Самоходная установка СУ-100П («Объект 105») предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Она была разработана на Уралмашзаводе коллективом конструкторского отдела №3 ОКБ-3 под руководством главного конструктора Л.И. Горлицкого (с июня 1953 г. - ГС. Ефимова).
ОКР на ее разработку была задана Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. Уточненные ТТТ были оформлены Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. Вследствие недостаточного опыта творческих кадров и распыленности их сил на большой объем работ, Уралмашзавод в период с 1947-1948 гг. имел отставание от графика в проектировании и изготовлении образцов для заводских испытаний. На стадии ОКР машина имела обозначение «Объект 105».
Осенью 1948 г. начались ходовые испытания опытного образца, которые завершились весной 1949 г. Со 2 по 17 июня 1949 г. были проведены заводские испытания опытной СУ «Объект 105». Конструкция ходовой части, особенно в отношении повышения надежности ее составных частей, была улучшена и во исполнение Постановления СМ СССР от 15 октября 1949 г. в IV квартале 1949 г. опытный образец был предъявлен на государственные испытания. В период государственных испытаний с января по март 1950 г. самоходная установка прошла 3012 км.
Установка испытаний не выдержала из-за дефектов ходовой части и трансмиссии (изгиб балансиров, поломка одной оси балансира, сползание бандажей опорных катков и разрушение игольчатых подшипников в коробке передач). После устранения выявленных недостатков опытный образец прошел осенью-зимой 1950 г. заводские испытания в объеме 3000 км. В марте-мае 1951 г. в районе г. Ломоносова Ленинградской области были проведены государственные контрольные испытания, которые подтвердили целесообразность проведенных мероприятий по доработке опытного образца.
СМ СССР Постановлением от 27 декабря 1951 г. обязал МТиТМ изготовить на Уралмашзаводе 3 доработанных самоходных установки в III квартале 1952 г. для проведения войсковых испытаний. В результате конструкторской работы по дальнейшему совершенствованию САУ были полностью переработаны щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчета. Высота линии огня была снижена с 1910 до 1803 мм, а общая высота машины не превышала 2410 мм. Боевой расчет был увеличен до пяти человек. Войсковые испытания самоходных установок проходили в октябре-ноябре 1952 г. в районе Самарканда. Две машины испытания выдержали, а одна машина испытаний не выдержала вследствие разрушения подшипника бортового редуктора и поломки на 2988 км зуба шестерни постоянного зацепления коробки передач. Осенью 1953 г. две установки, восстановленные после испытаний Уралмашзаводом, были переданы ГБТУ для учебных целей. В начале 1954 г. третий испытывавший образец СУ был переоборудован и весной-летом того же года успешно прошел контрольные заводские ходовые испытания в объеме 3100 км. 10 машин установочной партии в IV квартале 1954 г. были направлены для войсковой эксплуатации в 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию.
По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Советской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин. С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены.
На базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и ее агрегатов были разработаны бронированные машины зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель, а также опытные образцы открытых самоходных установок СУ-152П и СУ-152Г, полностью бронированной самоходной установки СУ-152 «Объект 120» и зенитной самоходной установки «Енисей» («Объект 119»), бронетранспортера «Объект 112» и самоходной прожекторной установки «Объект 117».
Самоходная артиллерийская установка СУ-100П:
По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Советской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин. С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены.
На базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и ее агрегатов были разработаны бронированные машины зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель, а также опытные образцы открытых самоходных установок СУ-152П и СУ-152Г, полностью бронированной самоходной установки СУ-152 «Объект 120» и зенитной самоходной установки «Енисей» («Объект 119»), бронетранспортера «Объект 112» и самоходной прожекторной установки «Объект 117».
Самоходная артиллерийская установка СУ-100П:
Боевая масса - 21,6 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пушка - 100 мм нарезная;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч .
Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»