Военные люди » Вооружение » Авиация » Перспективный истребитель NGF (Европа)

Перспективный истребитель NGF (Европа)


Перспективный истребитель NGF (Европа)Впервые официально о планах Германии и Франции объединить свои усилия в области создания перспективного боевого авиационного комплекса, который должен будет прийти на смену целому ряду стоящих сегодня на вооружении их военно-воздушных сил истребителей, было объявлено еще в июле 2017 г. Принциальное решение «совместно создавать перспективную боевую авиационную систему» было принято в ходе очередной ежегодной двухсторонней министерской встречи, проходившей 13 июля в Париже. Впрочем, это было именно принципиальное решение, без какой-либо конкретики, за исключением того, что было объявлено: к середине 2018 г. следует разработать «дорожную карту» по реализации этого решения. 

Продолжение последовало менее чем через год. После двухсторонней встречи министров обороны Германии и Франции Урсулы фон дер Ляйен и Флоранс Парли, проходившей 5 апреля 2018 г. в Париже, глава оборонного ведомства Пятой республики сообщила французским журналистам: в рамках предстоящей берлинской международной аэрокосмической выставки ILA-2018, запланированной на конец апреля, планы по созданию совместного германо-французского боевого самолета будут обнародованы официально (тогда же, что интересно, планировалось объявить официально и о программе создания нового «европейского беспилотника», в которой свои усилия решили объединить Германия, Италия и Франция). При этом, как сообщало информационное агентство Reuters со ссылкой на представителя Министерства обороны Франции, в ходе запланированной в рамках работы выставки ILA-2018 церемонии стороны должны были подписать 10-страничный документ High Level Common Operational Requirements Document (HLCORD), который фактически представлял бы собой единые оперативно-тактические требования, предъявляемые военными двух стран к реактивному истребителю нового поколения. 

Согласно данному документу, подписи под которым поставили председатель совета директоров и старший исполнительный директор Dassault Aviation Эрик Траппье и старший исполнительный директор Airbus Defense and Space Дирк Хоке, две компании объединяли свои усилия в вопросе разработки и последующего производства истребителя нового поколения, которому было присвоено обозначение «Future Combat Air System» (FCAS), что в переводе с английского означает «Перспективная боевая авиационная система». Во франкоязычных документах и средствах массовой информации чаще употребляется соответствующий вариант «Systeme de Combat Aerien du Futur» (SCAF), что в переводе с французского, впрочем, будет означать ровно то же самое. А всего лишь два месяца спустя, 19 июня 2018 г., министры обороны Германии и Франции подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу совместной разработки боевого самолета (Future Combat Air System) и основного танка (Main Ground Combat System) нового поколения. При этом собственно перспективный боевой авиационный комплекс, который надлежало создать в рамках программы FCAS, получил свое собственное обозначение - «New Generation Fighter» (NGF), то есть в переводе с английского - «Истребитель нового поколения» (ранее, заметим, немецкая сторона самостоятельно вела поисковые работы по перспективному пилотируемому боевому авиационному комплексу, которому было присвоено обозначение «Next Generation Weapon System» (NGWS), что можно дословно перевести с английского как «Система вооружения следующего поколения»). 

По замыслу немецких и французских военных, первая из двух упомянутых систем вооружения должна поступить в войска на рубеже 2040 г. и сможет заменить такие боевые самолеты, как Eurofighter Typhoon и Rafale. Приблизительно оценить, каким же может быть перспективный франко-германский истребитель, эксперты смогли еще в конце прошлого года, когда на международной выставке военно-морских вооружений и техники Euronaval 2018, традиционно проходящей по четным годам в пригороде французской столицы Ле-Бурже, на стенде французской компании Dassault Aviation была представлена модель авиационного боевого комплекса NGF. Впрочем, как позже выяснилось, это в действительности был, судя по всему, один из вариантов «истребителя будущего», которые находились в проработке у франко-германской команды специалистов. 

Выставленная на стенде Dassault Aviation в октябре 2018 г. модель представляла собой самолет, имеющий следующие основные отличительные особенности: отсутствие хвостового оперения (во многом он напоминал F-22A, но без «хвоста»); крыло с трапециевидными консолями; трехопорное убирающееся шасси; широкое применение технологий снижения малозаметности «стелс». Важным отличием стало наличие у самолета силовой установки в составе двух турбореактивных двигателей, а не одного, как, например, на американском истребителе пятого поколения F-35. Кроме того, было заявлено о высокой степени информатизации новой машины, включая возможность использования элементов искусственного интеллекта, а также о ее способности действовать в контуре сетецентрической боевой системы будущего. 

Следующий важный этап в реализации совместной германо-французской программы создания истребителя нового поколения пришелся на начало 2019 г.; 6 февраля в ходе встречи в Париже министры обороны Германии и Франции Урсула фон дер Ляйен и Флоранс Парли, основываясь на положениях упомянутого выше High Level Common Operational Requirements Document от апреля 2018 г., подписали от имени своих стран первый полноценный документ по программе FCAS, а именно контракт стоимостью 65 млн евро, согласно которому компании Dassault Aviation и Airbus должны выполнить разработку единой концепции будущей машины (Joint Concept Study). Официально работы по данному этапу, который рассчитан на два года, стартовали 20 февраля 2019 г. 6 февраля, главы военных ведомств Германии и Франции объявили о том, что в рамках реализации программы создания боевого авиационного комплекса нового поколения еще один консорциум, включающий немецкую компанию MTU Aero Engines и французскую группу Safran, займется разработкой силовой установки для истребителя NGF: немецким специалистам поручается работа по компрессорам низкого и высокого давления и по турбине низкого давления, французские специалисты займутся камерой сгорания, турбиной высокого давления и форсажной камерой (французская сторона, судя по обнародованной в прессе информации, будет отвечать и за реализацию подпрограммы в целом, т.е. компания Safran, вероятно, получила по ней статус главного подрядчика), 

тогда как создаваемая при участии компаний MTU Aero Engines и Safran Electronics & Defense совместная компания Aerospace Embedded Solutions (AES) будет отвечать за разработку электронной системы управления двигателя типа FADEC. При этом было отмечено, что подписание контракта на проведение разработки и постройки демонстратора нового двигателя, который станет сердцем силовой установки новой машины, ожидается где-то в середине 2019 г. (забегая вперед, отметим, что в указанный срок информации о таком событии в открытых зарубежных СМИ не появлялось). Предположительно, двигатель будет создаваться в классе тяги 13-14 тс. Следует также отметить тот факт, что сразу же после подписания указанного контракта в различных западных СМИ была обнародована информация о том, что система вооружения нового поколения (Next Generation Weapons System) будет включать пилотируемый истребитель нового поколения NGF, который вместе с модернизированными и новыми авиационными средствами поражения разного класса, а также с рядом беспилотных систем-носителей оружия, которые в зарубежных источниках описываются как «удаленные носители» (Remote Carriers - RC), предполагается посредством так называемых авиационного боевого облака (Air Combat Cloud - АСС) и экосистемы (Ecosystem) интегрировать в единую «систему систем» (System-of-Systems). 

Таким образом фактически речь пошла не просто о создании какого-то отдельного боевого авиационного комплекса, пусть и нового - даже шестого - поколения, а о том, что необходимо будет разработать и принять на вооружение сетецентрическую боевую систему, которая, по замыслу немецких и французских военных, должна будет обеспечить национальным военно-воздушным силам возможность доминирования в войне будущего. Причем до своего полного снятия с вооружения истребители «Рафаль» и, возможно, даже «Мираж» за счет оснащения соответствующим комплектом радиоэлектронного оборудования могут быть приспособлены для взаимодействия в рамках такой системы. 

«Будучи боевой системой систем, FCAS обеспечит повышение эффективности за счет дополнительных возможностей «подключенных» платформ, что в конечном итоге обеспечит применение в сложных условиях обстановки воздушной мощи совершенно иного уровня, - подчеркивается на сайте компании Airbus на страничке, посвященной программе FCAS. - Краеугольным камнем FCAS является система оружия следующего поколения, в которой истребители следующего поколения объединяются с «удаленными носителями», играющими роль мультипликаторов боевой мощи. Кроме того, пилотируемые и беспилотные (авиационные) платформы, будучи полностью совместимыми с союзными силами в различных доменах - от суши до киберпространства, также привнесут свои уникальные возможности в коллективный потенциал. Ну а «авиационное боевое облако» позволит использовать сетевые возможности всех объединенных (в единую боевую систему) платформ». 

Впрочем, настоящей мини-сенсацией стало событие, которое произошло через 8 дней после описанного выше мероприятия. Дело в том, что 14 февраля 2019 г. в рамках встречи руководителей военных ведомств стран-членов Североатлантического альянса, которая проходила в штаб-квартире этого военно-политичекого блока в Брюсселе, министр обороны Испании Маргарита Роблес подписала меморандум о намерениях по вопросу присоединения Мадрида к совместной германо-французской программе создания боевого авиационного комплекса нового поколения FCAS, основой которого является перспективный многофункциональный истребитель NGF.

В конструктивном плане представленный широкой публике истребитель шестого поколения, точнее его возможный вариант (в конечном итоге машина, как показывает опыт реализации других аналогичных программ, может выглядеть совершенно иначе), представляет собой двухдвигательный самолет, имеющий стреловидное крыло малого удлинения и V-об-разное хвостовое оперение с достаточно большим, по визуальной оценке - более 120 градусов, развалом килей. При этом напомним, что ранее компания Dassault Aviation демонстрировала изображения и модели перспективного истребителя, которые не имели хвостового оперения и отличались крылом с трапециевидными консолями. Это лишний раз доказывает приведенное выше утверждение о том, что итоговый вариант многонационального европейского боевого авиационного комплекса нового поколения может быть совсем не похожим на тот макет, который был представлен на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в июне 2019 г. 

Кроме того, в рамках описанной выше церемонии, состоявшейся в рамках работы Парижского международного аэрокосмического салона, главы компаний Dassault Aviation и Airbus Defence and Space Эрик Траппье и Дирк Хоке официально представили заказчикам - Министерству обороны Германии и французскому агентству по оборонным закупкам DGA - так называемое совместное промышленное предложение по вопросу осуществления первого этапа программы FCAS, который рассчитан на период с июня 2019 г. по середину 2021 г. и предполагает представление заказчикам демонстратора перспективного боевого авиационного комплекса, а также демонстраторов беспилотных авиационных систем-носителей оружия и так называемого авиационного боевого облака. Следует также отметить, что в Ле-Бурже были представлены и прототипы других компонентов перспективного европейского многофункционального боевого авиационного комплекса. В частности, на стенде группы Safran была представлена модель перспективного двигателя для NGF, который, судя по всему, будет иметь отклоняемое сопло (регулируемый вектор тяги). Ну, а на стенде Министерства обороны Франции можно было заметить прообраз информационно-управляющего поля кабины истребителя шестого поколения, а также вариант нашлем-ной системы управления перспективным боевым авиационным комплексом и целеуказания системам оружия. 

Следующим шагом в рамках теперь уже трехсторонней программы создания перспективного боевого авиационного комплекса, как ожидается, должно стать подписание контракта на выполнение работ по первому этапу работ, а именно постройку демонстраторов самого перспективного истребителя NGF, а также беспилотных авиационных платформ-носителей оружия, представляющих собой своеобразные роботы-ведомые («loyal wingman»), призванные повысить боевой потенциал перспективного европейского истребителя NGF, и создание прототипа «авиационного боевого облака». Причем в части, касающейся «бесчеловечных» сопровождающих истребителя нового поколения, работы, судя по всему, будут в перспективе разделены на два направления - создание большого беспилотного носителя оружия и разработка одного или нескольких типов аналогичных по предназначению, но имеющих меньшие массо-габаритные характеристики беспилотных «оруженосцев» (пока компании, работающие по этим двум направлениям, фактически являются конкурентами в этом плане). Главным «локомотивом» работ по первому направлению, а также главным подрядчиком по проекту создания так называемого авиационного боевого облака, в котором должны будут действовать перспективный истребитель и его «бесчеловечные» ведомые (а. скорее всего, и другие боевые системы), является компания Airbus. 

В свою очередь направление малых беспилотных платформ-носителей авиационных средств поражения продвигает компания MBDA (по проекту создания пилотируемого истребителя, разработки концепции материально-технического обеспечения новой сетецентрической боевой системы и применения искусственного интеллекта ведущим исполнителем, как известно, является компания Dassault Aviation). «Концерн MBDA уже определяет требования к новому вооружению. Предполагается, что оно будет одноразовым и способным как собирать информацию, так и поражать цели», - приводит в этой связи слова представителя компании Dassault Aviation. Также отметим, что в ряде сообщений СМИ, поступивших с полей Парижского аэрокосмического салона, приводилась информация о том, что специалисты MBDA создают два таких беспилотных аппарата-носителя оружия, которые имеют массу 120 кг и 240 кг (по другим данным - 150 кг и 250 кг). В ряде источников утверждается, впрочем, что компания MBDA представила лишь альтернативные варианты роботов-«оруженосцев». тогда как на данном этапе основным подрядчиком по этому проекту все же определена компания Airbus, продвигающая более крупные беспилотные носители. 

В любом случае, данные «удаленные носители» рассматриваются в качестве составной части так называемого роя беспилотников, который должен обеспечить перспективному истребителю решение всех возложены на него задач и многократно повысить эффективность его боевого применения. Такие дроны, которые, кстати, могут являться носителями не только систем оружия, но и различной специализированной радиоэлектронной аппаратуры (например, комплексов радиоэлектронной борьбы), должны будут, по замыслу немецких и французских военных, решать такие задачи, как ведение разведки и наблюдения; сбор и выдача данных целеуказания для средств поражения перспективного истребителя и, возможно, других боевых систем, включенных в контур создаваемой европейцами сетецентрической боевой системы; постановка различного рода помех средствам обнаружения и поражения противника; обеспечение прорыва неприятельской системы противовоздушной и противоракетной обороны и пр. 

В компании Airbus отмечают, что ее специалисты в 2018 г. уже провели первые летные испытания комбинированной боевой системы, в состав которой входили пилотируемые и беспилотные летательные аппараты (manned-unmanned teaming - MUT). В ходе данных испытаний, в которых были задействованы пять дистанционно-управляемых беспилотных мишеней Do-DT25 компании Airbus, была подтверждена возможность управления беспилотниками с борта пилотируемого самолета. Кроме того, в том же году специалисты Airbus в сотрудничестве с представителями французского и канадского космических агентств успешно проверили на работоспособность свою технологию LTE AirNode, которая является краеугольным камнем в новейшей защищенной сетецентрической системе управления и связи Network for the Sky (NFTS), которая будет использована и в рамках реализации программы FCAS. 

Причем данные «удаленные носители» должны не заменить, а именно дополнить те авиационные средства поражения, которыми предполагается вооружить перспективный истребитель NGF. Последний же, как уже отмечалось, должен получить как уже стоящие на вооружении стран-участниц программы FCAS образцы средств поражения авиационного базирования (их при этом планируется модернизировать и соответствующим образом доработать), так и абсолютно новые образцы оружия, которое еще только создается в недрах европейского военно-промышленного комплекса. Работами же по интеграции на борт истребителя NGF существующих и новых авиационных средств поражения различных классов займутся специалисты компании MBDA. Причем в рамках Парижского авиасалона в июне 2019 г. данная компания представила свое видение (концепцию) того, как должен выглядеть комплекс вооружений, который предстоит интегрировать в Перспективную авиационную боевую систему, сердцем которой станет истребитель NGF. 

Согласно информации из пресс-релиза MBDA от 17 июня 2019 г., в состав такого комплекса вооружений должны войти: 
- ударные средства большой дальности - крылатые ракеты, которые будут способны пробить брешь в самой совершенной системе ограничения доступа A2AD (Anti Access Area Denial), которую может в будущем создать вероятный (реальный) противник; 
- тактические средства поражения, которые могут запускаться вне зоны действия ПВО противника и будут представлять собой интегрированные в единую сеть и достаточно компактные высокоточные средства поражения, которые среди прочего должны быть способны применяться в залпе и в рое; 
- управляемые ракеты класса «воздух - воздух», под которыми в первую очередь понимается ракета «Метеор» (Meteor), которая, по информации компании MBDA, «не имеет аналогов сегодня» и «останется мощным средством поражения и для истребителя следующего поколения». Возможно, что в состав вооружения европейского истребителя нового поколения может войти и перспективная управляемая ракета класса «воздух - воздух», которая должна прийти на смену ракете «Метеор»; 
- управляемые средства «физического поражения» («Hard Kill») зенитных управляемых ракет противника, применение которых станет необходимым в том случае, если средства радиоэлектронного противодействия окажутся неэффективными. Вариант такой ракеты-перехватчика был представлен в рекламных материалах компании MBDA; 
- «удаленные носители», предназначенные для действия совместно с истребителем нового поколения NGF и являющиеся либо средствами обеспечения его действий (разведка, постановка помех и пр.), либо же средствами поражения. 

В качестве средств поражения большой и тактической дальности, в частности, могут быть использованы перспективная англо-французская многоцелевая крылатая ракета Future Cruise/Anti-Ship Missile (FC/ASW), a также новые планирующие боеприпасы семейства «Смарт-Глайдер» (SmartGlider) и иные средства поражения, в том числе и созданные на новых физических принципах (например, лазерное оружие). В свою очередь, прототипы большой и малой беспилотных платформ-носителей оружия разработки, соответственно, компаний Airbus и MBDA были представлены в рамках работы Парижского международного аэрокосмического салона рядом с макетом перспективного многоцелевого истребителя NGF. Причем вариант от Airbus - это, по большому счету, небольшая крылатая ракета со складывающимися крылом и оперением, которая предназначена для решения иных, более специфичеких задач. 

Поднять же в воздух прототипы подобных беспилотных «оруженосцов», равно как и первый прототип, собственно, самого пилотируемого истребителя нового поколения NGF, планируется к 2026 г. Тогда же должен быть в общем плане сформирован, видимо, и облик упомянутого «авиационного боевого облака». На летном прототипе истребителя NGF, как планируется, будут отработаны силовая установка самолета и система и технологии снижения малозаметности машины в различных диапазонах, а также будет исследована возможность применения авиационных средств поражения, размещаемых во внутренних отсеках самолета, во время его сверхзвукового полета. После этого, согласно презентации компании Airbus, в период до 2035 г. будет осуществляться окончательная доработка всех составляющих элементов перспективной системы FCAS, а затем должно начаться производство первых партий новых образцов вооружения и соответствующих обеспечивающих систем, которые, как ожидается, поступят на вооружение после 2040 г. 

Контракт на проведение работ в рамках первого демонстрационного этапа, включая контракт на создание рассмотренных выше беспилотных носителей систем разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы и средств поражения, а также контракт на работы по авиационному боевому облаку, должны быть подписаны до конца четвертого квартала 2019 г. Впрочем, на момент сдачи номера в печать сообщений о том, что такое событие (или события) состоялось, в открытых источниках автору найти не удалось. Возможно, оно произойдет, как говорится, уже «под елочку». 

Автор Владимир ЩЕРБАКОВ
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 20-03-2020, 12:58>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...