Военные люди » Вооружение » Авиация » Штурмовик Calidus B-250 (ОАО)

Штурмовик Calidus B-250 (ОАО)


Штурмовик Calidus B-250 (ОАО)20 ноября 2019 г., на авиасалоне Dubai Airshow 2019, зарегистрированная в эмирате Абу-Даби компания Calidus LLC заключила контракт стоимостью 2,273 млрд эмиратских дирхамов (около 615 млн долл.) на поставку ВВС Объединенных Арабских Эмиратов 24 легких турбовинтовых боевых самолетов Calidus B-250. Это стало первым случаем закупки вооруженными силами стран аравийского полуострова самолетов собственного производства. Нефтяные монархии региона все увереннее берут курс на диверсификацию местной промышленности, включая и развитие собственной авиационной индустрии (здесь, например, можно вспомнить проект Саудовской Аравии по организации производства самолетов Ан-132). Но очевидно, что создать современный самолет военного назначения с нуля самостоятельно странам, до этого подобного опыта не имевшим, не представляется возможным, поэтому необходимые технологии и проекты закупаются почти целиком за рубежом. Не стал исключtнием и проект Calidus B-250, у которого можно проследить более чем 20-летнюю предысторию. 

В 1998 г. бывшими сотрудниками бразильской авиастроительной компании Embraer создано новое предприятие Geometra ВТЕ и его дочерняя фирма Novaer, которые первоначально занимались производством различных компонентов для той же Embraer - в частности, для легкого ударного самолета EMB-314 Super Tucano, совершившего первый полет в 1999 г. и с 2003 г. находящегося в серийном производстве. На работу в Novaer перешел и бывший главный конструктор ЕМВ-312 Tucano. Йозеф Кован, который продолжил на новом месте заниматься различными легкими самолетами. Одним из них был проект легкого штурмовика K-52, которым в 2006 г. удалось заинтересовать американскую компанию US Aircraft Corporation (USAC). Та с начала 2000-х гг. вела инициативные работы по созданию легкого турбовинтового штурмовика для применения в условиях локальных конфликтов. 

Первоначально проектирование и постройка самолета, получившего название A-67 Dragon, было доверено американской компании Golden Aviation. Разработанный ею двухместный штурмовик с размещением пилотов рядом совершил первый полет в октябре 2006 г., окончившийся, к сожалению, аварией при приземлении из-за сломавшегося шасси. После этого USAC решила кардинально переработать проект с новыми подрядчиками - вышеупомянутыми бразильскими Geometra и Novaer, которые предложили новый вариант A-67 на базе K-52 с традиционным тандемным расположением пилотов. Но и второй реинкарнации A-67 не повезло: в 2008 г. проект был окончательно заморожен. Novaer тем временем продолжила поиски заинтересованных инвесторов по всему миру, и в 2015 г. заключила договор с компанией Calidus из ОАЭ на разработку легкого турбовинтового ударного самолета, первоначально известного под названием Bader. Основанная в том же 2015 г. компания Calidus, занимающаяся, кроме авиационных проектов, разработкой наземной боевой техники, по условиям контракта с бразильскими партнерами владеет всей интеллектуальной собственностью и правами на производство нового самолета. 

Работы по созданию Calidus B-250 велись в Бразилии, на заводе Novaer в Сан-Жозе-дус-Кампусе, где всего за 25 месяцев был построен первый его прототип, поднявшийся в воздух в конце июня 2017 г. В том же году, в начале ноября, взлетел второй опытный образец. Тогда же на борту военно-транспортного C-17 оба они были доставлены в ОАЭ, где впервые демонстрировались на авиасалоне Dubai Airshow 2017, а затем на авиашоу в Бахрейне в 2018 г. и выставке вооружений IDEX 2019 в Абу-Даби. 

Calidus B-250 выполнен целиком из композиционных материалов. Длина самолета составляет 10,88 м, размах крыла - 12,1 м, что почти на метр больше, чем у Super Tucano. Самолет оснащается турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada РТ6А-68 взлетной мощностью 1600 л.с., приводящим во вращение четырехлопастной воздушный винт Hartzell, и может развивать скорость до 650 км/ч. Полеты на высотах до 10 650 м, обеспечиваются наличием герметичной кабины экипажа, в которой устанавливаются катапультные кресла фирмы Martin-Baker. Штурмовик оснащен комплексом авионики Rockwell Collins Proline Fusion II, для разведки и целеуказания под фюзеляжем размещена оптико-электронная станция Wescam МХ-15. 

Максимальная взлетная масса самолета пока не раскрывается, но известно, что на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески он может нести до 1800 кг боевой нагрузки. В ее состав могут входить управляемые бомбы со спутниковой и лазерной системами наведения эмиратской компании Tawazun Dynamics калибра 250 фунтов (около 115 кг), 70-мм корректируемые ракеты LOGIR южнокорейской компании LiG Next, управляемые ракеты Hellfire и т.д. С четырьмя 250-фунтовыми управляемыми бомбами с лазерным наведением GBU-58 Paveway II, двумя ракетами класса «воздух-воздух» типа Sidewinder и одним подвесным баком радиус действия Calidus B-250 заявлен почти в 1040 км. В разведывательных миссиях с тремя ПТБ и без вооружения максимальная продолжительность полета может достигать 12 часов, а перегоночная дальность превышает 4400 км. Сообщается, что стоимость летного часа Calidus B-250 не должна превышать 1200 долл. 

Сборка серийных самолетов Calidus B-250 для ВВС ОАЭ будет проходить на построенном в Аль-Айне предприятии. Компания собирается продвигать свой продукт на рынках Ближнего Востока и Северной Африки. Пока неясно, насколько он сможет составить конкуренцию таким «состоявшимся» уже конкурентам, как Super Тисапо, но закупка собственными ВВС партии самолетов должно укрепить его позиции на внешнем рынке. 

Технические характеристики 

Размах крыла, м 12.09 
Длина самолета,м 10.98 
Высота самолета,м 3.79 
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT-6A-68 
Мощность, э.л.с. 1 х 1600 
Максимальная скорость, км/ч 557 
Крейсерская скорость, км/ч 519 
Перегоночная дальность, км 4445 
Боевой радиус действия, км 560 
Практический потолок, м 9100 
Экипаж, чел 2 
Вооружение: боевая нагрузка 1800 кг на семи узлах подвески: УАБ, УРВВ, УРВЗ, контейнеры с различным вооружением
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 30-11-2020, 08:57>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...