РОНИН, инструктор по огневой подготовке
Из учебных центров хочется выделить три - «Витязь» Московская обл., «Центр Мартынкжа» в Ростове и «Центр-Т» Москва. Оба первых центра занимаются реальным обучением как частных охранников, так и подразделений спецназначения на собственной базе. Безусловно, центр «Витязь» предоставляет более квалифицированных инструкторов и подготовку, благодаря тесным связям с ЦСН МВД и ФСБ, активному развитию и, конечно же, благодаря С.И.Лысюку, его энергии и организаторским способностям. «Центр-Т», не имея собственной базы, обладает сильной и прогрессирующей командой инструкторов, что позволяет проводить качественную подготовку как в действующих спецподразделениях ФСБ, МО и ВВ, так и частных команд как в России, так и за рубежом. Безусловно, есть ещё много учебных центров и инструкторов разного уровня развития преподавания и мастерства.
Однако ни один центр или инструктор на данный момент не может предложить комплексную методику огневой подготовки, которая удовлетворила бы всех и прежде всего руководство силовыми ведомствами.
Во-первых, потому что почти все они имеют «собственные болезни», в большинстве одинаковые.
Во-вторых, и это главное - никто не может предложить комплексную систему (именно систему!) огневой подготовки, которая могла бы обеспечить плановую подготовку довольно большого числа обучаемых к ведению активных боевых действий, в конкретные сроки. Это следствие ограничений развития частных учебных центров в нашей стране.
В-третьих, амбиции большинства тех, кто учит, не позволяют работать совместно, а порой и учиться друг у друга, т.е. развиваться.
В-четвёртых, как ни печально, многие предпочитают просто зарабатывать на жизнь, а не развивать систему боевой подготовки. И за это не стоит никого упрекать, такова жизнь.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ?
Давайте попробуем разобраться, что же должна собой представлять огневая подготовка в силовых ведомствах.
Прежде всего, придётся вспомнить, что было раньше. Огневая подготовка строилась на трёх столпах - Курсах стрельб и ОргМоб указаниях ведомств, и ... Строевом уставе. Конечно, были ещё и другие приказы и инструкции, но их значение было невелико. В итоге мы имели ситуацию, когда боец, едва выучив волшебное сочетание - «ровная мушка и плавный спуск», выходил на рубеж и из положений Строевого устава «Оружие на ремень» и других, выполнял упражнения контрольных стрельб. Хорошо если этих упражнений было несколько и проводились стрельбы в составе подразделений, когда мы громили взводы, роты и батальоны потенциального противника и группы беретов всех расцветок. Всё перечисленное касалось практически всех подразделений, за исключением таких, как группы «А», «В» и частей спецназначения, где присутствовало «творчество». Я прекрасно понимаю, что сейчас услышу массу негодующих реплик в свой адрес, дескать, всё было круто, но давайте всё же оценивать ситуацию с позиции сегодняшних знаний, опыта и технологий. Я не стремлюсь очернить труд многих заслуженных и достойных офицеров и бойцов, наоборот - многие делали больше, чем могли, и чем нам разрешали, но стоит признать - мы многого не знали, и не могли, и многого нам не разрешали.
Итак, что нужно спецназу?
Уровни огневой подготовки. Любой человек, попадающий в любое подразделение, проходит базовый уровень огневой подготовки, который позволяет индивидуально и в составе малой группы участвовать в динамичном огневом контакте. Это индивидуальные навыки с «длинным» и «коротким» оружием (система может только меняться от вида войск) и основы групповых действий. Курс проходят все бойцы, независимо от специализации, чтобы в дальнейшем все понимали характер действий всего подразделения и могли участвовать в бою с любым оружием. Важным является выработка взаимодействия для работы, в последующем, с другими подразделениями. Сейчас же, у нас подразделения, даже расположенные на одной базе, имеют разные подходы в огневой подготовке, тактике и тактической коммуникации, и либо слабо понимают или не понимают вообще друг друга. Базовые курсы могут быть сведены по «специализации», например: для пехотных подразделений и подразделений обеспечения всех родов войск; «штурмовиков», это ВДВ и Морская пехота; для подразделений специального назначения и разведки. По моему мнению, в подразделения ЦСН ФСБ и ЦСН МВД, а также офицерские подразделения ГРУ ГШ МО, кандидаты не могут попадать «с улицы» или «из-за парты», а только после определённого срока службы в войсках, где они и проходят базовые и другие курсы огневой подготовки.
После прохождения и освоения базового курса, боец проходит курсы по непосредственной специализации, а переходя в другие подразделения, курсы, свойственные специфике его деятельности.
Здесь необходимо сказать, что пришло время пересмотреть саму систему организации учебного процесса. На данный момент мы имеем дело с классно-урочной системой обучения, с периодической (объём знаний разбит на части и подаётся с определённым периодом - час, день, неделя) подачей материала, т.е. распределённым в течение всего учебного года.
В современных условиях такая система себя не оправдывает. Целесообразно перейти на сочетание курсовой системы подачи материала с периодическим повторением пройденного в ходе повседневных плановых занятий и учений. Так огневая подготовка базового курса должна проходить в течении 4-6 недель постоянных занятий по 8-10 ч в день. Она должна включать теоретические и практические занятия в классах и не менее 90% времени в тирах и на полигоне.
Практические занятия должны проводиться в стандартной экипировке бойца, необходимой для выполнения задач по его специфике, а не как сейчас в МО - все должны стрелять в бронежилете. Спецназ армии и разведка не ходят в броне, а подразделения контртеррора работают в броне чаще. Во всём необходима разумность и гибкость.
Методика. Метод обучения(от древнегреч. ... - путь) это процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Значит, методы огневой подготовки - это способы взаимодействия, практические действия преподавателя (инструктора или командира) и обучаемых, которые способствуют передаче, усвоению и использованию знаний, умений и навыков ведения огневого контакта, с учётом опыта и изменений принципов ведения боевых действий.
В данной формулировке есть все ответы на вопросы, о том, какими должны быть методики огневой подготовки, но попробуем уточнить. Методика огневой подготовки должна быть проста и построена:
1. На физиологии среднего человека.
2. На анализе реального опыта огневых контактов.
3. На целесообразности возможных действий в ходе ог+невого контакта.
4. На простоте подаваемого материала и восприятия.
5. На максимальной эффективности в достижении заданных уровней подготовленности.
6. На возможности освоения большим числом обучаемых.
7. На технологичности и гибкости в процессе эволюции боя и технических боевых средств.
Основным носителем методик и опыта должен быть инструктор! Он организует занятия по коллективно-индивидуальному принципу с командирами и подразделениями, он отслеживает развитие огневой подготовки, он является свидетелем или «ограниченным участником» боевых действий и учений, он проводит анализ и совершенствование методик на основе мирового опыта и подразделения и он сам развивается как инструктор-боец.
Инструктор - это профессионал системы боевой подготовки, осуществляющий организацию и обучение по своей специализации, в тесном взаимодействии с командирами и другими специалистами. В настоящее время остро ощущается потребность в инструкторе по обучению огневой подготовке и действиям в составе малой тактической группы, эти две составляющие боевой подготовки крайне важны и неотделимы друг от друга! Исходя из вышесказанного, инструкторов нельзя назначить или подготовить в училище. Институт инструкторов нужно создать, если мы хотим разумного развития в боевой подготовке.
Но как получить качественного инструктора? Мне кажется это должно быть сделано по примерно такой схеме:
1. Жёсткий отбор кандидатов из действующих офицеров, готовых и умеющих учиться и развиваться, а самое главное учить, прослуживших не менее двух лет на офицерских должностях и готовых «отдать службе» не менее 10 лет.
2. Подготовка кандидатов по программе- «инструктор огневой подготовки», который начинается с «нуля»,т.е. с «базы», в специализированных центрах, с системой отсеивания на всех этапах - качество важнее количества.
3. Разумная, повторяю - разумная система ротации.
4. Систематическая переподготовка и подтверждение квалификации.
5. Подчинение отделам боевой подготовки на ранг выше своего подразделения для отсутствия зависимости от ленивых и не профессиональных «отцов-командиров».
6. Ответственность за конечный результат - боевую подготовку.
7. Достойное обеспечение со стороны государства-зарплата, квартира и существенные льготы после службы.
Повторю, инструктор - носитель методики огневой подготовки, его главной составляющей. Всё дело в нём! Например, с чем часто приходится сталкиваться при проведении занятий и тестирования в подразделениях - с непониманием разницы между «уметь» и «проходили», «отработали» и «было занятие» и т.д. Знать и уметь - это огромная разница. И главный вопрос - как сделать так, чтобы инструктор умел и делал свою работу!
Организация и контроль. Сейчас, как никогда, необходимы новые курсы стрельб и инструкции по организации огневой подготовки. Необходимо снять лимиты на боеприпасы при проведении огневой подготовке, ввести комплекты оружия для тренировок и обязать службы РАВ повернуться лицом к потребностям бойцов в области огневой подготовки, а не вставлять палки в колёса.
Руководящие документы должны перестать быть балластом, претворяющим в жизнь принцип «как бы чего не вышло». Курсы стрельб определяют организацию, меры безопасности и ответственных лиц, а также формы проведения занятий. В них обязательно необходимо включить такую форму, как «занятия с повышенным риском», если, конечно, мы хотим научиться воевать.
По моему мнению, в курсе стрельб должно быть не менее 100 упражнений для каждого вида подразделения. Индивидуальные, специальные, в составе группы, в составе подразделения. При проведении занятий и курсов характер и порядок упражнений должен определять инструктор, исходя из тематики, обученности, метода достижения цели и т.д., т.е. путь в обучении выбирает инструктор. А на проверках проверяющий определяет упражнения Курса Стрельб, категории стреляющих или подразделения и... вперёд.
Материальная база. Главная проблема на данный момент заключается в том, что боец учится работать в знакомой обстановке с понятным или предсказуемым расположением целей, по заученным схемам и с задачей - выполнить упражнение. Это, конечно, происходит не везде, но в большинстве частей!!! Это непросто недостаточно, это губительно с позиции боевой подготовки. Необходимы новые полигоны и тиры, мобильные, управляемые комплекты мишенной обстановки (хотя бы простейшие), учебные боеприпасы. Необходимы другие подходы во взаимодействии в цепочке подразделение - система подготовки - обеспечение боевой подготовки. Пока что мы учимся воевать по условиям обеспечивающих структур, которые диктуют, как и что можно делать боевым подразделениям.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда все говорящие о реформах, «современных угрозах» и «новом облике» забывают о тех, кто под их речи воюет и будет воевать. Всё больше сталкиваешься с мнением офицеров о глупости чиновников и бюрократов в погонах, о развале в умах и набухании личных карманов, с неверием в то, что силовая составляющая нужна стране. Хочется верить, что в верхах поймут - в ближайшее время мы будем воевать (извините за прямоту) и не ракетами стратегического назначения, а потом и кровью бойцов, вот крови и не хотелось бы, во всяком случае, НАШЕЙ.
Из учебных центров хочется выделить три - «Витязь» Московская обл., «Центр Мартынкжа» в Ростове и «Центр-Т» Москва. Оба первых центра занимаются реальным обучением как частных охранников, так и подразделений спецназначения на собственной базе. Безусловно, центр «Витязь» предоставляет более квалифицированных инструкторов и подготовку, благодаря тесным связям с ЦСН МВД и ФСБ, активному развитию и, конечно же, благодаря С.И.Лысюку, его энергии и организаторским способностям. «Центр-Т», не имея собственной базы, обладает сильной и прогрессирующей командой инструкторов, что позволяет проводить качественную подготовку как в действующих спецподразделениях ФСБ, МО и ВВ, так и частных команд как в России, так и за рубежом. Безусловно, есть ещё много учебных центров и инструкторов разного уровня развития преподавания и мастерства.
Однако ни один центр или инструктор на данный момент не может предложить комплексную методику огневой подготовки, которая удовлетворила бы всех и прежде всего руководство силовыми ведомствами.
Во-первых, потому что почти все они имеют «собственные болезни», в большинстве одинаковые.
Во-вторых, и это главное - никто не может предложить комплексную систему (именно систему!) огневой подготовки, которая могла бы обеспечить плановую подготовку довольно большого числа обучаемых к ведению активных боевых действий, в конкретные сроки. Это следствие ограничений развития частных учебных центров в нашей стране.
В-третьих, амбиции большинства тех, кто учит, не позволяют работать совместно, а порой и учиться друг у друга, т.е. развиваться.
В-четвёртых, как ни печально, многие предпочитают просто зарабатывать на жизнь, а не развивать систему боевой подготовки. И за это не стоит никого упрекать, такова жизнь.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ?
Давайте попробуем разобраться, что же должна собой представлять огневая подготовка в силовых ведомствах.
Прежде всего, придётся вспомнить, что было раньше. Огневая подготовка строилась на трёх столпах - Курсах стрельб и ОргМоб указаниях ведомств, и ... Строевом уставе. Конечно, были ещё и другие приказы и инструкции, но их значение было невелико. В итоге мы имели ситуацию, когда боец, едва выучив волшебное сочетание - «ровная мушка и плавный спуск», выходил на рубеж и из положений Строевого устава «Оружие на ремень» и других, выполнял упражнения контрольных стрельб. Хорошо если этих упражнений было несколько и проводились стрельбы в составе подразделений, когда мы громили взводы, роты и батальоны потенциального противника и группы беретов всех расцветок. Всё перечисленное касалось практически всех подразделений, за исключением таких, как группы «А», «В» и частей спецназначения, где присутствовало «творчество». Я прекрасно понимаю, что сейчас услышу массу негодующих реплик в свой адрес, дескать, всё было круто, но давайте всё же оценивать ситуацию с позиции сегодняшних знаний, опыта и технологий. Я не стремлюсь очернить труд многих заслуженных и достойных офицеров и бойцов, наоборот - многие делали больше, чем могли, и чем нам разрешали, но стоит признать - мы многого не знали, и не могли, и многого нам не разрешали.
Итак, что нужно спецназу?
Нужна гибкая, комплексная система огневой подготовки, которая бы строилась на нескольких уровнях обучения, постоянно совершенствуемых методиках обучения, институте инструкторов по огневой подготовке и системой оценки бойца как индивидуально, так и в группе.
Уровни огневой подготовки. Любой человек, попадающий в любое подразделение, проходит базовый уровень огневой подготовки, который позволяет индивидуально и в составе малой группы участвовать в динамичном огневом контакте. Это индивидуальные навыки с «длинным» и «коротким» оружием (система может только меняться от вида войск) и основы групповых действий. Курс проходят все бойцы, независимо от специализации, чтобы в дальнейшем все понимали характер действий всего подразделения и могли участвовать в бою с любым оружием. Важным является выработка взаимодействия для работы, в последующем, с другими подразделениями. Сейчас же, у нас подразделения, даже расположенные на одной базе, имеют разные подходы в огневой подготовке, тактике и тактической коммуникации, и либо слабо понимают или не понимают вообще друг друга. Базовые курсы могут быть сведены по «специализации», например: для пехотных подразделений и подразделений обеспечения всех родов войск; «штурмовиков», это ВДВ и Морская пехота; для подразделений специального назначения и разведки. По моему мнению, в подразделения ЦСН ФСБ и ЦСН МВД, а также офицерские подразделения ГРУ ГШ МО, кандидаты не могут попадать «с улицы» или «из-за парты», а только после определённого срока службы в войсках, где они и проходят базовые и другие курсы огневой подготовки.
После прохождения и освоения базового курса, боец проходит курсы по непосредственной специализации, а переходя в другие подразделения, курсы, свойственные специфике его деятельности.
Здесь необходимо сказать, что пришло время пересмотреть саму систему организации учебного процесса. На данный момент мы имеем дело с классно-урочной системой обучения, с периодической (объём знаний разбит на части и подаётся с определённым периодом - час, день, неделя) подачей материала, т.е. распределённым в течение всего учебного года.
В современных условиях такая система себя не оправдывает. Целесообразно перейти на сочетание курсовой системы подачи материала с периодическим повторением пройденного в ходе повседневных плановых занятий и учений. Так огневая подготовка базового курса должна проходить в течении 4-6 недель постоянных занятий по 8-10 ч в день. Она должна включать теоретические и практические занятия в классах и не менее 90% времени в тирах и на полигоне.
Практические занятия должны проводиться в стандартной экипировке бойца, необходимой для выполнения задач по его специфике, а не как сейчас в МО - все должны стрелять в бронежилете. Спецназ армии и разведка не ходят в броне, а подразделения контртеррора работают в броне чаще. Во всём необходима разумность и гибкость.
Методика. Метод обучения(от древнегреч. ... - путь) это процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Значит, методы огневой подготовки - это способы взаимодействия, практические действия преподавателя (инструктора или командира) и обучаемых, которые способствуют передаче, усвоению и использованию знаний, умений и навыков ведения огневого контакта, с учётом опыта и изменений принципов ведения боевых действий.
В данной формулировке есть все ответы на вопросы, о том, какими должны быть методики огневой подготовки, но попробуем уточнить. Методика огневой подготовки должна быть проста и построена:
1. На физиологии среднего человека.
2. На анализе реального опыта огневых контактов.
3. На целесообразности возможных действий в ходе ог+невого контакта.
4. На простоте подаваемого материала и восприятия.
5. На максимальной эффективности в достижении заданных уровней подготовленности.
6. На возможности освоения большим числом обучаемых.
7. На технологичности и гибкости в процессе эволюции боя и технических боевых средств.
Основным носителем методик и опыта должен быть инструктор! Он организует занятия по коллективно-индивидуальному принципу с командирами и подразделениями, он отслеживает развитие огневой подготовки, он является свидетелем или «ограниченным участником» боевых действий и учений, он проводит анализ и совершенствование методик на основе мирового опыта и подразделения и он сам развивается как инструктор-боец.
Инструктор - это профессионал системы боевой подготовки, осуществляющий организацию и обучение по своей специализации, в тесном взаимодействии с командирами и другими специалистами. В настоящее время остро ощущается потребность в инструкторе по обучению огневой подготовке и действиям в составе малой тактической группы, эти две составляющие боевой подготовки крайне важны и неотделимы друг от друга! Исходя из вышесказанного, инструкторов нельзя назначить или подготовить в училище. Институт инструкторов нужно создать, если мы хотим разумного развития в боевой подготовке.
Но как получить качественного инструктора? Мне кажется это должно быть сделано по примерно такой схеме:
1. Жёсткий отбор кандидатов из действующих офицеров, готовых и умеющих учиться и развиваться, а самое главное учить, прослуживших не менее двух лет на офицерских должностях и готовых «отдать службе» не менее 10 лет.
2. Подготовка кандидатов по программе- «инструктор огневой подготовки», который начинается с «нуля»,т.е. с «базы», в специализированных центрах, с системой отсеивания на всех этапах - качество важнее количества.
3. Разумная, повторяю - разумная система ротации.
4. Систематическая переподготовка и подтверждение квалификации.
5. Подчинение отделам боевой подготовки на ранг выше своего подразделения для отсутствия зависимости от ленивых и не профессиональных «отцов-командиров».
6. Ответственность за конечный результат - боевую подготовку.
7. Достойное обеспечение со стороны государства-зарплата, квартира и существенные льготы после службы.
Повторю, инструктор - носитель методики огневой подготовки, его главной составляющей. Всё дело в нём! Например, с чем часто приходится сталкиваться при проведении занятий и тестирования в подразделениях - с непониманием разницы между «уметь» и «проходили», «отработали» и «было занятие» и т.д. Знать и уметь - это огромная разница. И главный вопрос - как сделать так, чтобы инструктор умел и делал свою работу!
Организация и контроль. Сейчас, как никогда, необходимы новые курсы стрельб и инструкции по организации огневой подготовки. Необходимо снять лимиты на боеприпасы при проведении огневой подготовке, ввести комплекты оружия для тренировок и обязать службы РАВ повернуться лицом к потребностям бойцов в области огневой подготовки, а не вставлять палки в колёса.
Руководящие документы должны перестать быть балластом, претворяющим в жизнь принцип «как бы чего не вышло». Курсы стрельб определяют организацию, меры безопасности и ответственных лиц, а также формы проведения занятий. В них обязательно необходимо включить такую форму, как «занятия с повышенным риском», если, конечно, мы хотим научиться воевать.
По моему мнению, в курсе стрельб должно быть не менее 100 упражнений для каждого вида подразделения. Индивидуальные, специальные, в составе группы, в составе подразделения. При проведении занятий и курсов характер и порядок упражнений должен определять инструктор, исходя из тематики, обученности, метода достижения цели и т.д., т.е. путь в обучении выбирает инструктор. А на проверках проверяющий определяет упражнения Курса Стрельб, категории стреляющих или подразделения и... вперёд.
Материальная база. Главная проблема на данный момент заключается в том, что боец учится работать в знакомой обстановке с понятным или предсказуемым расположением целей, по заученным схемам и с задачей - выполнить упражнение. Это, конечно, происходит не везде, но в большинстве частей!!! Это непросто недостаточно, это губительно с позиции боевой подготовки. Необходимы новые полигоны и тиры, мобильные, управляемые комплекты мишенной обстановки (хотя бы простейшие), учебные боеприпасы. Необходимы другие подходы во взаимодействии в цепочке подразделение - система подготовки - обеспечение боевой подготовки. Пока что мы учимся воевать по условиям обеспечивающих структур, которые диктуют, как и что можно делать боевым подразделениям.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда все говорящие о реформах, «современных угрозах» и «новом облике» забывают о тех, кто под их речи воюет и будет воевать. Всё больше сталкиваешься с мнением офицеров о глупости чиновников и бюрократов в погонах, о развале в умах и набухании личных карманов, с неверием в то, что силовая составляющая нужна стране. Хочется верить, что в верхах поймут - в ближайшее время мы будем воевать (извините за прямоту) и не ракетами стратегического назначения, а потом и кровью бойцов, вот крови и не хотелось бы, во всяком случае, НАШЕЙ.