Язык сайта


Мы в Вконтакте


Опытная САУ «Объект 416» (СССР)

Посмотрело: 64, Голосов: 0



Опытная САУ «Объект 416» (СССР)

Самоходная артиллерийская установка «Объект 416» разрабатывалась для перевооружения танко-самоходных полков ТД, МД и СД вместо, состоявших на вооружении, но уже морально устаревших САУ СУ-76М и СУ-100. ОКР по созданию артиллерийской самоходной установки закрытого типа «Объект 416» была задана заводу 75 в Харькове Постановлением СМ СССР от 15 октября 1949 г. В марте 1950 г. завод представил на рассмотрение НТК ГБТУ разработанный КБ под руководством врио главного конструктора П.П. Васильева эскизный проект и макет САУ в натуральную величину Было отмечено, что боевая масса машины 24 т является слишком большой, а 100-мм пушку Д-10Т необходимо заменить на более мощную - 100-мм М-63 конструкции завода №172. Кроме того рекомендовалось пересмотреть размещение экипажа и боекомплекта. 

Через месяц, в мае 1950 г., подкорректированный эскизный проект с размещением экипажа в башне вновь был рассмотрен в НТК ГБТУ. 27 мая 1950 г. в решении по рассмотрению эскизного проекта было отмечено, что спроектированная САУ, в основном, отвечает заданным ТТТ и завод может приступить к разработке технического проекта. 10 ноября 1950 г. разработанный коллективом КБ завода 75 технический проект был утвержден для разработки рабочих чертежей и изготовления опытного образца. Проектом предусматривалось создание малогабаритной по высоте машины, вооруженной 100-мм пушкой и усиленной броневой защитой за счет размещения механика-водителя во вращающейся башне. Это была первая попытка перенести рабочее место механика-водителя из носовой части корпуса во вращающуюся башню.

Опытная САУ «Объект 416» (СССР)


26 марта 1951 г. заместитель министра транспортного машиностроения C. Махонин утвердил представленный зам. главного конструктора завода №75 Ф.А. Мостовым график выполнения работ по САУ «Объект 416». К 1 мая 1951 г. коллективом КБ завода №75 планировалось доработать проект по замечаниям НТК ГБТУ. При рабочем проектировании были переработаны отдельные узлы самоходной установки. В мае 1951 г. доработка рабочего проекта была завершена. В нем дополнительно к замечаниям НТК ГБТУ был реализован ряд инициативных улучшений таких как: пневмоэлектрическая система управления была заменена более надежной и простой гидравлической системой, использовано до 1/3 от общего количества серийно выпускающихся деталей; более рационально использована масса (увеличена толщина броневых деталей за счет уменьшения массы небронированных деталей); применена эжекционная система охлаждения. К 14 августа 1951 г. завод завершил выпуск чертежей деталей изделия. Были изготовлены узлы ходовой части для проведения экспериментальных работ но съемным резиновым бандажам опорных катков. 

Сборка «Объект 416» согласно плану должна была происходить в период с 1 ноября по 1 декабря 1951 г. В декабре планировалось провести обкатку и заводские испытания опытного образца. Однако из-за срыва поставки башни заводом 200 и двигателя Челябинским Кировским заводом сборка экспериментального образца на заводе 75 была начата только 29 марта 1952 г. В третьей декаде апреля машина была собрана. В конце мая 1952 г. экспериментальный образец был предъявлен представителю заказчика, а с 19 июня начались его заводские испытания по специальной программе на Чугуевском полигоне. Во время испытаний, завершившихся 12 ноября 1952 г., были выполнены мероприятия, направленные на улучшение конструкции трансмиссии. В 1953 г. была проведена доработка системы охлаждения двигателя, конструкции траков, амортизаторов и маслонасоса гидросистемы трансмиссии. Летом 1953 г. был изготовлен опытный образец самоходной установки «Объект 416». После ходовых испытаний на заводе опытный образец был отправлен на Ленинградский артиллерийский полигон, где производились испытания по программе ГАУ с 11 августа до 14 декабря 1953 г. По окончании испытаний был произведен контрольный 100 км пробег самоходной установки по сильнопересеченной местности. Общий пробег к концу испытаний составил 2994 км. Испытания показали сложность одновременного управления из вращающейся башни движением и огнем. Дальнейшие работы по созданию этой самоходной установки были признаны нецелесообразными.

Опытная САУ «Объект 416» (СССР)


Компоновка самоходной установки «Объект 416» была выполнена по схеме с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого отделения. Все четверо членов экипажа располагались в боевом отделении. Слева от пушки располагались рабочие места наводчика и командира машины, справа от пушки - механика-водителя и заряжающего. Такая схема общей компоновки позволила получить малую высоту машины по крыше башни (1823 мм), но усложнила работу заряжающего, которому приходилось действовать или сидя, или стоя на коленях на полу боевого отделения. Оригинально была спроектирована конструкция рабочего места механика-водителя. Независимо от положения продольной оси башни относительно корпуса САУ рабочее место механика-водителя с помощью специальных устройств было постоянно ориентировано в направлении продольной оси корпуса самоходной установки. Однако размещение механика-водителя не в центре башни требовало от него определенных навыков при вождении. 

Основное вооружение САУ «Объект 416» - 100-мм нарезная пушка М-63 с шелевым дульным тормозом, располагалось во вращающейся башне. Эта пушка была разработана в ОКБ завода №172 на базе 100-мм танковой пушки Д10-Т. Длина ствола составляла 58 калибров. В конструкции пушки М-63 была применена система продувки канала ствола воздухом после выстрела. Боевая скорострельность пушки составляла 5-6 выстр./мин. Это достигалось за счет применения механизированной подачи выстрела на линию заряжания и механизированной досылки выстрела в канал ствола. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМ. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ2-22, с закрытых огневых позиций - панорама С-71. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +15°, горизонтальной - 360° при стрельбе с места и 150° - при стрельбе схода. Максимальная дальность стрельбы достигала 16 000 м. Боекомплект к основному оружию состоял из 35 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, к вспомогательному - 1000 патронов. 

Броневая зашита - противоснарядная. Корпус был сварен из катаных броневых листов толщиной 20, 45, 60 и 75 мм. Максимальная толщина лобовой части литой башни составляла 110 мм. Для маскировки применялись две большие дымовые (аэрозольные) шашки, которые располагались в кормовой части машины и дистанционно поджигались с помощью электрозапалов. При необходимости шашка могла быть сброшена с машины с помощью специального механизма. 

В силовой установке был применен двенадцатицилиндровый четырехтактный оппозитный дизель ДГ мощностью 294 кВт (400 л.с.). Он был установлен в моторно-трансмиссионном отделении поперек корпуса машины. В жидкостной системе охлаждения для создания потока охлаждающего воздуха был применен эжектор. Емкость основных топливных баков составляла 420 л, что обеспечивало машине на одной заправке запас хода до 260 км в зависимости от дорожно-грунтовых условий. В состав механической трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, двухвальная пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на высших передачах, понижающий редуктор, два двухступенчатых ПМП и два однорядных простых бортовых редуктора. От коробки передач осуществлялся отбор мощности на воздушный компрессор ЛК-150М и масляный насос. Управление движением машины из вращающейся башни осуществлялось гидравлическими приводами. 

Переключение передач - преселекторное, то есть сначала с помощью кулисы устанавливалась требуемая передача, а в нужный момент нажатием педали происходило ее включение. В гидравлических приводах имелись два гидрообъемных механизма, обеспечивавших автономное вращение полика боевого отделения и рабочего места механика-водителя. В ходовой части самоходной установки применялись индивидуальная моноторсионная подвеска, двенадцать однодисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и гусеницы с ОМШ. Ведущие колеса цевочного зацепления с гусеницами располагались в носовой части машины. Внешняя связь САУ «Объект 416» обеспечивалась радиостанцией 10 РТ-26, внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. 

Технические характеристики САУ «Объект 416» 

Боевая масса - 24 т; 
экипаж - 4 чел.; 
вооружение: пушка - 100-мм, пулемет - 7,62-мм; 
броневая защита - противоснарядная; 
мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с.); 
максимальная скорость - 50 км/ч. 

Автор статьи: Солянкин А.Г. 
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Рейтинг:
-
0
+