Впервые официально о планах Германии и Франции объединить свои усилия в области создания перспективного боевого авиационного комплекса, который должен будет прийти на смену целому ряду стоящих сегодня на вооружении их военно-воздушных сил истребителей, было объявлено еще в июле 2017 г. Принциальное решение «совместно создавать перспективную боевую авиационную систему» было принято в ходе очередной ежегодной двухсторонней министерской встречи, проходившей 13 июля в Париже. Впрочем, это было именно принципиальное решение, без какой-либо конкретики, за исключением того, что было объявлено: к середине 2018 г. следует разработать «дорожную карту» по реализации этого решения.
Продолжение последовало менее чем через год. После двухсторонней встречи министров обороны Германии и Франции Урсулы фон дер Ляйен и Флоранс Парли, проходившей 5 апреля 2018 г. в Париже, глава оборонного ведомства Пятой республики сообщила французским журналистам: в рамках предстоящей берлинской международной аэрокосмической выставки ILA-2018, запланированной на конец апреля, планы по созданию совместного германо-французского боевого самолета будут обнародованы официально (тогда же, что интересно, планировалось объявить официально и о программе создания нового «европейского беспилотника», в которой свои усилия решили объединить Германия, Италия и Франция). При этом, как сообщало информационное агентство Reuters со ссылкой на представителя Министерства обороны Франции, в ходе запланированной в рамках работы выставки ILA-2018 церемонии стороны должны были подписать 10-страничный документ High Level Common Operational Requirements Document (HLCORD), который фактически представлял бы собой единые оперативно-тактические требования, предъявляемые военными двух стран к реактивному истребителю нового поколения.
Согласно данному документу, подписи под которым поставили председатель совета директоров и старший исполнительный директор Dassault Aviation Эрик Траппье и старший исполнительный директор Airbus Defense and Space Дирк Хоке, две компании объединяли свои усилия в вопросе разработки и последующего производства истребителя нового поколения, которому было присвоено обозначение «Future Combat Air System» (FCAS), что в переводе с английского означает «Перспективная боевая авиационная система». Во франкоязычных документах и средствах массовой информации чаще употребляется соответствующий вариант «Systeme de Combat Aerien du Futur» (SCAF), что в переводе с французского, впрочем, будет означать ровно то же самое. А всего лишь два месяца спустя, 19 июня 2018 г., министры обороны Германии и Франции подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу совместной разработки боевого самолета (Future Combat Air System) и основного танка (Main Ground Combat System) нового поколения. При этом собственно перспективный боевой авиационный комплекс, который надлежало создать в рамках программы FCAS, получил свое собственное обозначение - «New Generation Fighter» (NGF), то есть в переводе с английского - «Истребитель нового поколения» (ранее, заметим, немецкая сторона самостоятельно вела поисковые работы по перспективному пилотируемому боевому авиационному комплексу, которому было присвоено обозначение «Next Generation Weapon System» (NGWS), что можно дословно перевести с английского как «Система вооружения следующего поколения»).
По замыслу немецких и французских военных, первая из двух упомянутых систем вооружения должна поступить в войска на рубеже 2040 г. и сможет заменить такие боевые самолеты, как Eurofighter Typhoon и Rafale. Приблизительно оценить, каким же может быть перспективный франко-германский истребитель, эксперты смогли еще в конце прошлого года, когда на международной выставке военно-морских вооружений и техники Euronaval 2018, традиционно проходящей по четным годам в пригороде французской столицы Ле-Бурже, на стенде французской компании Dassault Aviation была представлена модель авиационного боевого комплекса NGF. Впрочем, как позже выяснилось, это в действительности был, судя по всему, один из вариантов «истребителя будущего», которые находились в проработке у франко-германской команды специалистов.
Выставленная на стенде Dassault Aviation в октябре 2018 г. модель представляла собой самолет, имеющий следующие основные отличительные особенности: отсутствие хвостового оперения (во многом он напоминал F-22A, но без «хвоста»); крыло с трапециевидными консолями; трехопорное убирающееся шасси; широкое применение технологий снижения малозаметности «стелс». Важным отличием стало наличие у самолета силовой установки в составе двух турбореактивных двигателей, а не одного, как, например, на американском истребителе пятого поколения F-35. Кроме того, было заявлено о высокой степени информатизации новой машины, включая возможность использования элементов искусственного интеллекта, а также о ее способности действовать в контуре сетецентрической боевой системы будущего.
Следующий важный этап в реализации совместной германо-французской программы создания истребителя нового поколения пришелся на начало 2019 г.; 6 февраля в ходе встречи в Париже министры обороны Германии и Франции Урсула фон дер Ляйен и Флоранс Парли, основываясь на положениях упомянутого выше High Level Common Operational Requirements Document от апреля 2018 г., подписали от имени своих стран первый полноценный документ по программе FCAS, а именно контракт стоимостью 65 млн евро, согласно которому компании Dassault Aviation и Airbus должны выполнить разработку единой концепции будущей машины (Joint Concept Study). Официально работы по данному этапу, который рассчитан на два года, стартовали 20 февраля 2019 г. 6 февраля, главы военных ведомств Германии и Франции объявили о том, что в рамках реализации программы создания боевого авиационного комплекса нового поколения еще один консорциум, включающий немецкую компанию MTU Aero Engines и французскую группу Safran, займется разработкой силовой установки для истребителя NGF: немецким специалистам поручается работа по компрессорам низкого и высокого давления и по турбине низкого давления, французские специалисты займутся камерой сгорания, турбиной высокого давления и форсажной камерой (французская сторона, судя по обнародованной в прессе информации, будет отвечать и за реализацию подпрограммы в целом, т.е. компания Safran, вероятно, получила по ней статус главного подрядчика),
тогда как создаваемая при участии компаний MTU Aero Engines и Safran Electronics & Defense совместная компания Aerospace Embedded Solutions (AES) будет отвечать за разработку электронной системы управления двигателя типа FADEC. При этом было отмечено, что подписание контракта на проведение разработки и постройки демонстратора нового двигателя, который станет сердцем силовой установки новой машины, ожидается где-то в середине 2019 г. (забегая вперед, отметим, что в указанный срок информации о таком событии в открытых зарубежных СМИ не появлялось). Предположительно, двигатель будет создаваться в классе тяги 13-14 тс. Следует также отметить тот факт, что сразу же после подписания указанного контракта в различных западных СМИ была обнародована информация о том, что система вооружения нового поколения (Next Generation Weapons System) будет включать пилотируемый истребитель нового поколения NGF, который вместе с модернизированными и новыми авиационными средствами поражения разного класса, а также с рядом беспилотных систем-носителей оружия, которые в зарубежных источниках описываются как «удаленные носители» (Remote Carriers - RC), предполагается посредством так называемых авиационного боевого облака (Air Combat Cloud - АСС) и экосистемы (Ecosystem) интегрировать в единую «систему систем» (System-of-Systems).
Таким образом фактически речь пошла не просто о создании какого-то отдельного боевого авиационного комплекса, пусть и нового - даже шестого - поколения, а о том, что необходимо будет разработать и принять на вооружение сетецентрическую боевую систему, которая, по замыслу немецких и французских военных, должна будет обеспечить национальным военно-воздушным силам возможность доминирования в войне будущего. Причем до своего полного снятия с вооружения истребители «Рафаль» и, возможно, даже «Мираж» за счет оснащения соответствующим комплектом радиоэлектронного оборудования могут быть приспособлены для взаимодействия в рамках такой системы.
«Будучи боевой системой систем, FCAS обеспечит повышение эффективности за счет дополнительных возможностей «подключенных» платформ, что в конечном итоге обеспечит применение в сложных условиях обстановки воздушной мощи совершенно иного уровня, - подчеркивается на сайте компании Airbus на страничке, посвященной программе FCAS. - Краеугольным камнем FCAS является система оружия следующего поколения, в которой истребители следующего поколения объединяются с «удаленными носителями», играющими роль мультипликаторов боевой мощи. Кроме того, пилотируемые и беспилотные (авиационные) платформы, будучи полностью совместимыми с союзными силами в различных доменах - от суши до киберпространства, также привнесут свои уникальные возможности в коллективный потенциал. Ну а «авиационное боевое облако» позволит использовать сетевые возможности всех объединенных (в единую боевую систему) платформ».
Впрочем, настоящей мини-сенсацией стало событие, которое произошло через 8 дней после описанного выше мероприятия. Дело в том, что 14 февраля 2019 г. в рамках встречи руководителей военных ведомств стран-членов Североатлантического альянса, которая проходила в штаб-квартире этого военно-политичекого блока в Брюсселе, министр обороны Испании Маргарита Роблес подписала меморандум о намерениях по вопросу присоединения Мадрида к совместной германо-французской программе создания боевого авиационного комплекса нового поколения FCAS, основой которого является перспективный многофункциональный истребитель NGF.
Кроме того, в рамках описанной выше церемонии, состоявшейся в рамках работы Парижского международного аэрокосмического салона, главы компаний Dassault Aviation и Airbus Defence and Space Эрик Траппье и Дирк Хоке официально представили заказчикам - Министерству обороны Германии и французскому агентству по оборонным закупкам DGA - так называемое совместное промышленное предложение по вопросу осуществления первого этапа программы FCAS, который рассчитан на период с июня 2019 г. по середину 2021 г. и предполагает представление заказчикам демонстратора перспективного боевого авиационного комплекса, а также демонстраторов беспилотных авиационных систем-носителей оружия и так называемого авиационного боевого облака. Следует также отметить, что в Ле-Бурже были представлены и прототипы других компонентов перспективного европейского многофункционального боевого авиационного комплекса. В частности, на стенде группы Safran была представлена модель перспективного двигателя для NGF, который, судя по всему, будет иметь отклоняемое сопло (регулируемый вектор тяги). Ну, а на стенде Министерства обороны Франции можно было заметить прообраз информационно-управляющего поля кабины истребителя шестого поколения, а также вариант нашлем-ной системы управления перспективным боевым авиационным комплексом и целеуказания системам оружия.
Следующим шагом в рамках теперь уже трехсторонней программы создания перспективного боевого авиационного комплекса, как ожидается, должно стать подписание контракта на выполнение работ по первому этапу работ, а именно постройку демонстраторов самого перспективного истребителя NGF, а также беспилотных авиационных платформ-носителей оружия, представляющих собой своеобразные роботы-ведомые («loyal wingman»), призванные повысить боевой потенциал перспективного европейского истребителя NGF, и создание прототипа «авиационного боевого облака». Причем в части, касающейся «бесчеловечных» сопровождающих истребителя нового поколения, работы, судя по всему, будут в перспективе разделены на два направления - создание большого беспилотного носителя оружия и разработка одного или нескольких типов аналогичных по предназначению, но имеющих меньшие массо-габаритные характеристики беспилотных «оруженосцев» (пока компании, работающие по этим двум направлениям, фактически являются конкурентами в этом плане). Главным «локомотивом» работ по первому направлению, а также главным подрядчиком по проекту создания так называемого авиационного боевого облака, в котором должны будут действовать перспективный истребитель и его «бесчеловечные» ведомые (а. скорее всего, и другие боевые системы), является компания Airbus.
В свою очередь направление малых беспилотных платформ-носителей авиационных средств поражения продвигает компания MBDA (по проекту создания пилотируемого истребителя, разработки концепции материально-технического обеспечения новой сетецентрической боевой системы и применения искусственного интеллекта ведущим исполнителем, как известно, является компания Dassault Aviation). «Концерн MBDA уже определяет требования к новому вооружению. Предполагается, что оно будет одноразовым и способным как собирать информацию, так и поражать цели», - приводит в этой связи слова представителя компании Dassault Aviation. Также отметим, что в ряде сообщений СМИ, поступивших с полей Парижского аэрокосмического салона, приводилась информация о том, что специалисты MBDA создают два таких беспилотных аппарата-носителя оружия, которые имеют массу 120 кг и 240 кг (по другим данным - 150 кг и 250 кг). В ряде источников утверждается, впрочем, что компания MBDA представила лишь альтернативные варианты роботов-«оруженосцев». тогда как на данном этапе основным подрядчиком по этому проекту все же определена компания Airbus, продвигающая более крупные беспилотные носители.
В любом случае, данные «удаленные носители» рассматриваются в качестве составной части так называемого роя беспилотников, который должен обеспечить перспективному истребителю решение всех возложены на него задач и многократно повысить эффективность его боевого применения. Такие дроны, которые, кстати, могут являться носителями не только систем оружия, но и различной специализированной радиоэлектронной аппаратуры (например, комплексов радиоэлектронной борьбы), должны будут, по замыслу немецких и французских военных, решать такие задачи, как ведение разведки и наблюдения; сбор и выдача данных целеуказания для средств поражения перспективного истребителя и, возможно, других боевых систем, включенных в контур создаваемой европейцами сетецентрической боевой системы; постановка различного рода помех средствам обнаружения и поражения противника; обеспечение прорыва неприятельской системы противовоздушной и противоракетной обороны и пр.
В компании Airbus отмечают, что ее специалисты в 2018 г. уже провели первые летные испытания комбинированной боевой системы, в состав которой входили пилотируемые и беспилотные летательные аппараты (manned-unmanned teaming - MUT). В ходе данных испытаний, в которых были задействованы пять дистанционно-управляемых беспилотных мишеней Do-DT25 компании Airbus, была подтверждена возможность управления беспилотниками с борта пилотируемого самолета. Кроме того, в том же году специалисты Airbus в сотрудничестве с представителями французского и канадского космических агентств успешно проверили на работоспособность свою технологию LTE AirNode, которая является краеугольным камнем в новейшей защищенной сетецентрической системе управления и связи Network for the Sky (NFTS), которая будет использована и в рамках реализации программы FCAS.
Причем данные «удаленные носители» должны не заменить, а именно дополнить те авиационные средства поражения, которыми предполагается вооружить перспективный истребитель NGF. Последний же, как уже отмечалось, должен получить как уже стоящие на вооружении стран-участниц программы FCAS образцы средств поражения авиационного базирования (их при этом планируется модернизировать и соответствующим образом доработать), так и абсолютно новые образцы оружия, которое еще только создается в недрах европейского военно-промышленного комплекса. Работами же по интеграции на борт истребителя NGF существующих и новых авиационных средств поражения различных классов займутся специалисты компании MBDA. Причем в рамках Парижского авиасалона в июне 2019 г. данная компания представила свое видение (концепцию) того, как должен выглядеть комплекс вооружений, который предстоит интегрировать в Перспективную авиационную боевую систему, сердцем которой станет истребитель NGF.
Согласно информации из пресс-релиза MBDA от 17 июня 2019 г., в состав такого комплекса вооружений должны войти:
- ударные средства большой дальности - крылатые ракеты, которые будут способны пробить брешь в самой совершенной системе ограничения доступа A2AD (Anti Access Area Denial), которую может в будущем создать вероятный (реальный) противник;
- тактические средства поражения, которые могут запускаться вне зоны действия ПВО противника и будут представлять собой интегрированные в единую сеть и достаточно компактные высокоточные средства поражения, которые среди прочего должны быть способны применяться в залпе и в рое;
- управляемые ракеты класса «воздух - воздух», под которыми в первую очередь понимается ракета «Метеор» (Meteor), которая, по информации компании MBDA, «не имеет аналогов сегодня» и «останется мощным средством поражения и для истребителя следующего поколения». Возможно, что в состав вооружения европейского истребителя нового поколения может войти и перспективная управляемая ракета класса «воздух - воздух», которая должна прийти на смену ракете «Метеор»;
- управляемые средства «физического поражения» («Hard Kill») зенитных управляемых ракет противника, применение которых станет необходимым в том случае, если средства радиоэлектронного противодействия окажутся неэффективными. Вариант такой ракеты-перехватчика был представлен в рекламных материалах компании MBDA;
- «удаленные носители», предназначенные для действия совместно с истребителем нового поколения NGF и являющиеся либо средствами обеспечения его действий (разведка, постановка помех и пр.), либо же средствами поражения.
В качестве средств поражения большой и тактической дальности, в частности, могут быть использованы перспективная англо-французская многоцелевая крылатая ракета Future Cruise/Anti-Ship Missile (FC/ASW), a также новые планирующие боеприпасы семейства «Смарт-Глайдер» (SmartGlider) и иные средства поражения, в том числе и созданные на новых физических принципах (например, лазерное оружие). В свою очередь, прототипы большой и малой беспилотных платформ-носителей оружия разработки, соответственно, компаний Airbus и MBDA были представлены в рамках работы Парижского международного аэрокосмического салона рядом с макетом перспективного многоцелевого истребителя NGF. Причем вариант от Airbus - это, по большому счету, небольшая крылатая ракета со складывающимися крылом и оперением, которая предназначена для решения иных, более специфичеких задач.
Поднять же в воздух прототипы подобных беспилотных «оруженосцов», равно как и первый прототип, собственно, самого пилотируемого истребителя нового поколения NGF, планируется к 2026 г. Тогда же должен быть в общем плане сформирован, видимо, и облик упомянутого «авиационного боевого облака». На летном прототипе истребителя NGF, как планируется, будут отработаны силовая установка самолета и система и технологии снижения малозаметности машины в различных диапазонах, а также будет исследована возможность применения авиационных средств поражения, размещаемых во внутренних отсеках самолета, во время его сверхзвукового полета. После этого, согласно презентации компании Airbus, в период до 2035 г. будет осуществляться окончательная доработка всех составляющих элементов перспективной системы FCAS, а затем должно начаться производство первых партий новых образцов вооружения и соответствующих обеспечивающих систем, которые, как ожидается, поступят на вооружение после 2040 г.
Контракт на проведение работ в рамках первого демонстрационного этапа, включая контракт на создание рассмотренных выше беспилотных носителей систем разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы и средств поражения, а также контракт на работы по авиационному боевому облаку, должны быть подписаны до конца четвертого квартала 2019 г. Впрочем, на момент сдачи номера в печать сообщений о том, что такое событие (или события) состоялось, в открытых источниках автору найти не удалось. Возможно, оно произойдет, как говорится, уже «под елочку».
Автор Владимир ЩЕРБАКОВ