В 1952 году была принята на вооружение созданная в СКБ МОП под руководством конструктора В.П.Бармина установка БМ-14, стрелявшая турбореактивными снарядами М-14. Боевая машина БМ-14 (8У32) имела шасси от автомобиля ЗИС-151. Система предназначалась для оснащения реактивных дивизионов общевойсковых соединений сухопутных войск. Ее отличительные черты: высокая маневренность; малое время на подготовку залпа; довольно высокие огневые возможности поражения таких объектов, как живая сила и огневые средства, расположенные открыто и в легкобронированной технике, артиллерийские батареи буксируемых орудий, минометные подразделения в районах сосредоточения и на позициях, а также разрушение легких полевых фортификационных сооружений.
Конструктивно пусковые установки представляли собой гладкостенные трубы диаметром 140,3 мм, открытые с обоих концов. На трубах были смонтированы контактные рычаги, передний и задний стопоры. Ферма (пакет направляющих, люлька) - сварная конструкция. Она устанавливалась в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со стволами образовывала качающуюся часть боевой машины. Ферма состояла из передней и задней обоймы и поперечных труб. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, предназначен для уменьшения усилия на рукояти привода подъемного механизма. Поворотная рама с установленной на ней фермой. механизмами наведения и уравновешивающим механизмом представляла собой вращающуюся часть установки. Поворотная рама под действием поворотного механизма вращалась на тумбе, на которую опиралась тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрировали вращение поворотной рамы и удерживали ее от опрокидывания. Имелась выносная катушка для управления ведением огня на расстоянии до 60 м от боевой машины. БМ-14 имела механический панорамный прицел с барабаном, также снабженный боковым уровнем.
Турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ состоял из головной и ракетной частей. Ракетная часть состояла из камеры, порохового заряда, воспламенителя, диафрагмы, соплового дна и свечи. Пороховой заряд состоял из семи цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха. Воспламенитель предназначен для воспламенения порохового заряда. Он состоял из 40 г дымного ружейного пороха, помещенного в алюминиевую оболочку. Диафрагма предотвращала выброс недогоревших частей порохового заряда через сопловые отверстия и вместе с предохранительным диском воспламенителя удерживала шашки порохового заряда от перемещения в камере. Диафрагма закреплена в сопловом дне двумя винтами. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий, проделанных в сопловом дне снаряда под углом 22° к его продольной оси.
Поскольку минимальная дальность стрельбы снарядами М-14 составляла около 7500 м, для стрельбы на меньшие дистанции на снаряд надевались кольца, тормозившие его в полете. С малым кольцом дальность полета составляла от 7550 до 5400 м, а с большим - от 5420 до 1000 м. Вероятное отклонение снаряда М-14-ОФ на предельной дальности без кольца было: по дальности 30 м и боковое 85 м. Кроме М-14-ОФ, в боекомплект установки БМ-14 вошел дымовой снаряд М-14Д, снаряженный желтым фосфором. А в 1955 году был принят на вооружение химический снаряд М-14.
Конструктивно пусковые установки представляли собой гладкостенные трубы диаметром 140,3 мм, открытые с обоих концов. На трубах были смонтированы контактные рычаги, передний и задний стопоры. Ферма (пакет направляющих, люлька) - сварная конструкция. Она устанавливалась в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со стволами образовывала качающуюся часть боевой машины. Ферма состояла из передней и задней обоймы и поперечных труб. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, предназначен для уменьшения усилия на рукояти привода подъемного механизма. Поворотная рама с установленной на ней фермой. механизмами наведения и уравновешивающим механизмом представляла собой вращающуюся часть установки. Поворотная рама под действием поворотного механизма вращалась на тумбе, на которую опиралась тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрировали вращение поворотной рамы и удерживали ее от опрокидывания. Имелась выносная катушка для управления ведением огня на расстоянии до 60 м от боевой машины. БМ-14 имела механический панорамный прицел с барабаном, также снабженный боковым уровнем.
Турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ состоял из головной и ракетной частей. Ракетная часть состояла из камеры, порохового заряда, воспламенителя, диафрагмы, соплового дна и свечи. Пороховой заряд состоял из семи цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха. Воспламенитель предназначен для воспламенения порохового заряда. Он состоял из 40 г дымного ружейного пороха, помещенного в алюминиевую оболочку. Диафрагма предотвращала выброс недогоревших частей порохового заряда через сопловые отверстия и вместе с предохранительным диском воспламенителя удерживала шашки порохового заряда от перемещения в камере. Диафрагма закреплена в сопловом дне двумя винтами. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий, проделанных в сопловом дне снаряда под углом 22° к его продольной оси.
Поскольку минимальная дальность стрельбы снарядами М-14 составляла около 7500 м, для стрельбы на меньшие дистанции на снаряд надевались кольца, тормозившие его в полете. С малым кольцом дальность полета составляла от 7550 до 5400 м, а с большим - от 5420 до 1000 м. Вероятное отклонение снаряда М-14-ОФ на предельной дальности без кольца было: по дальности 30 м и боковое 85 м. Кроме М-14-ОФ, в боекомплект установки БМ-14 вошел дымовой снаряд М-14Д, снаряженный желтым фосфором. А в 1955 году был принят на вооружение химический снаряд М-14.
В процессе эксплуатации установка БМ-14 получила новые шасси. Это нашло отражение и в индексах установок - БМ-14М (2Б2) на автомобиле ЗИЛ-157 и Б-14ММ (2Б2Р) на автомобиле ЗИЛ-131. Артиллерийская часть при замене шасси не менялась. Вес БМ-14М составил 8080 кг, а БМ-14ММ - 9340 кг. Габариты боевой машины БМ-14М в походном положении: ширина 2330 мм, высота 2560 мм. Высота машины при наибольшем угле возвышения 3045 мм. Для боевой машины БМ-14ММ габариты в походном положении составляли: ширина 2500 мм, высота 2750, высота при максимальном угле возвышения 3230 мм. В 1958 году под руководством главного конструктора А. И. Яскина была создана новая 140-мм пусковая установка БМ-14-17 (8У36) на базе автомобиля ГАЗ-63 или ГАЗ-63А. Шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, установленной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля.
Число труб увеличилось на одну, а вот вес пусковой установки уменьшился почти на 3 тонны. Блок стволов в БМ-14-17, в отличие от БМ-14, помещен не в ферму, а в люльку, которая представляла собой жесткую сварную коробку и образовывала качающуюся часть установки. Люлька устанавливалась на основании, похожем на станок артиллерийского орудия. Поворотный механизм служил для горизонтальной наводки стволов в пределах от -33°30' до +166°30' от основного направления стрельбы боевой машины. Основное направление стрельбы боевой машины (76° от продольной оси машины с левого борта) определялось путем совмещения указателей на штыре и кожухе штыря. Поворотный механизм состоял из червяка и червячного колеса, закрепленного на валу-шестерне, которые смонтированы на вращающейся части, и коренного колеса, смонтированного на неподвижной части.
Подъемный механизм винтового типа. При помощи подъемного механизма стволам можно было придавать углы возвышения от 0° до +50° в секторах ±33°30' и от +119°30' горизонтального обстрела (от основного направления стрельбы); в секторе от +33°30' до +119°30' горизонтального обстрела стволам можно придавать углы возвышения от +19° до +50°. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служил для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма. Основание имело массивный штырь, установленный на подшипниках в специальном кожухе. Кожух был приварен к шасси автомобиля. Боекомплект остался прежним.
Боевые машины БМ-14, БМ-14М, БМ-14-ММ и БМ-14-17 состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевых машины; итого 36 боевых машин на полк. Кроме того, пусковая установка от БМ-14-17 (8У36) устанавливалась на речных бронекатерах проекта 1204. В середине 50-х годов в ГСОКБ-43 была разработана буксируемая 16-ствольная пусковая установка РПУ-14 для ракет типа М-14. Опытные образцы РПУ-14 прошли заводские испытания в течение 1956 года. А с 3 мая по 27 июня 1957 года две РПУ-14 успешно прошли полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний обе установки прошли на прицепе автомобиля ГАЗ-63 по 3000 км.
РПУ-14 смонтирована на лафете 85-мм дивизионной пушки Д-44. Качающаяся часть установки состоит из 16 труб (стволов) и сварной люльки, которая двумя цапфами соединена с верхним станком. На верхней станине смонтирован подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтового типа. Установка имеет минометный панорамный прицел МП-46М. Нижний станок с подрессориванием представляет собой стальную полуотливку, внутри которой собраны торсионное подрессоривание и механизм горизонтирования. Нижний станок является основанием вращающейся части пусковой установки. Станины трубчатого типа с постоянными сошниками шарнирно присоединены к нижнему станку. Подрессоривание торсионное, включается и выключается автоматически при сведении и разведении станин. Колеса взяты от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шиной ГК и со ступицей от пушки Д-44.
Пусковая установка может транспортироваться самолетами и сбрасываться на парашютах в имеющихся на вооружении контейнерах. РПУ-14 буксируется автомобилями или тягачами, а на малые расстояния - силами орудийного расчета. Для перекатывания установки вручную под хоботовую часть подставляется специальный каток, который в походном положении закрепляется и перевозится на станинах. Управление стрельбой установки РПУ-14 производится с помощью выносного пульта управления с дистанции 50-60 м от установки. РПУ-14 принимала участие в десятках локальных конфликтов, ее боевое применение продолжается и поныне.
Тактико-технические характеристики 8У32 БМ-14
Число труб увеличилось на одну, а вот вес пусковой установки уменьшился почти на 3 тонны. Блок стволов в БМ-14-17, в отличие от БМ-14, помещен не в ферму, а в люльку, которая представляла собой жесткую сварную коробку и образовывала качающуюся часть установки. Люлька устанавливалась на основании, похожем на станок артиллерийского орудия. Поворотный механизм служил для горизонтальной наводки стволов в пределах от -33°30' до +166°30' от основного направления стрельбы боевой машины. Основное направление стрельбы боевой машины (76° от продольной оси машины с левого борта) определялось путем совмещения указателей на штыре и кожухе штыря. Поворотный механизм состоял из червяка и червячного колеса, закрепленного на валу-шестерне, которые смонтированы на вращающейся части, и коренного колеса, смонтированного на неподвижной части.
Подъемный механизм винтового типа. При помощи подъемного механизма стволам можно было придавать углы возвышения от 0° до +50° в секторах ±33°30' и от +119°30' горизонтального обстрела (от основного направления стрельбы); в секторе от +33°30' до +119°30' горизонтального обстрела стволам можно придавать углы возвышения от +19° до +50°. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служил для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма. Основание имело массивный штырь, установленный на подшипниках в специальном кожухе. Кожух был приварен к шасси автомобиля. Боекомплект остался прежним.
Боевые машины БМ-14, БМ-14М, БМ-14-ММ и БМ-14-17 состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевых машины; итого 36 боевых машин на полк. Кроме того, пусковая установка от БМ-14-17 (8У36) устанавливалась на речных бронекатерах проекта 1204. В середине 50-х годов в ГСОКБ-43 была разработана буксируемая 16-ствольная пусковая установка РПУ-14 для ракет типа М-14. Опытные образцы РПУ-14 прошли заводские испытания в течение 1956 года. А с 3 мая по 27 июня 1957 года две РПУ-14 успешно прошли полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний обе установки прошли на прицепе автомобиля ГАЗ-63 по 3000 км.
РПУ-14 смонтирована на лафете 85-мм дивизионной пушки Д-44. Качающаяся часть установки состоит из 16 труб (стволов) и сварной люльки, которая двумя цапфами соединена с верхним станком. На верхней станине смонтирован подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтового типа. Установка имеет минометный панорамный прицел МП-46М. Нижний станок с подрессориванием представляет собой стальную полуотливку, внутри которой собраны торсионное подрессоривание и механизм горизонтирования. Нижний станок является основанием вращающейся части пусковой установки. Станины трубчатого типа с постоянными сошниками шарнирно присоединены к нижнему станку. Подрессоривание торсионное, включается и выключается автоматически при сведении и разведении станин. Колеса взяты от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шиной ГК и со ступицей от пушки Д-44.
Пусковая установка может транспортироваться самолетами и сбрасываться на парашютах в имеющихся на вооружении контейнерах. РПУ-14 буксируется автомобилями или тягачами, а на малые расстояния - силами орудийного расчета. Для перекатывания установки вручную под хоботовую часть подставляется специальный каток, который в походном положении закрепляется и перевозится на станинах. Управление стрельбой установки РПУ-14 производится с помощью выносного пульта управления с дистанции 50-60 м от установки. РПУ-14 принимала участие в десятках локальных конфликтов, ее боевое применение продолжается и поныне.
Тактико-технические характеристики 8У32 БМ-14
Масса без снарядов и расчета 7000 кг
Масса в боевом положении 8200 кг
Длина в походном положении 6920 мм
Ширина в походном положении 2300 мм
Высота в походном положении 2650 мм
Клиренс 260 мм
Калибр 140,3 мм
Длина ствола 1370 мм
Количество направляющих 16
Дальность стрельбы минимальная 1000 м
Дальность стрельбы максимальная 9800 м
Максимальный угол возвышения 50°
Перевод системы из походного положения в боевое не более 1,5-2 мин
Время залпа 7—10 с
Тип двигателя - рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя 92 л.с.
Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч
Колёсная формула 4 х 4