Усовершенствованный танк Т-84 «Оплот-М» («объект 478ДУ9-1 / 478ДУ10») был разработан украинским конструкторским бюро ХКБМ с учётом современных тенденций развития бронетехники. В первую очередь, усилили защищённость машины, установив новую систему встроенной динамической защиты «Нож-2», способной противостоять ПТУР с тандемной боевой частью, кумулятивным и бронебойным снарядам. Её контейнеры поставили на передней части корпуса и на башне, по бортам корпуса, обеспечив дополнительную защиту танка с боков. Комплекс «Нож-2» имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменён или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты.
Претерпела изменение и прицельная система танка. Командир машины получил новый многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Это значительно повысило возможности наблюдения за местностью, особенно в ночных условиях и в условиях пониженной видимости. Дальность обнаружения цели типа «танк» через визуальный канал теперь составила менее 5500 м, а через тепповизионный канал в широком поле зрения - 4000 м. Применение ПКН-6, кроме обнаружения и распознавания наземных и воздушных целей и выдачи целеуказания наводчику, даёт возможность командиру танка самому вести стрельбу из пушки и спаренного пулемёта в режиме дублированного управления вооружением по тепловизионному каналу наводчика. Это значительно расширяет возможности системы управления огнём танка. Правда, за расширенные возможности системы управления огнём пришлось расплачиваться возросшей массой танка - масса комплекта оборудования ПКН-6 составляет 400 кг Установка ПКН-6 повлекла за собой изменения и во внешнем виде машины. Из-за того, что довольно крупную головку кругового обзора ПКН-6 разместили на крыше башни перед командирским люком, зенитную пулемётную установку пришлось перенести на кронштейн в задней части башни.
Основной боевой танк Т-84 «Оплот-М»
Кроме ПКН-6, командир танка также получил информационный пульт командира 1КПИ-М, предназначенный для отображения на экране вводимой цифровой и графической информации или полученной по связи извне. На танке Т-84 «Оплот-М» поставлен более совершенный двигатель 6ТД-2Е, который надёжно работает без снижения мощности при температурах до +55°С. Буква «Е» означает «экологический». Раньше об экологичности боевых машин особо не задумывались, однако теперь ситуация изменилась. Так, при участии в международных тендерах учитывается и такой параметр, как токсичность выхлопа. Мощность вспомогательного агрегата питания на новом танке также увеличена — 10 кВт вместо 8 кВт. Комплексная система управления движением Т-84 «Оплота-М» обеспечивает автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения танка. Вместо рычагов поставлен штурвал, что существенно упростило процесс управления машиной. Оборудование подводного вождения позволило танку преодолевать водные препятствия глубиной до 5 м. Водные преграды глубиной до 1,8 м машина преодолевает без подготовки.
Навигационное обеспечение танка Т-84 «Оплот-М» основано на системах «ГЛОНАСС» и NAVSTAR с определением собственных координат, формированием команд с координатами пункта назначения, сбором информации о местоположении подчинённых танков, формированием маршрутов (до 10-ти маршрутов) и прохождением по заданному пути (количество контрольных точек для каждого маршрута - до 50-ти), формированием телекодовых (текстовых) сообщений по радиоканалу, индикацией информации о направлении и величине угла поворота на пункт назначения для механика-водителя.
Основной боевой танк Т-84 «Оплот-М»
Специалисты утверждают, что танк Т-84 «Оплот-М» получил динамическую защиту нового поколения. По своим характеристикам она должна превосходить российскую «реактивную броню» «Контакт-5», которая устанавливается на Т-90А и Т-72БА. Кроме того, украинский танк имеет мощную защиту боковой проекции. В этом он превосходит все западные и российские боевые машины, в том числе даже новейшую боевую машину поддержки танков (БМПТ). По всей видимости, «Оплоту М» не страшны современные и перспективные тандемные боеприпасы. Активная защита «Оплот-М» предусматривает использование КОЭП (комплекса оптико-электронного противодействия) «Варта» (рус. «Стража»), которая предупреждает о наведении высокоточных боеприпасов с лазерной системой управления, и активирует постановку дымовой/аэрозольной завесы вокруг танка. Система постановки аэрозольной завесы состоит из 12 пусковых установок и пульта управления с возможностью выбора режима работы системы: автоматический, полуавтоматический или ручной. Аэрозольные гранаты способны поставить завесу, за которую противник, даже используя тепловизор, не сможет "заглянуть". «Варта» также срывает наведение ПТУР с инфракрасной ГСН (головкой самонаведения) за счет постановки инфракрасных (световых) помех.
«Оплот-М» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя пассивную броню, встроенную динамическую защиту и ряд других систем защиты, повышающих виживаемость танка на поле боя. Броня — многослойная, состоящая из броневых листов и керамических материалов. Крыша башни выполнена цельноштампованной, что повышает ее жесткость и обеспечивает хорошую технологичность и стабильное качество при серийном производстве. На передней части корпуса, башне и бортах танка установлена встроенная ДЗ (динамическая защита) нового поколения «Дуплет», которая обеспечивает защиту от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Модульная конструкция предусматривает быструю замену элементов защиты во время модернизации или повреждения. На бортах корпуса «Оплот-М» установлены широкие резиновые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств типа РПГ-7. Элементы ДЗ «Дуплет» не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. ДЗ «Дуплет» не нуждается в обслуживании и безопасна в обращении. Установка данной ДЗ возможна силами экипажа без специальных приспособлений за 2,5-3 ч.
Основной боевой танк Т-84 «Оплот-М»
По утверждению производителя танка, ВПТДЗ (встроенная противотандемная динамическая защита) «Оплот-М» обеспечивает защиту от: противотанковых ручных и станковых гранатометов, и безоткатных орудий (в том числе с тандемными боевыми частями); противотанковых ракет типа «ТОУ-2», «Милан», «Штурм-С»; кумулятивных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм 3БК18М (3БК18), 3БК14М (3БК14), КС; бронебойных подкалиберных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БМ22, 3БМ26, 3БМ42) и 120 мм трассирующего оперенного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном Cl3069. Следует заметить, что крыша башни танка получила дополнительную защиту от противотанковых средств типа FGM-148 Javelin, атакующие танк сверху, в крышу башни. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг. Танк оборудован автоматической системой пожаротушения в обитаемом отделении и МТО. На «Оплот-М» также установлены ПРХР-М1 (прибор радиационной и химической разведки) и система защиты от оружия массового пораженя.
Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка КБА-3, имеющая длину ствола 48 калибров и снабжённая автоматом заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях. Ствол пушки быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа пушки из танка. Привод башни – электрический, а привод пушки – гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни. Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания. Семь выстрелов находятся в корпусе справа от механика-водителя и еще пять выстрелов - в бронированном отсеке, установленном в кормовой части башни. Применяемые боеприпасы: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные и ракеты, управляемые по лазерному лучу. Особенностью танка является наличие управляемого вооружения «Комбат», которое позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами с лазерным наведением и поражать цели на дальностях до 5000 м. Ракеты хранятся в конвейере автомата заряжания так же, как и обычные боеприпасы. Система дистанционного управления зенитной установкой состоит из пулемета КТ-12,7 мм (боекомплект 3х150 патронов). Спаренный с пушкой пулемет КТ-7,62 мм имеет боекомплект 1250 патронов.
Танк Т-84 «Оплот-М» имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части. В отличие от подавляющего большинства западных основных боевых танков, на Т-84 «Оплот-М» применён автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек - механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель размещается по центру. Командир танка размещается справа, а наводчик – слева, у каждого из них имеется люк для посадки/высадки.
На танк «Оплот-М» установливается шестицилиндровый дизельный двигатель 6ТД-2Е обьемом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с. Двигатель - двухтактный, многотопливный (работает на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции), с наддувом, прямоточной продувкой, непосредственным впрыском топлива, с горизонтальным расположением цилиндров и противоположно движущимися поршнями. Благодаря небольшой высоте двигателя (581 мм) моторное отделение выполнено по двухэтажной схеме. Эжекторная система охлаждения радиаторов установлена над двигателем. Как отмечено выше, двигатель 6ТД-2Е многотопливный и способен работать на дизельном топливе, топливе для реактивных двигателей (керосине), бензине и их смеси. Емкость внутренних топливных баков составляет 575 л, наружных баков, расположенных на надгусеничных полках, - 570 л. Для увеличения запаса хода на корме корпуса могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки обьемом 380 л (2 x 190 л). На танке «Оплот-М» установлен дизельная вспомогательная силовая установка мощностью 8-10 кВт. ВСУ предназначена для обеспечения электроэнергией танка с выключенным двигателем, например, при нахождении танка на стационарной огневой позиции или в засаде. Установливается на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке, и подключается к электрической и топливной системам основного двигателя.
Коробка передач планетарного типа с автоматическим переключением передач имеет 7 передач вперед и 1 назад. Новая комплексная система управления движением танка на основе штурвала обеспечивает плавный поворот во время движения. Бортовые гидрообъемно-механические механизмы обьединяют в себе функции бортовых трансмиссий и устройства поворота. Такая система управления танка позволяет выполнять плавные повороты при помощи штурвала вместо рычагов, что значительно упрощает процесс управления, повышает маневренность и позволяет продублировать управление. Данная система имеет высокий КПД и была разработана ХКБМ, и экспортируется за рубеж для установки на пакистанские танки «Аль-Халид», совместно с харьковским МТО с двигателем 6ТД-2.
Ходовая часть «Оплот-М» с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм, пяти поддерживающих катков диаметром 225 мм, ленивца и расположенного в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, с шестью гидравлическими телескопическими амортизаторами (на первом, втором и шестом узлах подвески). Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для высвобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески. Танк может оснащаться гусеницами двух типов: асфальтоходной шириной 580 мм, обеспечивающей высокую скорость танка по дороге с асфальтобетонным покрытием, и шириной 600 мм с увеличенными грунтозацепами для движении по льду и рыхлому грунту. Внизу носовой части корпуса закреплен резиновые юбки, призванные снижать запыленность при езде.
Заводские испытания танка Т-84 «Оплот-М» проходили в конце 2008 г, а к началу апреля следующего года успешно завершились и государственные испытания. Несмотря на возросшую массу, не было выявлено никаких проблем с ходовой частью боевой машины, а двигатель мощностью 1200 л.с. эффективно работал в любых погодных условиях, в том числе при высоких температурах окружающей среды. Как отметил генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем Герой Украины генерал-лейтенант М.Борисюк, танк Т-84 «Оплот-М» «отвечает современным требованиям и вполне конкурентоспособен по сравнению с мировыми аналогами». Все базовые составляющие, агрегаты, приборы и элементы вооружения «Оплота-М» являются изобретением и конечным продуктом украинских производителей, а в его бронезащите было воплощено несколько отечественных технических ноу-хау.
Приказ о принятии на вооружение танка Т-84 «Оплот-М» был подписан 28 мая 2009 г Планировалось, что вооружённые силы Украины уже в том же году закажут 10 танков Т-84 «Оплот-М», но из-за мирового финансового кризиса этим планам не суждено было осуществиться, хотя 23 февраля 2010 г главный конструктор ХКБМ Ю.Бусяк подтвердил существование государственного заказа, заявив: «Могу официально объявить о получении государственного заказа на изготовление первых 10 боевых машин «Оплот-М», которые будут направлены в воинские соединения Сухопутных войск». Стоимость одной машины составляет 3,5-4 млн долларов.
Тактико-технические характеристики Т-84 «Оплот-М»
Боевая масса, т 51,0
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 7075
Длина с пушкой вперёд, мм 9720
Ширина корпуса, мм 3400
4176 (по съемным защитным экранам)
Высота, мм 2285
2800 (по прицелу командира)
Клиренс, мм 470-500
Бронирование - броня многослойная комбинированная, противоснарядная
Активная защита «Варта»
Динамическая защита встроенная, «Дуплет»
Вооружение:
- гладкоствольная пушка 125-мм КБА-3
Боекомплект пушки 46 снаряда (из них 28 в АЗ)
- пулемёты 1 x 12,7-мм КТ, 1 x 7,62-мм КТ
- ПТУР «Комбат»
Прицелы лазерный прицел-дальномер 1Г46М,
тепловизионный прицельный комплекс ПТТ-2,
панорамный прицельный комплекс ПНК-6
Двигатель - 6ТД-2Е, дизельный с наддувом, макс. мощность 1200 л.с., при 2600 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40-45
Запас хода по шоссе, км 400 (500 с внешними баками)
Запас хода по пересечённой местности, км 350 (450 с внешними баками)
Удельная мощность, л. с./т 24,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см 0,97
Преодолеваемый подъём, град. 32°
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,8 (5 с ОПВТ)
Источник: www.dogswar.ru