Во всех подвижных боестолкновениях в лесу и в горах в целях воздействия на тактическую обстановку могут применяться так называемые «засады на сдерживание» и «встречные засады».
Встречные засады в основном применяются для сковывания и обескровливания передовых подразделений противника.
Эти виды тактических засад очень эффективны при боестолкновениях в условиях неочевидности, и также против рейдирующих партизанских группировок. Однако такие засады требуют повышенной маневренности, основанной на высочайшей выучке личного состава и на способности командиров быстро принимать единственно верные тактические решения.
Кроме вышеупомянутого, против рейдирующего противника применяются так называемые линейные засады. Они выставляются там, где противнику надо переходить дорогу, тропу, железнодорожный путь и т. д.
При этом надо учитывать, что фланги своих подразделений, осуществляющие засаду, будут очень слабы против внезапного удара противника. При такой засаде трудно работать против больших сил противника, которые могут обойти засаду с фланга и выйти в тыл.
Надо помнить, что при всех засадах — своих и чужих — огневой налет будет очень сильным, но ответное развертывание также будет быстрым.
Бой в засаде и против засады с обеих противоборствующих сторон всегда носит исключительно агрессивный и упорный характер, с открытием очень плотного огня с той и другой стороны.
Метод засад и лесного поиска в свое время успешно применялся против бежавших из мест заключения вооруженных дезертиров и обычного сельского бандитизма, всегда возникавшего в смутные времена.
Бандиты тянутся к жилью по тем же причинам, что и партизаны. И засады спецгрупп неделями сидят возле хуторов и на окраине сел. Шуметь нельзя. Курить нельзя. Пахнуть ничем нельзя. Был позорный случай, когда в 1949 г. засаду МГБ возле населенного пункта D в Западной Украине выдал запах одеколона — высокий проверяющий из центра решил показать провинциалам, как надо работать, заставил служивых начиститься до блеска, намазать ваксой сапоги, сам побрился, наодеколонился и возглавил засаду. Бандеровцы ее почувствовали по запаху и обошли метров за сто. Об этом они сообщили после ареста через полгода. После служебного расследования виновник был расстрелян. Тогда это решалось просто — тупость приравнивалась к вредительству.
В засаде приходится сидеть очень долго, но при этом запрещается готовить горячую пищу и даже нельзя пользоваться термосом. Запахи, особенно пищевые, чувствуются на природе очень далеко. По этой причине исключаются лук и чеснок, нельзя пользоваться сапожной ваксой.
Для засады надо обязательно иметь каримат (туристический коврик), иначе вы быстро наживете кучу болячек от лежания или сидения на сырой земле или голых камнях.
Незаметность засады должна быть абсолютной. Местные жители наблюдательны, и связь с лесом у них существует по многим каналам. В селе все родственники и знакомые, и все мгновенно становится известным. Кроме того, крестьяне звериным чутьем ощущают присутствие чужих. И если в селе заподозрили что-то неладное, те, кто в лесу, узнают об этом почти сразу.
Сидя в засаде, не зевайте. Лес успокаивает и усыпляет. Ведите круговое наблюдение. Можно и не заметить, как кто-то проберется на хутор. Этот человек тоже будет не один час наблюдать за хутором и за тем, что происходит возле хутора. Утром будьте особенно внимательны: время тактическое. Время внезапных атак и внезапных прорывов. Волчий час. Тот, кто ночевал на хуторе, уйдет с рассветом. Но он не наблюдал за обстановкой — используйте полученное преимущество.
Для засады необходимы хороший камуфляж, затертый, запыленный и не бросающийся в глаза, обязательно перископ, прибор ночного видения, бесшумное оружие, средства от комаров и собак. Но вашим главным оружием будут дьявольское терпение, наблюдательность и звериное чутье.
Задачами рейдирующего формирования (т. е. совершающего быстрые продолжительные марши с боевыми действиями) являются:
- нарушение работы тылов правительственных войск;
- выдвижение на масштабную диверсию или налеты в неожиданных и слабых местах;
- ведение масштабной разведки;
- агитационно-пропагандистские мероприятия среди местного населения;
- обеспечение собственной боевой живучести при сильной насыщенности местности правительственными войсками;
- проведение беспокоящих действий одновременно во многих местах с целью отвлечения от перегруппировки основных партизанских сил, маскировки истинных замыслов партизанского руководства, отвлечения правительственных войск от мест партизанских баз и стоянок для обеспечения отдыха своим основным силам;
- выдвижение на диверсию из труднодоступной местности по открытым участкам (из леса или с гор в степь).
Рейдирование обеспечивается подвижной и тщательной разведкой.
При равной огневой мощи с обычными мотострелковыми подразделениями рейдирующая партизанская группировка перемещается по местности в среднем в два раза быстрее, что дает возможность отрываться от правительственных сил и уклоняться от ударов.
Слабые места рейдирующих группировок:
- слабая оперативная база среди населения в чужой местности;
- наглядность для тактической контрпартизанской разведки;
- замедленные маневрирование и боевое развертывание больших сил из длинной колонны;
- явная слабость длинной колонны в сильнопересеченной местности (в одном месте истребительная группа нанесла удар в бок, в голову или в хвост колонны, а в других частях колонны не сразу понимают, что произошло);
- попадание под массированный артиллерийский, минометный, пулеметный огонь или под удар авиации при переходе через открытое и простреливаемое пространство вызывает хаос в управлении колонной, растерянность в управлении, и все это обычно оканчивается паникой и беспорядочным бегством (для предупреждения вышеназванного на марше даже назначались взводы по поддержанию дисциплины);
- особую трудность вызывает переход линейных препятствий: шоссейных и железнодорожных путей, переправ через реки и т. д. Препятствием для перехода партизанских колонн являются насыпи и канавы вдоль таких путей, но главное — продольные открытые пространства, которые открыты сверху для ударов авиации и привязаны к картам генштаба, что позволяет четко координировать огонь артиллерии;
- невозможность быстро передвигаться крупной колонной по бездорожью и вытекающая отсюда необходимость перемещаться по тропам, просекам и дорогам, при этом затруднены маневрирование под огнем и затруднены крутые смены направлений движения;
- при необходимости оторваться от правительственных сил так или иначе приходится углубляться обратно в лес и затаиваться;
- прогрессирующая усталость бойцов из-за необходимости продолжительное время переносить на себе тяжелые средства ведения боя.
Методом борьбы с рейдирующими группировками является прежде всего хорошо поставленная агентурная работа и тактическая разведка леса (см. ранее). Поисковым развед-спецгруппам, истребительным группам и обходящим отрядам, заброшенным в лес, предписывается скрытно находиться в разведконтакте с рейдирующей группировкой, следовать за ней или сбоку от нее, не упуская из виду. Преследование вести с применением служебных собак, сообщая по радио направление перемещения партизанской группировки.
При выполнении вышеуказанного очень важна быстрота передачи разведданных. В 1943 г. немцы в Полесье в этих целях телефонизировали практически всех лесников. С лесниками правительственным службам полезно держать оперативный контакт — лесники всегда страдают от лесных реквизиций (отказать в их положении невозможно).
Если позволяет погода, все разведсведения уточняются с воздуха.
По совокупности разведданных на путях продвижения рейдирующего формирования быстро выставляются заслоны с целью направить эти формирования в площадь с ограниченным оперативным простором, то есть: прижать их к рекам без ледостава, болотам и т. д.
Еще лучше — зажать рейдирующее формирование в «треугольник» между реками и дорогами, железнодорожными или шоссейными, по которым можно быстро перебросить резервы. Это называется — «загнать в жернова».
Задача высоких штабов — по достоверным сведениям оперативно принять решение о применении авиации и артиллерии, подготовить данные для стрельбы артиллерии, сделать тактическую разработку и быстро довести боевой приказ до исполнителей!
Тактическое решение нейтрализации рейдирующего формирования основано на быстрой подвозке сил по автомобильным и железнодорожным путям к месту боевых действий. При боевом развертывании иметь в виду, что партизанский штурм открытых мест, насыпей и т. д. происходит с одновременным выходом партизанских заслонов на правую и левую сторону дороги. Поэтому необходимо заблаговременно делать тактические рокировки, обходы с флангов, на подходах к дороге (или за дорогой, по обстановке и рельефу) выставить заслоны и засады, основная задача которых — скрытная нейтрализация партизанской подвижной разведки. Окружение партизанской группировки осуществить быстрым выдвижением моторизованных сил и бронетехники.
Обходящему отряду (истребительной группе) вступить в бой с первым выстрелом своих основных сил с нанесением удара в тыл противника для воспрещения маневра резервами, перегруппировки и отхода.
Операцию желательно начать на рассвете и закончить в течение светового дня. Рейдирующие партизанские группировки часто применяют подвижные засады для беспокоящих действий. После удара или диверсии в одном месте наносят удар в другом, третьем и т. д. Задачи — ввести правительственные силы в заблуждение относительно численности и дислокации собственных подразделений. Противодействие — хронометрировать место и время диверсий и выявлять закономерность.
Если по времени засады «в одном кусте» (этих кустов может быть несколько, по числу действующих диверсионных групп) следуют одна за другой, по карте выявляется последовательность засад. Затем просчитывается и прогнозируется направление выдвижения противника к месту следующей засады. Исполнителей перехватывают на путях выдвижения (см. «Проведение засад на путях выдвижения антиправительственных формирований»).
Надо знать, что рейдирующие партизанские группы обходят стороной все отдельно стоящие строения в лесу (развалины и т. д.) Засады легче всего оборудовать именно там, и они это знают.
При отходе противник оставляет заслоны на тактически выгодных рубежах. Эти рубежи надо прогнозировать и заранее «привязывать» к ним огонь минометов. Направлять в обход малые группы для нанесения кинжальных ударов в бок колонны. Этими ударами «загонять» колонну в определенном направлении.
Для атаки на длинную партизанскую колонну и немцы, и русские, и американцы применяли один и тот же прием — колонну «рубили» из минометов пополам или на несколько частей, этим отсекали штаб, обоз, средства снабжения, нарушали связь по колонне. Потерявшую управление массу атаковали с боков обычным способом.