Военные люди » Военный архив » История » Ледовый дозор блокадного Ленинграда

Ледовый дозор блокадного Ленинграда


 

Ледовый дозор блокадного Ленинграда

Как известно, над возможностями боевого использования скоростных яхт впервые задумались американцы. Интерес этот потом стал чисто спортивным. Может быть дело в том, что на территории США никогда не велось действительно больших войн. России в двадцатом веке повезло куда меньше. Еще до революции, в 1913 году в России и центре буерного спорта Петербурге насчитывалось уже более сотни спортивных аппаратов. Регулярно проводились гонки на 10 и 20 миль. После были войны, Первая Мировая и Гражданская и стало не до гонок.

О буерах применительно к развитию армии и флота вспомнили только в 30-х годах. Идея напрашивалась сама собой, тем более, что многие офицеры Балтфлота занимались буерным спортом. Затем на зимних учениях Балтийского флота несколько буеров попробовали использовать для связи и ледовой разведки. Она показали себя хорошо, но военные отнеслись к ним с осторожностью. Все-таки разведка и связь зависимость от ветра делала буеры менее привлекательным способом перемещения в зимний период. Тем более, что те же аэросани, модели которых активно разрабатывались в то время, выглядели априори более надежными.

Поэтому до конца 30-х годов буеры привлекались к выполнению учебно-боевых задач в основном «по блату. Но как правило их активно применяли только те, кто занимался буерным спортом и представлял себе возможности наиболее эффективного использования буеров. Были и попытки ввести буера в войска на постоянной основе. Известно, что в марте 1937 года моряки Балтийского флота провели 1000-километровый поход на буерах по льду Онежского озера.

Впоследствии эта практика весьма пригодилась в финской компании. Зимой 1939-1940 годов акваторию Финского была скована льдом от Ленинграда почти до Хельсинки. Это создало прекрасные возможности для использования буеров для проведения разведывательно-диверсионных и контрдиверсионных операций. В штабе Балтфлота был сформирован буерный разведотряд.

Реальная эффективность буеров поразила военное командование. Оказалась, что огромная акватория может легко контролироваться двумя-тремя буерными дозорами и при этом решать ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, с берегового охранения можно было снять целые батальоны, которые заменялись мобильными контрдиверсионными группами, которые по мере необходимости перебрасывали буера. Отпала нужда в ведении воздушной разведки над озером, кроме того экономилось всегда нужное во время войны горючее. Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски десантирования собственных разведывательно-диверсионных групп на берег противника. Боевое охранение финнов, как правило, действовало на аэросанях. На тот момент и советские и финские модели боевых «моторных саней» уступали буерам в скорости, хотя при непосредственном боевом соприкосновении буер ничего не мог противопоставить легкобронированным и вооруженным пулеметом аэросаням. Но подобных задач перед экипажами буеров никто и не ставил.

Финский опыт был использован во время блокады Ленинграда. В начале зимы 1941 было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Один отряд имел на вооружении 19 буеров, второй - 16. Боевой экипаж состоял из пулеметного расчета и рулевого, который обладал опытом вождения яхты. Также буер мог взять на борт 8-10 вооруженных винтовками бойцов.

Особый буерный отряд работал на Ладоге, на «Дороге жизни». В первый год блокады активно разрабатывались планы организации снабжения города. Так был построен подводный топливный трубопровод, по которому в город ежедневно перекачивалось 450 тонн горючего. Возникали самые различные, даже экзотические и заведомо невыполнимые решения. В частности, профессор Н. Бутников предложил Исполкому Ленинградского совета использовать троллейбусы. «Не исключена, - писал он, - возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбусов, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед».

Коллектив Ленинградского отделения Научного инженерно-технического общества машиностроителей (ЛОНИТОМАШ) предложил использовать буеры для перевозки грузов и людей по Ладоге. В докладной записке говорилось, что инженерами общества разработана конструкция грузового буера грузоподъемностью 0,75-1 т. с крейсерской скоростью 40-50 км в час. Предлагалось создать флотилию из 300 буеров, что по расчетам специалистов смогла бы ежедневно доставлять в блокадный город 900-1 200 т грузов и переправлять через озеро 8 400 человек. «Буерная флотилия указанных размеров, - говорилось в записке, - заменит не менее 600-700 машин ГАЗ-АА, не требуя для перевозки бензина».

Однако, хотя для буеров и не было нужно топливо, но был необходим ветер. А если он и дул, то зачастую с недостаточной силой. Потому большие грузовые буера использовать не стали. Попытки использовать буера на конной тяге были половинчатым решением. Они были легче саней, которые не могли тянуть истощенные лошади. К тому же лошадям требовался фураж и отдых.

А вот маленькие парусные буера способны идти под любым ветром, использовались в военных и вспомогательных целях. В специальный буерный отряд вошли 75 моряков-спортсменов во главе с известным яхтсменом лейтенантом И.И. Сметаниным. В их распоряжении было 19 ледовых яхт.

Ледовая трасса длиной 35 км, была проложена всего в 16 км от линии фронта. То есть простреливалась как с земли, так и с воздуха. В полыньи, возникавшие на местах взрыва, то и дело проваливались грузовики и сани. Полынью тут же маскировал ледок, который делал водную ловушку совершенно незаметной. Остановка колонны для рекогносцировки трассы часто заканчивалась трагически. Неподвижные цели тут же подвергались воздушному или огневому налету.

Перед обозами стали пускать быстроходные буера. Главной задачей экипажев была разметка пути флажками и ацетиленовыми фонарями, которые было трудно обнаружить с воздуха. На буерах также перебрасывались регулировщики, работавшие на некоторых участках трассы. Таких героических эпизодов эта дорожная профессия в собственной истории не знала ни до, ни после войны.

Более того, для защиты ледовой «Дороги жизни» по воспоминаниям адмирала Пантелеева, который, к слову, сам увлекался буерным спортом, пришлось создавать отдельный фронт. Ни на каких картах он не значился, однако после того, как дозоры обнаружили повышенную активность небольших немецких групп на озере, стало понятно, что дорога требует повышенного внимания. Силы для защиты были привлечены немалые - около 37 тысяч бойцов и командиров объединенных в ВОГ - внутреннюю охрану города. Ее составили из стрелковых рабочих бригад, моряков Ленинградской военно-морской базы и городской милиции.

Однако держать подразделения под постоянным обстрелом на голом льду, где ни спрятаться, ни окопаться было элементарным убийством тысяч людей. «Снова вспомнили о наших ледовых яхтах, - пишет в своих воспоминаниях Пантелеев. Отряд из 18 буеров входил в состав ОВРа базы, другой отряд в составе 19 буеров - в состав корпуса ПВО. Команды буеров, как я уже говорил, состояли из ленинградских спортсменов, в числе их были известные яхтсмены старший лейтенант И.П. Матвеев (ныне заслуженный мастер спорта), младший лейтенант Б.П. Дмитриев, старшина 1-й статьи Н.Е. Астратов. На буерах стояли ручные пулеметы, но главное достоинство было в скорость, которая делала их малоуязвимыми для противника. В начале зимы лед походил на зеркало, буера сразу же начали проводить разведку района Морского канала и всего «ледового фронта». Они же поддерживали связь с четырьмя баржами ПВО, вмерзшими в лед Невской губы».

Диверсионная группа немцев была обнаружена уже в ходе первого ледового поиска. Обстреляв противника из пулеметов, ледовый дозор тут же унесся прочь, а через несколько минут ошеломленных немцев накрыла артиллерия. В войне буеристов с немецкими коррективщиками огня и диверсантами, которая продолжалась почти все время работы ледовой дороги, победа осталась за нами. Боестолкновения происходили каждый день, обстановка была крайне напряженной, доходило дело до рукопашных схваток. Дозоры должны были контролировать обстановку постоянно. Когда ухудшалась видимость и выпадал снег, коньки меняли на лыжи и работа продолжалась.
Самой яркой боевой операций буеристов называют разминирование Морского канала, который связывает Ленинград с Кронштадтом. Немецкие лыжные группы заминировали канал. Советское военное командование минированию не мешало. После ухода немцев на трассу вышли буера, с глубинными бомбами малой мощности. Они обходили выкопанные немцами лунки, сапер бросал под лед «глубинку» и буер стремительно уходил. «Глубинка» детонировала заложенные немцами бомбы. Фарватер был очищен практически полностью, хотя несколько подрывов впоследствии произошло, все суда остались на плаву.

Буеры использовали и как малое транспортное средство. Из блокадного Ленинграда вывозили истощенных женщин и детей, спасая тех, у кого не было шансов выжить в окруженном врагом городе. Кстати, в этих эвакуационных рейсах ни один буер не был потоплен или подбит. Малые размеры, парус и высокая скорость перемещения обеспечивали неплохую маскировку с воздуха и не позволяли вести сколь нибудь прицельный огонь. Скорость этих спасительных ледовых яхт была такова, что переброшенные на Большую землю женщины устраивали истерику, когда следовала команда на выгрузку. Измотанные до предела люди думали, что их бросают на произвол судьбы посреди озера. Они не могли поверить в то, что дорога от смерти к жизни занимает всего 20 минут. За это время, при отсутствии глубокого снега, загруженный буер успевал пройти 35 километров ледовой трассы.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 29-06-2015, 19:55>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...