Являясь членом организации Варшавского Договора, Румыния тем не менее активно осуществляла свою собственную танковую программу. Её особенностью было, с одной стороны использование в качестве базовых образцов советских танков, а с другой — привлечение для их капитальной модернизации фирм из Франции, ФРГ и Китая. Две первых страны являлись членами блока НАТО, а Китай был «врагом СССР №1» на Востоке. Однако на «румынскую самодеятельность» закрывали глаза. В 1975-1976 годах румынскими конструкторами на базе агрегатов советского танка Т-55 был создан танк TR-580. Он серийно выпускался на заводе в г. Брашов с 1977 по 1986 год. Изготовлено около 1000 единиц всех модификаций.
Компоновка танка TR-580 в целом аналогична компоновке танка Т-55. Корпус танка удлинен. В ходовой части используются 6 опорных катков несколько меньшего диаметра, чем у Т-55. Крыша МТО несколько приподнята по сравнению с крышей боевого отделения. Башня — литая, с вварной крышей, но несколько иной формы, чем у Т-55. На бортах башни ближе к корме укреплены коробки с пулемётными лентами для пулемета ДШКМ. Расположение членов экипажа, вооружения, приборы прицеливания и наблюдения — такие как у советского танка. Машина снабжена стальными бортовыми противокумулятивными экранами.
Модификации
TR-580 — базовый серийный вариант. В обозначении TR — Танк Romanesc — «танк румынский», 580 — мощность двигателя.
TR-77 — экспортный вариант TR-580,
TR-85 — 100-мм нарезная пушка и лазерный дальномер «Янчжоу» китайского производства. Пушка получила румынское обозначение А-308. Западногерманский 8-цилиндровый дизель 8VS-А2Т2М мощностью 860 л.с., измененная крыша МТО. На части танков пушки оснащались теплоизоляционными чехлами. Ящик для амуниции на левом борту башни. Боевая масса 47.2 т.
TM-800 — экспортный вариант TR-85.
TR-85M — литая башня с кормовой нишей. Изготовлен прототип.
TR-85M1 Bizonul — модернизированный TR-85M. Более мощный двигатель. СУО Ciclop-M1, включающая электронный баллистический вычислитель, новая электронная система стабилизации пушки, лазерный дальномер, теплозащитный кожух пушки, 20 дымовых гранатомётов. Система обнаружения и оповещения о лазерном облучении. Навесная ДЗ на лобовых скулах башни. Обрезиненные траки гусениц. Боевая масса 50 т.
TR-80 (TR-800) — экспортный вариант TR-85.
Производство танков TR-580 завершено. По состоянию на 1 января 2010 года в румынской армии находилось в эксплуатации 42 танка TR-580 и 93 TR-85M1.
Не очень удачными оказались и попытки экспортировать румынские танки TR-580. Так, например, после разрыва отношений между СССР и Египтом в середине 1970-х годов Румыния предложила последнему партию танков TR-77. Несколько машин проходили испытания в Египте, которых не выдержали. Качество и надежность румынской техники оказались хуже, чем у советской. От сделки египтяне отказались. Единственной страной, закупившей румынские танки, стал Ирак. Но и тут, по видимому речь может идти лишь о незначительном количестве боевых машин.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА TR-580
БОЕВАЯ МАССА, т: 38,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 9250, ширина — 3300, высота — 2400, клиренс — 430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр.1938/46 г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2 «Циклон».
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22 или ТШ-2Б-32П, ночной прицел ТПН-1-22-11, боковой уровень и азимутальный указатель.
БРОНИРОВАИИЕ, мм: лоб корпуса - 100, борт -80, корма — 45. крыша и днише — 15-30, башня — 48-200.
ДВИГАТЕЛЬ: 12-цилиндровый, дизельный, четырёхтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мошность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; шесть обрезиненных опорных катков на борт, два поддерживаюших катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; ширина траков гусеницы 580 мм. шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км; 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град. — 32, ширина рва. м — 2,7, высота стенки, м — 0.8, глубина брода, м — 1.4 (с ОПВТ — 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123. переговорное устройство Р-124.
Источник: http://www.dogswar.ru/