Военные люди » Вооружение » ПВО » Зенитный ракетный комплекс RIM-66 Standard (США)

Зенитный ракетный комплекс RIM-66 Standard (США)


Зенитный ракетный комплекс RIM-66 Standard (США)Американские ракеты "Standard" являются семейством твердотопливных зенитных управляемых ракет класса "корабль-воздух", предназначенных для обороны кораблей от ударов с воздуха на средних (от 20 до 100 км) и больших (свыше 100 км) дальностях. В 1964 году в США началась разработка корабельного ЗРК средней и увеличенной дальности для замены устаревших ЗРК RIM-24 Tartar и RIM-2 Terrier, и стандартизации корабельного зенитного ракетного оружия средней и большой дальности. Работы по их созданию проводились с таким расчетом, чтобы свести к минимуму объем новых элементов, вводимых в состав систем управления существовавших тогда ЗРК, использовать имевшиеся пусковые установки, а также корабельные системы хранения и перезаряжания. Неудивительно, что ракета нового ЗРК получила название «Standard». Основным разработчиком ЗУР стала компания «General Dynamics». 

Ракета проектировалась с твердотопливным двигателем, полуактивным радиолокационным самонаведением, построением аппаратуры на твердотельных элементах, электроприводами управления, одноразовой электробатареей, активируемой перед пуском, - все это должно было значительно повысить готовность к пуску и увеличить период обслуживания. Предполагалось использовать пусковые установки (ПУ) имеющихся ЗРК и многоцелевые ПУ с автоматизацией подачи ЗУР из корабельных погребов и заряжания ПУ. В 1967 году была принята на вооружение ВМФ США ракета средней дальности SM-1MR (RIM-66A Standard), а в 1968 ЗУР большой дальности SM-1ER (RIM-67A Standard). 

Ракета была разработана в двух вариантах: 
- средней дальности - MR (Medium Range) для замены ЗУР RIM-24 Tartar, 
- увеличенной дальности - ER (Extended Range ) для замены ЗУР RIM-2 Terrier и RIM-8 Таlos 

Все ракеты "Standard" выполнены по нормальной аэродинамической схеме и имеют модульную конструкцию На средней части их корпуса крепятся четыре Х-образных крыла малого удлинения, почти доходящие до складывающихся аэродинамических рулей большой площади в хвостовой части ЗУР. На ЗУР с увеличенной дальностью стрельбы дополнительно установлены твердотопливные стартовые ускорители с Х-образным четырехплоскостным стабилизатором. Ускорители соединяются с ракетами посредством специального переходного узла цилиндрической формы. Конструктивно ЗУР семейства "Standard" состоят из пяти основных отсеков: головного, боевой части (БЧ), автопилота, двигательного и хвостового. 

Головной отсек закрыт радиопрозрачным пластиковым обтекателем овальной формы. В нем размещаются радиолокационная головка самонаведения, блок обработки сигналов, радиовзрыватель и бортовая ЭВМ. ГСН обеспечивает поиск цели, захват ее на сопровождение и самонаведение ракеты. Управление полетом ЗУР осуществляется с помощью ЭВМ, блока инерциального наведения и автопилота. В отсеке боевой части размещается БЧ осколочно-фугасного или стержневого типа, подрыв которой производится радиолокационным взрывателем (в нескольких вариантах ракет применяется также контактный взрыватель ударного действия). Для безопасной эксплуатации боевая часть сопряжена с предохранительно-исполнительным механизмом, имеющим четыре степени предохранения. В отсеке автопилота расположены блок автопилота, преобразователь напряжения и электробатарея. В двигательном отсеке установлен однокамерный твердотопливный двигатель (имеет несколько модификаций). В хвостовом отсеке размещаются сопло двигателя и электроприводы управления аэродинамическими рулями. 

Сборка и испытания полностью собранных ракет осуществляются в арсеналах ВМС, куда поступают отдельные их компоненты с заводов-изготовителей. Затем они складируются или передаются на корабль. В случае обнаружения какой-либо неисправности либо отказа ЗУР возвращаются для проверки и ремонта. 

ЗУР "Standard-1 MR" 

Зенитная управляемая ракета ЗУР "Standard-1 MR" (RIM-66) является базовой ракетой семейства ЗУР "Standard". Для различных зарубежных изданий характерны свои способы обозначения моделей и модификаций ракет "Standard-1 MR". В частности, могут равноправно применяться следующие варианты: RIM-66B1, или RIM-66 Block 1B, или RIM-66B Block 1, или RIM-66B mod.1. При этом употребление цифры для обозначения mod.0 не обязательно. По своему внешнему виду и массогабаритным характеристикам ракета сходна с предшествующей ЗУР - RIM-24 Tartar, однако имеет следующие особенности: радиоэлектронное оборудование выполнено на миниатюрных модульных схемах, гидравлические силовые приводы рулей управления заменены электрическими, применен новый источник электропитания (сухая серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового использования). Производство первых ракет "Standard" известных как "Standard-1" или "Standard SM-1", началось в 1967 году и продолжалось в течение 20 лет вплоть до 1987-го.
Запуск ракеты Standard-1 В бортовое оборудование в этих ЗУР впервые было выполнено на твердотельных элементах, а управление их аэродинамическими рулями осуществлялось с помощью электроприводов (ранее для этих целей применялись гидроприводы). В отличие от старых ракет подготовка ЗУР "Standard" к пуску занимает менее 1 с, поскольку длительный (5-7 мин) прогрев аппаратуры не нужен. Кроме того, в ходе разработки новых ЗУР удалось усовершенствовать их так, что исчезла необходимость в техническом обслуживании ракет при хранении на корабле в течение продолжительного времени. Это, в свою очередь, позволило исключить из состава ЗРК многочисленное контрольно-проверочное и измерительное оборудование, которое использовалось ранее для поддержания ракет в боеготовом состоянии. 

ЗУР "Standart-1"(RIM-66A) наводится на цель полуактивной радиолокационной ГСН с коническим сканированием луча антенны. В качестве двигательной установки в ней используется двухрежимный маршевый двигатель Mk.27 mod.0 фирмы "Aerojet". Его стартовый и маршевый твердотопливные заряды расположены концентрически. К корпусу камеры сгорания плотно прилегает маршевый заряд (в виде цилиндрической трубы), внутри которой размещается стартовый. Ракета оснащена боевой частью Mk.51 стрежневого типа массой 60 кг (масса ВВ 30 кг). Ее подрыв производится с помощью контактного и дистанционного взрывателей. Эта БЧ содержит 400 стержней и имеет радиус поражения до 15м. В настоящее время ЗУР RIM-66A уже не состоит на вооружении ВМС США. 

Зенитная управляемая ракета "Standard-1MR" (RIM-66B) по своему внешнему виду и габаритам аналогична RIM-66A, однако отличается от нее несколько большей массой, увеличенной дальностью стрельбы и усовершенствованной системой наведения. Дальность ее полета возросла за счет использования нового двигателя Mk.56 (фирмы "Геркулес"). В стартовом режиме (масса топлива около 130 кг) он работает 4 с и создает тягу до 8500 кгс, а в маршевом (почти 150 кг) - примерно 30 с при тяге около 1600 кгс. 

Специалисты фирмы "General Dynamics" разработали шесть модификаций ЗУР RIM-66B. Они отличаются друг от друга конструкцией тех или иных элементов, причем в модификациях с первой по четвертую (mod.1 - 4) эти различия несущественные и связаны в основном с улучшением электронных и противопомеховых систем. Первые три модификации (мод.1, 2 и 3) использовались лишь в процессе разработки ракеты, поэтому в 1967 году на вооружение ВМС США поступила ЗУР "Standard-1MR" (RIM-66B) mod.4. Однако в 1968 году ее производство было прекращено, и с 1969-го по 1974-й выпускалась ракета mod.5, которая в настоящее время находится на вооружении ВМС США и других западных стран. 

В отличие от предыдущих модификаций в mod.5 вместо БЧ Mk.51 стержневого типа установлена боевая часть Mk.90 осколочно-фугасного типа, а вместо двигателя Mk.56 - Mk.27 (фирмы "Aerojet"), обеспечивающий большие дальность и высоту поражения целей. Зенитная управляемая ракета Standard-1ERВ последней модификации этой ЗУР (mod.6) головка самонаведения с коническим сканированием заменена моноимпульсной ГСН, а аналоговая бортовая ЭBM - цифровой. Тем не менее в 1985, году производство ракет RIM-66В мод.6 было прекращено из-за принятия на вооружение кораблей ВМС ЗУР нового поколения. 

ЗУР "Standard-1ЕR" 

Зенитная управляемая ракета "Standard-1ER" (RIM-67A) по своему внешнему виду массо-габаритным характеристикам подобна ЗУР RIM-2 Terrier Она является двухступенчатой твердотопливной ракетой, первая ступень которой представляет собой стартовый ускоритель Mk.12 (фирмы "Геркулес"), отделяемый после полного выгорания топлива в конце участка разгона Его стыковка со второй ступенью осуществляется непосредственно на корабле По своему конструктивному исполнению вторая ступень ЗУР RIM-67A такая же, как и на RIM-66B mod.5, однако она оснащена другим маршевым однорежимным двигателем. Всего было разработано две модели этих ракет, главное отличие которых заключается в использовании разных маршевых двигателей фирмы АРК в первой модели применяется Mk.20, а во второй (мод. 2) - более экономичный Mk.30. Производство ЗУР "Standard-1ER" было прекращено в 1973 году, а в настоящее время они снимаются с вооружения кораблей ВМС США. 

В 1977 году на основе RIM-66B разработана ЗУР SM-2 с вдвое увеличенной дальностью пуска в вариантах MR (RIM-66C) и ER (RIM-67B). На среднем участке траектории полетом управляет командно-инерциальная система с коррекцией по радиосигналам с корабля, на конечном включается самонаведение. SM-2 модификации RIM-66G стала основой ЗРК под управлением корабельной боевой информационно-управляющей системы «Aegis combat system». ЗУР получила осколочную боевую часть направленного действия, могла запускаться с ПУ наклонного пуска типа Mk.26 и из универсальных ПУ вертикального пуска Mk.41. В 1992 году подразделение «General Dynamics» «Pomona Division» вошло в состав «Hughes Missile Systems Company» и «Raytheon» образовали «Standard Missile Company», которая вела производство ЗУР «Standard» и разработку дальнейших модификаций. Радикальные изменения внесены в ЗУР RIM-66M-5 (SM-2 Block IMS): установка комбинированной ГСН с РЛ и ИК (тепловым) координаторами обеспечила возможность поражения низколетящих целей в условиях сильного радиопротиводействия. 

С начала 1990-х годов «Raytheon» разрабатывала ЗУР большой дальности SM-2 Block IV. Она послужила основой амбициозной программы корабельной ПРО на основе модернизированной системы «Иджис» и ЗУР «Стандарт» SM-3. SM-3 (RIM-161) представляет собой твердотопливную ракету со стартовым ускорителем Мк 72 «Аэроджет», двухрежимным маршевым двигателем Mk.104, третьей ступенью с двигателем Mk.136 АТК, выводящей боевую часть - «перехватчик» -на заатмосферный участок. Пуск производится вертикально из установки Mk.41, наведение до момента отделения «перехватчика» - инерциальной системой с коррекцией по сигналам GPS и от корабельной системы управления. Модификации SM-3 Block 1А и Block IB отличаются усовершенствованиями «перехватчика», что потребовало увеличить диаметр ракеты до 533 мм. Параллельно «Локхид Мартин» ведет разработку SM-3 Block NIB. 

Технические характеристики SM-1 MR (RIM-66А) 

Максимальная дальность поражения целей, км 28-37 
Высота поражения целей, м: 
- максимальная 19 800 
- минимальная 50 
Система наведения полуактивная РЛ ГСН 
Стартовая масса, кг 495 
Масса боевой части, кг 61 
Тип боевой части - стержневая 
Диаметр фюзеляжа, мм 343 
Длина, мм 4410 
Размах крыла, мм 1070 
Скорость полета, М - 2М
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 9-10-2020, 13:29>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...