В условиях современных конфликтов успех военных операций нередко зависит от мобильности войсковых соединений, в отдельных случаях это позволяет исключить саму возможность боестолкновения. Высокую маневренность подразделениям особенно на пересеченной местности с водными преградами может обеспечить бронетранспортер, преодолевающий их сходу, без предварительной подготовки. Именно такую машину разработали конструкторы АО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» и специалисты ОАО «Курганмашзавод», создав опытный образец бронетранспортера БТ-3Ф на шасси боевой машины пехоты БМП-3. 22 апреля 2019 года в Джакарте министерство обороны Индонезии подписало с российским АО "Рособоронэкспорт" контракт общей стоимостью 175,2 млн долл на закупку для морской пехоты Индонезии 22 боевых машин пехоты БМП-3Ф и 21 гусеничного бронетранспортера БТ-3Ф на их базе. Из этой суммы на приобретение 22 БМП-3Ф приходится 108 млн долл и на закупку 21 БТ-3Ф - 67,2 млн долл. Тем самым Индонезия стала стартовым заказчиком бронетранспортера БТ-3Ф.
Бронетранспортёр БТ-3Ф предназначен для транспортировки подразделений морской пехоты береговых войск ВМФ и подразделений сухопутных войск, и осуществления огневой поддержки спешившегося десанта во всех условиях их боевого применения в различных климатических условиях. БТ-3Ф приспособлен для плавания в морских условиях при волнении водной поверхности до 3-х баллов со скоростью до 10 км/ч, может транспортироваться автомобильным, воздушным (на самолетах типа Ил-76, Ан-124, на внешней подвеске вертолета МИ-26), морским и железнодорожным транспортом без ограничения расстояния со скоростями, допустимыми для каждого вида транспорта, имеет защищенность от обычных средств поражения и ОМП на уровне БМП-3.
Бронетранспортёр БТ-3Ф предназначен для транспортировки подразделений морской пехоты береговых войск ВМФ и подразделений сухопутных войск, и осуществления огневой поддержки спешившегося десанта во всех условиях их боевого применения в различных климатических условиях. БТ-3Ф приспособлен для плавания в морских условиях при волнении водной поверхности до 3-х баллов со скоростью до 10 км/ч, может транспортироваться автомобильным, воздушным (на самолетах типа Ил-76, Ан-124, на внешней подвеске вертолета МИ-26), морским и железнодорожным транспортом без ограничения расстояния со скоростями, допустимыми для каждого вида транспорта, имеет защищенность от обычных средств поражения и ОМП на уровне БМП-3.
Особенности конструкции бронетранспортера БТ-3Ф:
- ходовая часть, силовая установка, силовая передача, пневмооборудование, водометные движители, водооткачивающие средства, система защиты от ОМП, система пуска дымовых гранат, термодымовая аппаратура и система пожаротушения – заимствованы с боевой машины пехоты БМП-3;
- для обеспечения обзора механику-водителю и десанту бронетранспортер оснащен системой видеонаблюдения с шестью ТВ камерами для кругового обзора и ТПВ камерой, направленной по ходу движения;
- на крыше бронетранспортера установлен дистанционно-управляемый боевой модуль 5ЭЦ16У-04 с пулеметом «Корд» калибра 12,7 мм, оснащенный теле-тепловизионным прицелом с лазерным дальномером, с функцией автомата сопровождения целей;
- система кондиционирования воздуха КБМ-3М2 обеспечивает комфортные условия экипажу и десанту при температуре окружающей среды до +50°С;
- система обогрева и автономная вентиляционная установка ОВ65 обеспечивают комфортные условия экипажу и десанту при пониженной температуре окружающей среды.
- ходовая часть, силовая установка, силовая передача, пневмооборудование, водометные движители, водооткачивающие средства, система защиты от ОМП, система пуска дымовых гранат, термодымовая аппаратура и система пожаротушения – заимствованы с боевой машины пехоты БМП-3;
- для обеспечения обзора механику-водителю и десанту бронетранспортер оснащен системой видеонаблюдения с шестью ТВ камерами для кругового обзора и ТПВ камерой, направленной по ходу движения;
- на крыше бронетранспортера установлен дистанционно-управляемый боевой модуль 5ЭЦ16У-04 с пулеметом «Корд» калибра 12,7 мм, оснащенный теле-тепловизионным прицелом с лазерным дальномером, с функцией автомата сопровождения целей;
- система кондиционирования воздуха КБМ-3М2 обеспечивает комфортные условия экипажу и десанту при температуре окружающей среды до +50°С;
- система обогрева и автономная вентиляционная установка ОВ65 обеспечивают комфортные условия экипажу и десанту при пониженной температуре окружающей среды.
В первую очередь курганские конструкторы стремились заложить в новой машине высокий уровень защищенности. Огромное внимание уделено качественному повышению характеристик обитаемости и эргономичности. Сохранены основные параметры мобильности и унификации с базовой машиной. От БМП-3 бронетранспортер БТ-3Ф унаследовал высокую защищенность как от обычных средств поражения, так и от поражающих факторов ядерного взрыва, что дает возможность применения этих машин совместно при выполнении боевых задач. Установленный на БТ-3Ф дистанционно-управляемый боевой модуль 5ЭЦ16У с пулеметом «Корд» калибра 12,7 мм оснащен телетепловизионным прицелом с лазерным дальномером. Он незаменим для борьбы с легкобронированными целями и огневыми средствами, уничтожения живой силы противника. К слову, система видеонаблюдения обеспечивает круговой обзор местности, при этом изображение выводится на видеосмотровые устройства водителя и десанта.
Размещение десанта имеет варианты: в машине могут поместиться, кроме экипажа, до 10 десантников, кроме того, предусмотрена возможность дополнительно вместить еще 5 человек. Важно, что БТ-3Ф можно использовать для перевозки большого объема грузов, боеприпасов, размещения аппаратуры и оборудования. Фактически бронированный транспортер нового поколения предлагается как базовое шасси для создания машин широкого применения. Двигатель мощностью 450 л.с. позволяет сохранить у БТ-3Ф характеристики подвижности на уровне БМП-3: скорость по шоссе до 70 км/ч, возможность плава при трехбалльном волнении. Еще одно несомненное преимущество машины - транспортабельность. Для перевозки БТ-3Ф можно использовать автомобильный, воздушный, морской и железнодорожный транспорт. БТ-3Ф также может транспортироваться на внешней подвеске вертолета МИ-26.
Благодаря применению в конструкции бронетранспортера серийно выпускаемых узлов и агрегатов давно стоящей на вооружении БМП-3, новый БТ-3Ф может быть внедрен в серийное производство на Курганмашзаводе в короткие сроки, фактически без проведения подготовительных работ. Причем без проблем пройдет и обучение экипажа, имеющего опыт эксплуатации БМП-3 и БМП-3Ф. Это обстоятельство позволяет назвать наиболее перспективными внешними рынками БТ-3Ф государства, уже имеющие на вооружении БМП-3. Безусловно, гусеничный плавающий бронетранспортер БТ-3Ф производства ПАО «Курганмашзавод» займет свою нишу на мировом рынке оружия, где российское предложение традиционно сильно.
Технические характеристики БТ-3Ф
Размещение десанта имеет варианты: в машине могут поместиться, кроме экипажа, до 10 десантников, кроме того, предусмотрена возможность дополнительно вместить еще 5 человек. Важно, что БТ-3Ф можно использовать для перевозки большого объема грузов, боеприпасов, размещения аппаратуры и оборудования. Фактически бронированный транспортер нового поколения предлагается как базовое шасси для создания машин широкого применения. Двигатель мощностью 450 л.с. позволяет сохранить у БТ-3Ф характеристики подвижности на уровне БМП-3: скорость по шоссе до 70 км/ч, возможность плава при трехбалльном волнении. Еще одно несомненное преимущество машины - транспортабельность. Для перевозки БТ-3Ф можно использовать автомобильный, воздушный, морской и железнодорожный транспорт. БТ-3Ф также может транспортироваться на внешней подвеске вертолета МИ-26.
Благодаря применению в конструкции бронетранспортера серийно выпускаемых узлов и агрегатов давно стоящей на вооружении БМП-3, новый БТ-3Ф может быть внедрен в серийное производство на Курганмашзаводе в короткие сроки, фактически без проведения подготовительных работ. Причем без проблем пройдет и обучение экипажа, имеющего опыт эксплуатации БМП-3 и БМП-3Ф. Это обстоятельство позволяет назвать наиболее перспективными внешними рынками БТ-3Ф государства, уже имеющие на вооружении БМП-3. Безусловно, гусеничный плавающий бронетранспортер БТ-3Ф производства ПАО «Курганмашзавод» займет свою нишу на мировом рынке оружия, где российское предложение традиционно сильно.
Технические характеристики БТ-3Ф
Тип - Гусеничная, бронированная, плавающая, авиатранспортируемая
Полная боевая масса, т 18,9
Экипаж, чел. 2 (командир, механик-водитель)
Десант, чел. 10
Удельная мощность, кВт/т (л.с/т), не менее: 19,8 (27)
Длина по корпусу, мм, не более 6715
Ширина, по гусеницам, мм, не более: 3150
Ширина, по крыльям, мм, не более: 3300
Ширина колеи, мм 2760
Максимальная высота по боевому модулю, мм 3000
Дорожный просвет, мм, не менее 450
Двигатель УТД-29, четырехтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува
Мощность максимальная, кВт (л.с.) 331 (450)
Максимальная скорость движения по шоссе, вперед, км/ч: 70
Максимальная скорость движения по шоссе, назад, км/ч: 20
Максимальная скорость на плаву на тихой воде, км/ч 10
Запас хода по топливу при движении по шоссе, км, не менее 600
Запас хода на плаву, ч, не менее 7
Преодолеваемые препятствия, углы на сухом задерненном грунте, подъема и спуска, не более 35°
Преодолеваемые препятствия, углы на сухом задерненном грунте, крена, не более 20°
Преодолеваемые препятствия, ширина рва, м, не более 2,5
Преодолеваемые препятствия, высота стенки, м, не более 0,8
Преодолеваемые препятствия, максимальный угол входа вводу 30°
Преодолеваемые препятствия, максимальный угол выхода из воды 25°
Состояние водной поверхности при преодолении водных преград до 3 баллов
Система обеспечения обитаемости, кондиционер КБМ-3М2
Система обеспечения обитаемости, кондиционер, хладопроизводительность, Вт 8000
Система обеспечения обитаемости, кондиционер, понижение температуры обрабатываемого воздуха, °С 10
Система обеспечения обитаемости, автономный отопитель ОВ65
Система видеонаблюдения, видеокамеры 6 шт. ТКВ-95 или ТКВ-110
Система видеонаблюдения, модуль тепловизионный ТПВ-640х480-24
Система видеонаблюдения, видеомодуль водителя АМВМ 1920х1080.0,1
Система видеонаблюдения, видеомодуль десанта АНЛФ.433815.001 (2 штуки в обитаемом отделении)
Средства связи, радиостанция Р-168-25У-2
Средства связи, аппаратура внутренней связи и коммутации АВСК-2У
Вооружение, БМ Двухплоскостная стабилизированная дистанционно управляемая платформа 5ЭЦ16У-04
Вооружение, БМ, прицел ТТМ16 с телевизионной, тепловизионной камерами и лазерным дальномером, с функцией автомата сопровождения целей
Вооружение, БМ, пулемет 6П49 («Корд»), калибр 12,7 мм
Вооружение, БМ, дальность прицельной стрельбы, м до 2000 - по наземным целям, до 1500 - по воздушным целям
Вооружение, БМ, дальность поражения цели с обеспечением вероятности попадания 0,5, м 1000
Вооружение, БМ, дальность обнаружения и распознавания цели типа БТВТ, м до 3000 - днем, до 1500 - ночью
Вооружение, БМ, диапазон измерения дальности лазерным дальномером, м 10…10000
Вооружение, БМ, боекомплект, патронов, шт 1000 (250 в штатной коробке, в укладке в 5 коробках по 150 в каждой)
Вооружение, углы наведения боевого модуля, в горизонтальной плоскости 360°
Вооружение, углы наведения боевого модуля, в вертикальной плоскости от -10° до +70°
Вооружение, пулемет курсовой 6П7К (ПКТМ), калибр 7,62 мм
Вооружение, пулемет курсовой, количество, шт. 2
Вооружение, пулемет курсовой, боекомплект, шт. 4000 (по 2000 на каждый пулемет)