Военные люди » Вооружение » ПВО » Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)


Для прикрытия основных объектов фронта (командных пунктов, пунктов управления, ракетных баз, резервов и др.) от средств воздушного нападения противника предполагалось иметь соединение ЗРК большой дальности, объектов армии -соединение ЗРК средней дальности, войск дивизии - часть ЗРК малой дальности, полка - подразделение зенитных пушечных комплексов с различными средствами орудийной наводки и батальона - подразделение переносных ЗРК. По поручению НТК ГАУ в 1957 г. HИИ-3 разработало ТТТ к войсковым зенитным ракетным комплексам большой и средней дальности - «Круг» и «Куб» соответственно. 

ОКР по созданию ЗРК «Круг» была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 в феврале 1958 г. Проектирование комплекса в целом и изготовление опытного образца было поручено НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса был назначен В.П. Ефремов. Станцию обнаружения и целеуказания 1С12 разрабатывал НИИ-208 ГКРЭ (главный конструктор станции В.В. Райзберг), станцию наведения ракет 1С32 - НИИ-20 ГКРЭ (главный конструктор станции И.М. Дризе), пусковую установку 2П24 и ЗУР 3М8 - ОКБ-8 ГКАТ (главный конструктор установки и ракеты Л.В. Люльев). Гусеничные машины для ракетного комплекса разрабатывались в Свердловске в КБ Уралмашзавода под руководством ГС. Ефимова и в Омске в КБ завода 174. Базовой машиной для размещения пусковой установки являлись самоходно-артиллерийская установка СУ-100П («Объект 123» - Уралмашзавода) и ЗСУ-57-2 («Объект 550» - завод 174), станции обнаружения и целеуказания - ЗСУ-57-2 («Объект 551» - завод №174), станции наведения ракет - СУ-100П («Объект 124» -Уралмашзавода). Ведущим инженером по разработке базовых машин «Объект 123» и «Объект 124» был В.М. Пьянков. РЛС наведения автоматически отрабатывала информацию по целеуказанию от станции обнаружения цели и производила поиск цели. После обнаружения цели осуществлялся ее захват на автосопровождение. Наведение ЗУР производилось по радиокомандам. 

Первый опытный образец комплекса «Круг» был изготовлен в конце 1962 г. В период с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. на 11-м Государственном полигоне (ст. Эмба) были проведены государственные испытания ЗРК «Круг». За время испытаний был произведен пуск 41 ракеты, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Постановлением СМ СССР от 26 октября 1964 г. комплекс «Круг» был принят на вооружение войск ПВО СВ. Все боевые средства комплекса «Круг» имели встроенные автономные источники электроснабжения на базе газотурбинных агрегатов, которые были специально разработаны для этого комплекса. 

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» предназначалась для транспортировки, предстартового контроля, ввода полетного задания и управляемого наклонного старта ракет. Три пусковых установки 2П24 входили в состав зенитной ракетной батареи. ЗРК предназначался для прикрытия войсковых группировок и тыловых объектов фронта от уларов различных аэродинамических средств воздушного нападения. Он мог поражать самолеты и другие воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с на высотах от 3000 м до 23 500 м и на дальностях от 11 000 м до 45 000 м. В состав ЗРК, наряду с самоходной пусковой установкой 2П24, входили станция обнаружения и целеуказания 1С12, созданная на базе небронированного тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, и станция наведения ракет 1С32. 

Машина массой 29 т имела схему общей компоновки с передним расположением МТО. В носовой части корпуса слева находилось отделение управления, а справа - МТО, в котором устанавливался дизель В-105Б. В средней части корпуса размещалось боевое отделение. У левого борта было оборудовано рабочее место командира, у правого борта - оператора. В боевом отделении устанавливались артиллерийская часть, аппаратура подготовки, контроля и пуска ракет, навигационная аппаратура. В кормовой части корпуса располагаюсь отделение агрегата системы электропитания и отопительно-вентиляционной установки ОВ-65Г.

На машине устанавливались две зенитные управляемые ракеты 3М8, каждая из которых имела прямоточный воздушно-реактивный двигатель и четыре твердотопливных стартовых ускорителя, отделявшихся на начальном участке полета. Двухступенчатая управляемая ракета, изготовленная по аэродинамической схеме «поворотное крыло», имела осколочно-фугасную боевую часть массой 150 кг. Подрыв боевой части происходил после срабатывания неконтактного радиовзрывателя на расстоянии менее 50 м от цели. Стартовая масса ракеты составляла 2455 кг. Длина ракеты равнялась 8436 мм, диаметр - 850 мм. Средняя скорость полета ракеты составляла 800-1000 м/с. Вероятность поражения воздушной цели одной ракетой - 0,7. Ракета, имевшая легкосъемные крылья и стабилизаторы, транспортировалась и стартовала с пусковой установки 2П24, оборудованной следящими приводами, которые работали по данным, постряпавшим по радиотелекодовой линии от станции наведения 1С32. С пусковой установки на станцию наведения по этой же линии поступали данные о готовности ЗУР к пуску. 

Самоходная гусеничная база («Объект 123») имела противопульную броневую защиту и была оснащена системой противоатомной защиты. Основу силовой установки машины составлял четырехтактный V-образный дизель, жидкостного охлаждения В-105Б (модификация дизеля В-54) мощностью 294 кВт (400 л.с.). Общая емкость пяти топливных баков топливной системы составляла 780 л. Система охлаждения - вентиляторная. Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом или электростартером СТ-16М. Для отвода тепла от выпускных коллекторов двигателя и охлаждения узлов МТО была установлена система обдува моторно-трансмиссионного отделения. 

Механическая ступенчатая трансмиссия состояла из: главного фрикциона, двухпоточного механизма передач и поворота и двух бортовых редукторов. Особенностью конструкции многодискового сухого трения сталь по стали с пружинным включением главного фрикциона являлось наружное расположение ведомых частей. Это увеличивало момент инерции ведомых частей фрикциона и затрудняло переключение передач. Двухпоточный механизм передач и поворота имел шесть передач вперед и две передачи заднего хода. Кинематическая схема МПП включала: конический входной редуктор; цилиндрический реверс; трехвальную коробку передач с соосным расположением ведущего и ведомого валов (автомобильного типа), две пары шестерен дополнительного привода; два суммирующих планетарных ряда с блокировочными фрикционами; тормозами поворота и остоновочными тормозами. Коробка передач и суммирующие планетарные ряды были смонтированы в едином силуминовом картере. Приводы управления механизмом передач и поворота были механические, а привод управления главным фрикционом - гидропневматический с механическим дублированием. Бортовые редукторы представляли собой понижающие одноступенчатые редукторы разгруженного типа с передаточным числом 4,28. В бортовых редукторах применялись шестерни с косозубым зацеплением. 

В состав гусеничного движителя, имевшего переднее расположение ведущих колес, входили: две мелкозвенчатых (шаг трака 125 мм) гусеницы с РМШ; два литых ведущих колеса цевочного зацепления; два направляющих колеса; два рычажно-винтовых механизма натяжения гусениц; двенадцать двухдисковых штампованных из алюминиевого сплава опорных катков с наружной амортизацией; восемь поддерживающих катков (кpaйние - однодисковые, средние - двухдисковые) с наружной амортизацией. В системе подрессоривания машины были применены двенадцать балансиров, двенадцать торсионных валов, двенадцать ограничителей хода балансира (упоры) и четыре гидравлических амортизатора. Особенностью конструкции балансиров являлось то, что ось опорного катка была выполнена под углом относительно осп балансира, что создавало «развал» опорных катков, обеспечивавший равномерное распределение нагрузки на диски опорных катков. Для ограничения деформации торсионных валов на бортах машины были установлены упоры. Упоры первых и последних узлов подвески имели по две буферные пружины, вторых и пятых - по одной буферной пружине. Для ограничения хода третьих и четвертых балансиров были предусмотрены жесткие упоры. Поршневые двухстороннего действия гидравлические амортизаторы были установлены на крайних узлах подвески. 

Напряжение бортовой сети, выполненной по однопроводной схеме составляло 24 В. Основным источником электрической энергии базовой машины являлся генератор Г-6,5, а зенитного комплекса - энергоагрегат 1Э7. Энергоагрегат 1Э7 располагался в кормовой части корпуса машины в специальном отсеке. Его основу составляли одновальный газотурбинный двигатель ГТД-5 мощностью 29,3 кВт (40 л.с.) и генератор С-20. Газотурбинный двигатель работал на дизельном топливе, поступавшем из топливной системы двигателя В-105Б. При выходе из строя ГТД-5 генератор С-20 получал крутящий момент от специального редуктора, соединенного с двигателем В-105Б. Для внешней связи использовалась УКВ радиостанция Р-123М, для внутренней - танковое переговорное устройство Р-124. 

Технические характеристики 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» 
Боевая масса - 29 т; 
экипаж - 3 чел; 
вооружение: 2 пусковых установки ЗУР; 
броневая защита - противопульная; 
мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с.); 
максимальная скорость - 64 км/ч 

Автор статьи: Солянкин А.Г. 
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»


  • Не нравится
  • +3
  • Нравится
от 4-09-2017, 18:46>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...