В 1963 году в ОКБ Сухого начались работы по модификации самолета Су-7Б в вариант с крылом изменяемой стреловидности. Первый полет на опытном самолете С-22И летчик-испытатель B.C.Ильюшин выполнил 2 августа 1966 года (прототип МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла - 10 июня 1967 года). Эти самолеты были показаны в полете на воздушном параде в Домодедово 9 июля 1967 года. В ходе испытаний С-22И показал по сравнению с Су-7Б существенное улучшение ВПХ. В 1967 году было принято решение о запуске нового самолета в серию на заводе в Комсомольске-на-Амуре взамен Су-7 под обозначением Су-17. Первый опытный Су-17 (С-32-1) 1 июля 1969 года поднял в воздух летчик-испытатель Е.К. Кукушев.
В дальнейшем основное направление модернизации Су-17 было направлено на повышение ударных возможностей за счет внедрения новых прицельно-пилотажных систем, увеличения боевой нагрузки и расширения номенклатуры применяемого оружия, в т.ч. управляемых ракет класса «в-п» и «в-в». На самолетах Су-17 испытаны и внедрены в серию все основные типы отечественных управляемых авиационных тактических ракет: Х-23, Х-25, Х-27, Х-28, Х-29, Х-58, Х-59 (только испытана). Максимальная боевая нагрузка выросла с 2500 кг (с двигателем АЛ-7Ф-1) до 4000 кг (с АЛ-21Ф-3), в номенклатуру вооружения были включены: контейнер малогабаритных грузов - КМГУ, самолетная подвижная пушечная установка СППУ-22 и управляемые ракеты ближнего боя - Р-60. Модификации Су-20, Су-17М3 (Су-22М3), Су-17М4 (СУ-22М4) при подвеске разведывательного контейнера типа ККР могли использоваться в качестве тактических разведчиков. Самолеты типа Су-17 в составе ВВС 40-й армии в период 1980-1989 гг. участвовали в боевых действиях в Афганистане. Наряду с Су-25 они являлись основными ударными машинами, продемонстрировав при этом высокую боевую эффективность и боевую живучесть.
Выпуск серийных машин:
В дальнейшем основное направление модернизации Су-17 было направлено на повышение ударных возможностей за счет внедрения новых прицельно-пилотажных систем, увеличения боевой нагрузки и расширения номенклатуры применяемого оружия, в т.ч. управляемых ракет класса «в-п» и «в-в». На самолетах Су-17 испытаны и внедрены в серию все основные типы отечественных управляемых авиационных тактических ракет: Х-23, Х-25, Х-27, Х-28, Х-29, Х-58, Х-59 (только испытана). Максимальная боевая нагрузка выросла с 2500 кг (с двигателем АЛ-7Ф-1) до 4000 кг (с АЛ-21Ф-3), в номенклатуру вооружения были включены: контейнер малогабаритных грузов - КМГУ, самолетная подвижная пушечная установка СППУ-22 и управляемые ракеты ближнего боя - Р-60. Модификации Су-20, Су-17М3 (Су-22М3), Су-17М4 (СУ-22М4) при подвеске разведывательного контейнера типа ККР могли использоваться в качестве тактических разведчиков. Самолеты типа Су-17 в составе ВВС 40-й армии в период 1980-1989 гг. участвовали в боевых действиях в Афганистане. Наряду с Су-25 они являлись основными ударными машинами, продемонстрировав при этом высокую боевую эффективность и боевую живучесть.
Выпуск серийных машин:
Су-17 - (1969-1972 гг.)
Су-17М - АЛ-21Ф3 и увеличенным запасом топлива (1972-1975 гг.) и его экспортный вариант Су-20 - (1973-1975 гг.).
Су-17М2 - с увеличенным запасом топлива, новым оборудованием и вооружением (1974-1977 гг.), экспортный вариант Су-22 - (1977-1978 гг.).
Су-17УМ (УМЗ) - двухместный учебно-боевой вариант (1976-1983 гг.), экспортный вариант Су-22У (УМЗ) - (1977-1990 гг.).
Су-17М3 - с улучшенным обзором из кабины, новым составом оборудования и вооружения (1976-1981 гг.), экспортный вариант Су-22М (М3) - (1978-1984 гг.).
Су-17М4 - с новым составом оборудования (ПрНК на базе БЦВМ) и вооружением (1980-1986 гг.), экспортный вариант Су-22М4 - (1984-1990 гг.).
Всего с 1969 по 1991 годы построено 2867 самолетов Су-17 15 модификаций, из них на экспорт поставлено 1165 самолетов в 15 стран (Ангола, Афганистан, НРБ, ВНР, Вьетнам, ГДР, Египет, Ирак, Йемен (ЙАР и НДРЙ), Ливия, Перу, ПНР, Сирия, ЧССР).
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16.10.1971 г. и приказа МАП №363 от 16.12.1971 г. была поставлена задача по созданию экспортной модификации Су-17М. Его предшественник, истребитель-бомбардировщик Су-7БМК имел неплохой коммерческий успех и требовал достойной замены. В начале 1972 года начались работы по созданию экспортного Су-17М. Задание предусматривало постройку двух экземпляров экспортного образца самолета в разных исполнениях. Су-17МКИ должен был соответствовать конструктивной базе серийного Су-17М, а Су-17МК имел упрощенное исполнение, сочетая фюзеляж Су-17М и крыло неизменяемой стреловидности по типу крыла Су-7Б. Первый экземпляр самолета экспортного исполнения был построен на КнААПО на базе одной из серийных «эмок» и отправлен на базу ОКБ П.О. Сухого в ЛИИ. 15 декабря 1972 года летчик-испытатель А.Н. Исаков поднял в первый полет С-32МКИ (№55-01, «КИ» - от «коммерческий, изменяемой стреловидности. Данный вариант самолета получил название Су-20. Успешные госиспытания экспортной модификации проходили в период с 16 января по 14 декабря 1973 года в ГНИКИ ВВС и еще до их завершения было оформлено предварительное заключение по испытаниям, дававшее возможность экспортных поставок Су-20.
В начале 80-х годов по рекомендации ВВС ВС СССР была разработана еще одна модификация - Су-17М4Н (С-56), предполагаемый шифр ВВС - Су-17М5 (Су-21). «Мода» на изменяемую стреловидность прошла и решать задачи, для которых был необходим широкий диапазон режимов полета, стало возможным другими способами. На Су-17М5 (С-54Н - неподвижное крыло, затем С-56) вместо подвижного крыла должны устанавливаться несущие плоскости с наплывами, активной механизацией (предкрылки, закрылки и элероны) и стреловидностью концевых частей крыла 45 градусов. На верхней поверхности крыла, в средней части, устанавливалась пара аэродинамических перегородок небольшой высоты, а торцевые части крыла оснащались вертикально установленными длинными пластинами, выполняющие роль концевых аэродинамических перегородок. Планировалась и замена двигателя АЛ-21Ф-3 на новый двигатель АЛ-31Ф, созданный для истребителя Су-27. «Пятерка» должна была получить штангу дозаправки в полете, новое артиллерийское вооружение (пушку ГШ301) и конформные подфюзеляжные точки подвески вооружения. Внутренний запас топлива без ПТБ достигал пяти тонн, что в сочетании с лучшими расходными характеристиками АЛ-31Ф давало 15% выгоду, а дополнительные полторы тонны тяги гарантировали увеличение боевой нагрузки, повышения ВПХ, маневренных и других характеристик.
В состав оборудования, кроме ПрНК, должны были войти лазерно-телевизионная прицельная станция «Орлан», индикатор информации на лобовом стекле и поисково-навигационная РЛС в съемном контейнере под фюзеляжем. Оснащение самолета РЛС давало возможность применения современного ракетного вооружения класса «воздух-воздух» - Р-27Р, Р-27Т, Р-73 и Р-77, поэтому Су-17М5 мог бы вести воздушный бой на равных с такими противниками, как истребители F-15, F-16, F\A-18 на ближних и средних дальностях. Причем, благодаря небольшим габаритам и весу, просматривалась возможность оснащения Су-17М5 РЛС не только в съемном контейнере, но и размещение ее в компоновочных объемах в центральном конусе, вместо лазерного дальномера «Клен».
Макет Су-17М5 был построен на заводе КнААПО. Этот проект всячески продвигали и военные, в лице ГНИКИ ВВС, утверждая перед ЦК КПСС, что этот отличный и недорогой самолет может закрыть все позиции по ударному самолету во фронтовом и армейском разведывательно-ударных комплексах. Целью создания Су-17М5 было дальнейшее повышение боевой эффективности путем увеличения боевой живучести, улучшения ВПХ и ЛТХ, обеспечения всепогодного и круглосуточного боевого применения, расширения количества и номенклатуры вооружения.
Увеличение боевой живучести самолета осуществлялось за счет:
- дополнительного бронирования кабины летчика;
- защиты жизненно важных агрегатов двигателя и источников системы энергопитания путем бронирования отсека двигателя в районе их установки;
- защиты топливных баков путем протектирования фюзеляжных топливных емкостей и заполнения их пенополиуретаном;
- защиты двигателя от выплеска топлива в канал при его поражении, путем установки протектора по периметру канала.
Улучшение взлетно-посадочных и летно-технических характеристик самолета осуществлялось путем установки неподвижного крыла умеренной стреловидности (х=45°) с более эффективной механизацией на передней и задней кромках. Кроме того, установка неподвижного крыла позволяла компенсировать увеличение веса средств боевой живучести самолета за счет уменьшения веса крыла на 330 кг, а также получить дополнительные внутренние топливные емкости для размещения 800 кг топлива. Для всепогодного и круглосуточного боевого применения самолета под фюзеляжем устанавливался подвесной контейнер с многофункциональной РЛС переднего обзора типа «Коршун-1К» Z-диапазона с высокой разрешающей способностью.
Расширение количества и номенклатуры применяемого вооружения осуществлялась за счет увеличения количества точек подвески с 10 до 12 (4 под фюзеляжем и 8 под крылом), применения авиационной системы контейнерно-кассетного вооружения (АСККВ) и управляемых ракет Х-59, Х-31П и К-73. При этом количество вооружения увеличивалось в соотношении:
- авиабомбы: калибра 500 кг - с 8 шт. до 10 шт., общим весом до 5000 кг; калибра 100 кг - с 20 шт. до 24 шт.;
- зажигательные баки в 1,5 раза;
- контейнеры мелких грузов (КМГУ) в 1,5 раза;
- неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-24, С-25 в 1,5 раза;
- управляемые ракеты с лазерными, телевизионными и пассивными радиолокационными головками самонаведения Х-29Л, С-25Л, Х-29Т, Х-58У- в 2 раза.
Самолет Су-17М5 представлял собой одноместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для поражения наземных и надводных, подвижных и неподвижных точечных и площадных целей, днем и ночью, в ПМУ и ему, а также для ведения маневренного воздушного боя. Кроме того, он мог применяться как разведчик при подвеске комплексных контейнеров для ведения фотографической, инфракрасной, телевизионной, радио-технической и радиолокационной разведки днем и ночью в ПМУ и СМУ в интересах ВВС и других видов ВС. Устанавливаемый на самолете Су-17М5 ПНК с ЦВМ «20-22», с входящей в него лазерно-телевизионной системой наведения «Рябина» и системой дальней навигации СКИП-2, обеспечивал решение навигационных и прицельных задач с высокой точностью. Самолет был способен развивать скорость 1250 км/ч на предельно-малых высотах с боевой нагрузкой 2000 кг.
В дальнейшем на самолете предусматривалась установка перспективных средств системы обороны:
- аппаратуры предупреждения об облучении самолета РЛС противника типа «Пастель», взамен аппаратуры «Береза-Л»;
- аппаратуры постановки активных помех типа «Сорбция-С» в подвесном контейнере, взамен аппаратуры «Гвоздика-1К»;
- аппаратуры выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей «Автомат-Ф», взамен КДС-23; - системы защиты хвоста типа «Сухогруз».
В соответствии с указанием МАП была проработана установка на самолете Су-17М5 более экономичного двигателя АЛ-31Ф, взамен двигателя АЛ-21ФЗ, позволившая улучшить ЛТХ самолета, примерно на 20%. Решение о прекращении серийного производства Су-17, отказ ВВС СССР от однодвигательных самолетов фронтовой авиации и ряд других причин положили конец планам создания новейшей модификации Су-17. На роль перспективной ударной машины все увереннее претендовал Су-27ИБ (будущий Су-34).
Технические характеристики Су-17М5
Взлетная масса, кг
- нормальная 16500
- максимальная 19500
Масса топлива, кг 4570
Боевая нагрузка, кг
- нормальная 1000
- максимальная 5000
Количество точек подвески 12
Максимальная скорость полета без подвесок, км/ч
- у земли 1350
- на высоте М=1,7
Радиус действия у земли, км
- с 1000 кг 6ом6 + 4 х ПТБ-840 - 700
- с 4000 кг бомб - 370
Дальность полета на Н=0 с 1000 кг бомб и 4 х ПТБ-840, км 1600
Перегоночная дальность, км 3100
Радиус установившегося виража, м 1400
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g 8
Скорость отрыва с максимальной взлетной массой, км/ч 300
Длина разбега с максимальной взлетной массой, м 950-1000
Посадочная скорость, км/ч 240
Длина пробега с ТП, м 700
Автор Виктор ДРУШЛЯКОВ