертикального пуска (УВП) Mk.45 на 12 крылатых ракет «Tomahawk». Благодаря этому боекомплект субмарины увеличился почти на 50%. В таком исполнении строились субмарины, начиная с 32-го корабля в серии («Providence» SSN 719).
Подлодки базового проекта условно обозначаются как проект 688 (по бортовому номеру головной субмарины), а с УВП - 688VLS (Vertical Launching System). С 40-го корабля («San-Juan» SSN 751) подлодки строятся по усовершенствованному проекту 6881 (improved). На этих кораблях в очередной раз снижена акустическая заметность (за счет установки гребного винта новой формы, малошумных насосов и применения звукопоглощающего покрытия корпуса). Модернизировано и радиоэлектронное оборудование. Лодки получили боевую информационно-управляющую систему AN/BSY-1 - первую в американском флоте, полностью интегрирующую средства навигации, гидроакустики и управления оружием.
ПОСТРОЙКА
В начале 1970-х годов военно-политическое руководство США поставило задачу довести количество многоцелевых АПЛ до 90 единиц и удерживать его на этом уровне. Исходя из расчетного срока службы новых подлодок проекта 688 в 24 года, это требовало ежегодно выделять средства на постройку в среднем 3,75 АПЛ. Разработчиком проекта и ведущим строителем стала верфь «Ньюпорт Ньюс» (г. Ньюпорт Ньюс, шт. Виргиния), получившая заказ на постройку головной субмарины в феврале 1970 года. Помимо нее подлодки типа Los Angeles class строила верфь«Электрик Боат Дивижн» (шт Коннектикут). Головная субмарина «Los Angeles» (SSN 688) была заложена 8 января 1972 года, спущена на воду б апреля 1974-го и вошла в строй 13 ноября 1976 года. В 1977 году флот США пополнился тремя субмаринами нового типа, в 1978-м - четырьмя. В 1979-1980 годах входило в строй лишь по одной лодке, зато в 1981-м - сразу шесть. В дальнейшем темп пополнения подводного флота колебался в зависимости от объемов финансирования.
В 1985 году флот принял первые две субмарины проекта 688VLS, в 1988-м - первую лодку модификации 688i. А в 1996 году в состав ВМС вошли последние лодки типа Los Angeles class - «Greeneville» (SSN 772) и «Cheyenne» (SSN 773). Тем самым завершилась постройка самой массовой серии атомных субмарин в истории флота США - 62 единицы. Интересно, что количество лодок типа Los Angeles class в боевом составе ВМС никогда не достигало этого числа: уже в 1995 году в связи с бюджетными сокращениями были выведены в резерв три субмарины («Baton Rouge» SSN 689, «Omaha» SSN 692 и «Cincinnati» SSN 693). В дальнейшем вывод из боевого состава продолжился. К настоящему времени в составе ВМС США имеется 39 АПЛ типа Los Angeles class: девять единиц базового проекта, все восемь - 688VLS и 22 - 688i. Еще одна подлодка («La Jolla» SSN 701) используется в качестве стационарного учебного судна.
БОЕВАЯ СЛУЖБА
В течение трех десятилетий субмарины типа Los Angeles class составляют основу американского подводного флота. Во времена холодной войны они несли постоянную боевую службу, контролируя передвижения советских подлодок. Поскольку действовать приходилось порой в непосредственной близости от кораблей «вероятного противника», не обходилось без инцидентов. В частности, повреждения, полученные от столкновения с АПЛ «Огаста» (SSN 710) 3 октября 1986 года стали, по версии советской стороны, причиной гибели подводного ракетоносца К-219 (командование ВМС США отрицает факт столкновения). А 11 февраля 1992 года в Баренцевом море «Батон Руж» столкнулась с АПЛ проекта 945 (вероятно, К-239 «Карп»).
В этот раз все закончилось относительно благополучно - обе субмарины вернулись на свои базы. Однако повреждения, полученные американской подлодкой, оказались настолько серьезными, что вскоре ее вывели из боевого состава. Подлодкам типа Los Angeles class до сих пор не приходилось применять свое оружие против вражеских кораблей. В войнах в Ираке, Югославии, Афганистане они применялись как платформы для запуска крылатых ракет. Дебютировали они в этой роли в 1991 году, когда в ходе операции «Буря в пустыне» свои «Томагавки» по целям в Ираке выпустили девять субмарин этого типа.
Технические характеристики ПЛ Los Angeles class
Руководство ВМС США считало бессмысленной гонку за скоростью и глубиной погружения субмарин, полагая, что торпеда все равно будет быстрее субмарины и сможет атаковать на любой доступной для последней глубине. А вот если сделать лодку достаточно тихой - то она станет неуязвимой для вражеских средств обнаружения и поражения. Поэтому американские ПЛ, уступая советским «одногодкам» в скорости, были менее шумными.
Стандартное водоизмещение ПЛ типа Los Angeles class на 2400 т больше, чем у предшественника - АПЛ Sturgeon class, что объясняется установкой более мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) и нового радиоэлектронного оборудования, увеличенным боезапасом, а также другими факторами. Прочный корпус делится поперечными переборками на три отсека: центральный, реакторный и турбинный. Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование.
Схема силовой установки АПЛ Los Angeles class - стандартная по компоновке для всех серийных американских атомных лодок турборедукторная установка, состоящая из паропроизводящей установки с реактором S6G и двух турбин, передающих через редуктор вращение семилопастному гребному винту. Водо-водяной реактор производился фирмой «General Electric». По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W фирмы «Westinghouse Electric Corp» он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками около десяти лет.
При создании АПЛ типа Los Angeles class было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. Кроме гидроакустического комплекса AN/BQQ-5, конформной ГАС, буксируемой антенны, на АПЛ установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Mk.113 (с 13-го корабля серии - Mk.117) и другое радиоэлектронное оборудование. На субмарине Los Angeles class установлены усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, использующая масс-спектрометр, управляемый ЭВМ (программируется на различные газовые составы внутриотсечного воздуха), а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. Система обеспечивает нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 суток.
Помимо обычных торпед Mk.48 ADCAP через торпедные аппараты возможен запуск крылатых ракет «Tomahawk» и противокорабельных «Harpoon», а также постановка мин. В 1970-1980-е годы в боекомплект АПЛ входили и противолодочные ракеты «Саброк», но впоследствии их сняли с вооружения. На рубеже 1980-х была разработана программа увеличения боевых возможностей АПЛ типа «Лос-Анджелес», предусматривавшая монтаж в носовой цистерне главного балласта установки вертикального пуска (УВП) Mk.45 на 12 крылатых ракет «Tomahawk». Благодаря этому боекомплект субмарины увеличился почти на 50%. В таком исполнении строились субмарины, начиная с 32-го корабля в серии («Providence» SSN 719).
Подлодки базового проекта условно обозначаются как проект 688 (по бортовому номеру головной субмарины), а с УВП - 688VLS (Vertical Launching System). С 40-го корабля («San-Juan» SSN 751) подлодки строятся по усовершенствованному проекту 6881 (improved). На этих кораблях в очередной раз снижена акустическая заметность (за счет установки гребного винта новой формы, малошумных насосов и применения звукопоглощающего покрытия корпуса). Модернизировано и радиоэлектронное оборудование. Лодки получили боевую информационно-управляющую систему AN/BSY-1 - первую в американском флоте, полностью интегрирующую средства навигации, гидроакустики и управления оружием.
ПОСТРОЙКА
В начале 1970-х годов военно-политическое руководство США поставило задачу довести количество многоцелевых АПЛ до 90 единиц и удерживать его на этом уровне. Исходя из расчетного срока службы новых подлодок проекта 688 в 24 года, это требовало ежегодно выделять средства на постройку в среднем 3,75 АПЛ. Разработчиком проекта и ведущим строителем стала верфь «Ньюпорт Ньюс» (г. Ньюпорт Ньюс, шт. Виргиния), получившая заказ на постройку головной субмарины в феврале 1970 года. Помимо нее подлодки типа Los Angeles class строила верфь«Электрик Боат Дивижн» (шт Коннектикут). Головная субмарина «Los Angeles» (SSN 688) была заложена 8 января 1972 года, спущена на воду б апреля 1974-го и вошла в строй 13 ноября 1976 года. В 1977 году флот США пополнился тремя субмаринами нового типа, в 1978-м - четырьмя. В 1979-1980 годах входило в строй лишь по одной лодке, зато в 1981-м - сразу шесть. В дальнейшем темп пополнения подводного флота колебался в зависимости от объемов финансирования.
В 1985 году флот принял первые две субмарины проекта 688VLS, в 1988-м - первую лодку модификации 688i. А в 1996 году в состав ВМС вошли последние лодки типа Los Angeles class - «Greeneville» (SSN 772) и «Cheyenne» (SSN 773). Тем самым завершилась постройка самой массовой серии атомных субмарин в истории флота США - 62 единицы. Интересно, что количество лодок типа Los Angeles class в боевом составе ВМС никогда не достигало этого числа: уже в 1995 году в связи с бюджетными сокращениями были выведены в резерв три субмарины («Baton Rouge» SSN 689, «Omaha» SSN 692 и «Cincinnati» SSN 693). В дальнейшем вывод из боевого состава продолжился. К настоящему времени в составе ВМС США имеется 39 АПЛ типа Los Angeles class: девять единиц базового проекта, все восемь - 688VLS и 22 - 688i. Еще одна подлодка («La Jolla» SSN 701) используется в качестве стационарного учебного судна.
БОЕВАЯ СЛУЖБА
В течение трех десятилетий субмарины типа Los Angeles class составляют основу американского подводного флота. Во времена холодной войны они несли постоянную боевую службу, контролируя передвижения советских подлодок. Поскольку действовать приходилось порой в непосредственной близости от кораблей «вероятного противника», не обходилось без инцидентов. В частности, повреждения, полученные от столкновения с АПЛ «Огаста» (SSN 710) 3 октября 1986 года стали, по версии советской стороны, причиной гибели подводного ракетоносца К-219 (командование ВМС США отрицает факт столкновения). А 11 февраля 1992 года в Баренцевом море «Батон Руж» столкнулась с АПЛ проекта 945 (вероятно, К-239 «Карп»).
В этот раз все закончилось относительно благополучно - обе субмарины вернулись на свои базы. Однако повреждения, полученные американской подлодкой, оказались настолько серьезными, что вскоре ее вывели из боевого состава. Подлодкам типа Los Angeles class до сих пор не приходилось применять свое оружие против вражеских кораблей. В войнах в Ираке, Югославии, Афганистане они применялись как платформы для запуска крылатых ракет. Дебютировали они в этой роли в 1991 году, когда в ходе операции «Буря в пустыне» свои «Томагавки» по целям в Ираке выпустили девять субмарин этого типа.
Технические характеристики ПЛ Los Angeles class
Экипаж 14 офицеров, 127 младших чинов
Длина наибольшая (по КВЛ) 109,7 м
Ширина корпуса наиб. 10,1 м
Средняя осадка (по КВЛ) 9,4 м
Скорость (надводная) до 17 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов (полная), 35 узлов (максимальная, кратковременно)
Рабочая глубина погружения 250-280 м
Предельная глубина погружения 450 м
Водоизмещение надводное 6082-6330 т
Водоизмещение подводное 6927-7177 т
Силовая установка для проекта 688i АЭУ S6G («General Electric»), для проекта 688 АЭУ S5W («Westinghouse Electric Corp»)
две турбины, два ДГ «Fairbanks-Morse» 7-лопастный винт
Торпедно-минное вооружение 4 533-мм ТА предназначенных для стрельбы торпедами Mk.46, Mk.48, а также ракетами Harpoon (6-8 ракет)
Ракетное вооружение начиная с SSN-751 San-Juan 12 вертикальных шахт, предназначенных для пусков ракет Harpoon и Tomahawk (только 688i)