Китайской Шэньянской авиастроительной корпорацией SAC (Shenyang Aircraft Corporation) разработан самолет, официально представляемый под названием FC-31, который заметно меньше и легче J-20. Первый его летный образец поднялся в воздух 31 октября 2012 г., а два года спустя, в ноябре 2014-го, принял участие в летной программе очередного международного авиасалона в Чжухае, на котором также демонстрировалась крупномасштабная (1:2) модель его модифицированной версии с принципиально другим вертикальным оперением, новыми обводами удлиненной носовой части фюзеляжа, односекционным фонарем кабины летчика, увеличенным отсеком вооружения и рядом других доработок. Все эти изменения были реализованы во втором летном экземпляре FC-31, впервые поднявшемся в воздух 23 декабря 2016 г.
В отличие от J-20, имеющего нетрадиционную для других истребителей пятого поколения схему «утка» с огромным треугольным крылом с наплывами, передним горизонтальным оперением и цельноповоротными килями, FC-31 выполняется по классической аэродинамической компоновке с небольшим трапециевидным крылом и таким же хвостовым горизонтальным оперением. Роднят два новых китайских истребителя разве что воздухозаборники с внешним сжатием типа DSI (такие же используются на F-35), да общие подходы к обеспечению снижения радиолокационной заметности и комплектации бортового оборудования (включая применение БРЛС с АФАР).
В отличие от J-20, имеющего нетрадиционную для других истребителей пятого поколения схему «утка» с огромным треугольным крылом с наплывами, передним горизонтальным оперением и цельноповоротными килями, FC-31 выполняется по классической аэродинамической компоновке с небольшим трапециевидным крылом и таким же хвостовым горизонтальным оперением. Роднят два новых китайских истребителя разве что воздухозаборники с внешним сжатием типа DSI (такие же используются на F-35), да общие подходы к обеспечению снижения радиолокационной заметности и комплектации бортового оборудования (включая применение БРЛС с АФАР).
Силовая установка FC-31, как и на J-20, двухдвигательная - на нем используются китайские ТРДДФ типа WS-13 тягой около 9000 кгс, которые весьма напоминают поставляемые в КНР для китайско-пакистанских истребителей FC-1/JF-17 российские РД-93 (не исключено даже, что на начальном этапе испытаний первый FC-31 летал именно с модифицированными в Китае «климовскими» РД-93). Как стало известно на Airshow China в Чжухае в ноябре 2016 г., FC-31 имеет максимальную взлетную массу 28 т и может летать со скоростью до 1900 км/ч (М=1,8) на радиус до 1250 км. Длина самолета составляет 17,3 м, размах крыла - 11,5 м, а его площадь - около 40 м. Для сравнения: J-20 длиной порядка 20,4 м имеет крыло размахом 13,5 м и площадью около 80 м, а его максимальная взлетная масса оценивается в 36 т.
В открытом отсеке вооружения модели FC-31, демонстрировавшейся в Чжухае, можно было увидеть четыре ракеты «воздух-воздух» средней дальности PL-12, известные в экспортном варианте под названием SD-10. Во внутреннем отсеке, а также на шести подкрыльевых точках подвески могут размещаться и другие современные китайские образцы авиационного вооружения. Несмотря на то, что самолет проходит испытания уже почти шесть лет, пока нет никаких свидетельств об интересе к FC-31 со стороны ВВС (или авиации ВМС) НОАК. В то же время он активно предлагается потенциальным зарубежным покупателям, первым и наиболее вероятным из которых может стать Пакистан, имеющий давний опыт военно-технического сотрудничества с КНР.
Еще четыре года назад в интервью британскому еженедельнику Jane's Defence Weekly неназванный источник в правительстве Пакистана заявлял, что Исламабад ведет переговоры о покупке «30-40» FC-31, причем «эти переговоры уже вышли из предварительной стадии». Но пока о заключении каких бы то ни было поставочных контрактов ничего официально не сообщалось. Тем не менее, с довольно высокой степенью вероятности можно предполагать, что когда FC-31 получит стартовый заказ и пойдет в серию, на этот «F-35 для бедных», как его многие называют, вскоре появятся и другие желающие из числа относительно небогатых стран Азии и Африки, традиционно закупающих китайскую военную авиационную технику.
Технические характеристики Shenyang FC-31
Еще четыре года назад в интервью британскому еженедельнику Jane's Defence Weekly неназванный источник в правительстве Пакистана заявлял, что Исламабад ведет переговоры о покупке «30-40» FC-31, причем «эти переговоры уже вышли из предварительной стадии». Но пока о заключении каких бы то ни было поставочных контрактов ничего официально не сообщалось. Тем не менее, с довольно высокой степенью вероятности можно предполагать, что когда FC-31 получит стартовый заказ и пойдет в серию, на этот «F-35 для бедных», как его многие называют, вскоре появятся и другие желающие из числа относительно небогатых стран Азии и Африки, традиционно закупающих китайскую военную авиационную технику.
Технические характеристики Shenyang FC-31
Размах крыла, м 10.70
Длина, м 15.47
Высота, м 4.57
Площадь крыла, м2 42.70
Масса, кг
- максимальная взлетная 27215
Тип двигателя 2 ТРДДФ Климов РД-93 (WS-13A)
Тяга , кгс 2 x (2 x 8300)
Максимальная скорость, км/ч М=1.8
Перегоночная дальность, км 4000
Боевой радиус действия, км 1250
Экипаж, чел 1
Вооружение: Боевая нагрузка - 5897 кг на 12 узлах подвески