Зенитная самоходная артиллерийская установка ЗСУ-57-2 («Объект 520») зенитного артиллерийского комплекса «Днепр» являлась опытным образцом серийно выпускавшейся самоходной установки ЗСУ-57-2, оснащенной радиооптическим комплексом «Десна» и пушкой «Березина». Данная ОКР, заданная Постановлениями СМ СССР от 17 апреля 1957 г., 6 июня 1958 г. и 24 июля 1958 г., проводилась для повышения эффективности стрельбы ЗСУ с места и в движении. Головным исполнителем по ЗСУ в целом являлся завод №174 Омского совнархоза (главный конструктор А.Е. Сулин). Создание пушки было поручено заводу №1001 ГКОТ СМ СССР (главный конструктор Н.Ф. Куприянов), а приборного комплекса - заводу №524 Удмуртского совнархоза (главный конструктор И.Л. Кезтис).
Разработка технического проекта ЗСУ была завершена в декабре 1957 г. Опытный образец без приборного комплекса был изготовлен в конце 1958 г. и в январе-феврале 1959 г. были проведены его заводские испытания, в ходе которых был выявлен ряд недостатков по пушке «Березина» и приводам наведения. Во втором квартале 1959 г. были изготовлены 5 образцов ЗСУ для проведения государственных испытаний. В связи с затянувшейся доработкой заводом №524 радиооптического комплекса «Десна» и расширением объема работ по созданию зенитных артиллерийских комплексов «Шилка» и «Енисей» Постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г. дальнейшие работы по созданию ЗСУ комплекса «Днепр» были прекращены.
Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 отличалась от серийной машины, прежде всего, установкой малогабаритного радиооптического комплекса «Десна» и 57-мм спаренной автоматической зенитной пушки «Березина». Радиооптический комплекс «Десна» обеспечивал обнаружение воздушных целей в пределах видимости и автосопровождение цели на дальностях до 15 км.
57-мм спаренная автоматическая зенитная пушка «Березина» обеспечивала поражение воздушных средств нападения противника, летящих на высотах до 5000 м. Темп стрельбы пушки составлял 200-240 выстр./мин. Начальная скорость снарядов массой 2,8 кг достигала 1000 м/с. В боекомплект к автоматической пушке входили 260 унитарных выстрела. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи существенных изменений по сравнению с базовой установкой ЗСУ-57-2 не имели.
Технические характеристики ЗСУ-57-2 «Объект 520»
Разработка технического проекта ЗСУ была завершена в декабре 1957 г. Опытный образец без приборного комплекса был изготовлен в конце 1958 г. и в январе-феврале 1959 г. были проведены его заводские испытания, в ходе которых был выявлен ряд недостатков по пушке «Березина» и приводам наведения. Во втором квартале 1959 г. были изготовлены 5 образцов ЗСУ для проведения государственных испытаний. В связи с затянувшейся доработкой заводом №524 радиооптического комплекса «Десна» и расширением объема работ по созданию зенитных артиллерийских комплексов «Шилка» и «Енисей» Постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г. дальнейшие работы по созданию ЗСУ комплекса «Днепр» были прекращены.
Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 отличалась от серийной машины, прежде всего, установкой малогабаритного радиооптического комплекса «Десна» и 57-мм спаренной автоматической зенитной пушки «Березина». Радиооптический комплекс «Десна» обеспечивал обнаружение воздушных целей в пределах видимости и автосопровождение цели на дальностях до 15 км.
57-мм спаренная автоматическая зенитная пушка «Березина» обеспечивала поражение воздушных средств нападения противника, летящих на высотах до 5000 м. Темп стрельбы пушки составлял 200-240 выстр./мин. Начальная скорость снарядов массой 2,8 кг достигала 1000 м/с. В боекомплект к автоматической пушке входили 260 унитарных выстрела. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи существенных изменений по сравнению с базовой установкой ЗСУ-57-2 не имели.
Технические характеристики ЗСУ-57-2 «Объект 520»
Боевая масса - 30 т;
экипаж - 6 чел;
вооружение: 2х57-мм автоматическая пушка;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость - 48 км/ч
Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»