За разработку отечественного многоцелевого бронированного автомобиля взялись конструкторы ГАЗа под руководством Александра Григорьевича Масягина, имевшего огромный опыт создания и модернизации колесных бронированных машин БРДМ-2, БТР-70. БТР-80, БТР-90, ГАЗ-39371 «Водник» и других. Наши конструкторы, изучив проблемы «Хаммера», выработали концепцию новой машины, получившей впоследствии обозначение «Специальное транспортное средство «Тигр» (далее СТС ГАЗ-2330 «Тигр»). В результате появился автомобиль, наиболее полно отвечающий современным требованиям. На ГАЗе изготовили несколько образцов в различных вариантах, в том числе с бронированным корпусом.
Осенью 2003 г. два бронированных ГАЗ-2330 «Тигр» поступили в опытную эксплуатацию в московский ОМОН. Через год руководство МВД приняло решение о приобретении партии СТС для оснащения спецподразделений. Серийное производство организовано на Арзамасском заводе, входящем в ООО «ВПК» («Военно-промышленная компания»), уже с учетом замечаний и пожеланий спецназовцев. «Тигр» вышел на простор. Многие до сих пор уверены, что машина изготовлена на шасси автомобиля ГАЗ-66. Почему-то сложилось такое мнение, но в конструкции «Тигра» практически нет узлов и агрегатов «шестьдесят шестого». Общие у них только колесная формула 4x4 и рамная конструкция. В автомобиле ГАЗ-2330 «Тигр» на сварной раме высокой жесткости смонтированы независимая торсионная двухрычажная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами, силовой агрегат в составе: дизельный двигатель, сцепление с пневмогидраелическим усилителем, пятиступенчатая механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом с электропневмоприводом его блокировки, системы двигателя (охлаждения, топливная и т.д.), два моста с самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, колеса с шинами для движения по труднопроходимой местности.
При создании специального транспортного средства ГАЗ-2330 «Тигр» было принято решение о максимально возможной поузловой унификации с проверенными многолетней эксплуатацией и боевым использованием узлами бронетранспортера БТР-80 и многоцелееого высокомобильного бронированного автомобиля ГАЗ-39371 «Водник». Речь идет, прежде всего, о наиболее нагруженных узлах ходовой части. Это значительно уменьшило время проектирования СТС и позволило избежать проблем, связанных с освоением производства новых узлов. Но в отличие от многоосных бронетранспортеров. понадобился более высокий ресурс узлов и машины в целом. Поэтому каждый элемент конструкции был глубоко модернизирован, их надежность подтвердили многочисленные испытания.
Бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр»
Согласно техническим требованиям СТС ГАЗ-2330 «Тигр» должен развивать высокую скорость движения как по дорогам общего пользования, так и по труднопроходимой сильнопересеченной местности, Эти характеристики гарантированы новой конструкцией торсионов, увеличенными ходами рычагов подвески, новыми энергоемкими гидравлическими амортизаторами. Новая длинноходная подвеска, клиренс 400 мм. большие углы свеса, оптимальная колесная база, постоянный полный привод, возможность блокировки межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивают высочайшую проходимость по слабонесущим сырым грунтам и устойчивость при движении с максимальной скоростью как на сухом, так и на мокром шоссе. Экипаж чувствует себя комфортно как при движении по шоссе (до 140 км/ч), так на бездорожье (до 70 км/ч). В настоящее время в качестве силового агрегата на ГАЗ-2330 «Тигр» используется турбонаддувный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением Cummins 205 (широко используется на автобусах ПАЗ). Его 20S л.с. обеспечивают СТС удельную мощность более 28 л.с./т и соответственно, высокие динамические характеристики. В ближайшей перспективе, в первую очередь на «Тигры», которые пойдут е Министерство обороны РФ, установят отечественный дизельный двигатель ЯМЗ-534 с турбонаддувом. Этот мотор компактнее, развивает большую мощность (235 лс} и отвечает экологическим требованиям «Евро-3».
Рамная конструкция СТС ГАЗ-2330 «Тигр» позволяет использовать единое базовое шасси под установку различных кузовов в зависимости от пожеланий заказчиков, будь то военный, полицейский или гражданский вариант автомобиля. В настоящее время на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» освоены в серийном производстве три модификации: две с бронированными кузовами для нужд МВД РФ (ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036) и модель С небронированным кузовом (ГАЗ-233001). Модификация С бронированным кузовом для спецподразделений МО РФ (ГАЗ-233014) будет запущена в серию с началом поставок отечественных моторов. Серийные модификации унифицированы по конструкции моторно-трансмиссионного отделения, отделения управления, отличаются уровнем пулестойкости (толщиной бронирования) и конструкцией кузовов. Кроме того, модификации с бронированными кузовами имеют однообъемные трехдверные кузова с открывающимися боковыми и задними окнами или со встроенными в стекла бойницами для ведения стрельбы из стрелкового оружия.
На крыше бронированного армейского ГАЗ-2330 «Тигр» установлена поворотная платформа, на которой а перспективе планируется монтаж турельных установок под различное стрелковое оружие: 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 (АГС-30), 12,7-мм пулемет «КОРД» или 7,62-мм пулемет ПКМ (ПКП «Печенег»), Размер люка поворотной платформы позволит вести одновременную стрельбу в двух направлениях двум членам экипажа, Внутри СТС «Тигр» ГАЗ-233014 будут установлены укладки для магазин-коробок боекомплекта пулеметов и гранатомета, оборудованы места крепления по-походному боеприпасов и оружия (РПГ-22, РПГ-26 или РШГ-2) и ПЗРК («Игла» или «Игла-С»). Этот вариант «Тигра» оснащен также двумя мощными фарами-искателями, установленными по одной спереди и сзади на крыше и управляемыми изнутри машины. На крышах бронекузовов СТС «Тигр» для МВД (ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036) оборудованы по два люка прямоугольной формы. Кронштейны на люках под установку оружия в этих модификациях не предусмотрены.
Внутри кузова на трансмиссионном тоннеле установлен универсальный кронштейн под монтаж средств связи с их подключением к электропитанию. Снаружи имеются кронштейны под установку антенн. Чтобы обезопасить экипаж от поражения вторичными осколками и для исключения рикошета при пробитии брони, на внутренней поверхности кузовов всех бронированных вариантов СТС ГАЗ-2330 «Тигр» установлена антиосколочная защита. Небронированная модификация имеет четырехдверный кузов с изолированным от обитаемого отделения багажным отделением с двухстворчатой дверью. Поскольку шасси автомобиля, трансмиссия и силовой агрегат остались прежними, то и проходимость машины также осталась очень высокой. Небольшая партия небронированных пятидверных «Тигров», выпущенная несколько лет назад, сразу же была раскуплена.
Бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр»
Все модификации СТС ГАЗ-2330 «Тигр» оснащены системой автоматического регулирования давления воздуха в шинах, управляемой водителем с помощью электронного блока, системой автоматического пожаротушения с возможностью включения с места водителя, предпусковым подогревателем, обеспечивающим запуск двигателя при температурах до -50С. Есть отопление обитаемого отделения кузова. Для удобства рулевое колесо и сиденья водителя и переднего пассажира регулируются по высоте и в горизонтальном направлении. Модификации с бронированным кузовом имеют лебедку самовытаскивания с электроприводом, места подключения воздушной системы тормозов и электропитания на передней и задней поперечинах рамы для подсоединения к буксиру при буксировке. Кроме того, на данных модификациях могут быть установлены светомаскировочные устройства. На небронированных «Тиграх» лебедка устанавливается по желанию заказчика. Также на СТС «Тигр» могут быть установлены автоматическая коробка передач, система кондиционирования, антиблокировочная система, сеть для закрепления рейдовых рюкзаков экипажа на крыше машины. СТС «Тигр» постоянно совершенствуется. Недавно появилась модель с бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) и мультиплексной системой управления электрооборудованием, которая состоит из двух подсистем: контроля функционирования и навигации и комплексного управления и контроля состояния электрооборудования автомобиля. Подсистемы интегрированы в бортовую сеть машины при помощи мультиплексной шины CAN.
Все образцы СТС ГАЗ-2330 «Тигр» получили самые высокие отзывы от эксплуатирующих их организаций и структур. Следует отметить, что «Тигры» уже побывали в бою. Определенное количество принимало участие в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г. По отзывам экипажей, в Южной Осетии СТС ГАЗ-2330 «Тигр» зарекомендовали себя хорошо. Благодаря своим превосходным качествам машины уберегли не одну жизнь наших солдат и офицеров. Подробности, в силу специфики, не раскрываются, но факт остается фактом - появление «Тигров» заставило противника сложить оружие.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-233014 «Тигр»
Длина, мм — 4610
Ширина, мм — 2200
Высота, мм — 2000
Колёсная база, мм — 3000
Дорожный просвет, мм — 400
Колёсная формула — 4x4
Грузоподъёмность, кг — 1500
Вместимость, чел. — 2-10
Шины, размерность — 335/80 R20
Снаряжённая масса автомобиля, кг — 5300
Максимальная скорость, км/ч — 125—140
Угол преодолеваемого подъёма, град. — 45
Допустимый крен при движении по косогору, град. — 30
Глубина преодолеваемого брода, м — 1,2
Угол свеса передний/задний, град. — 52 / 52
Минимальный радиус поворота, м — 8,9
Трансмиссия — 6-МКПП/5-АКПП
Источник: www.dogswar.ru