Британский зенитный ракетный комплекс Bristol Bloodhound был важной частью ПВО страны в период холодной войны. С конца 1950-х до начала 1990-х годов он состоял на вооружении ВВС Великобритании, а также активно экспортировались. Зенитный ракетный комплекс Bristol Bloodhound Mk.1 задумывался как первая часть двухэтапного оборонительного плана. Технологии того времени не позволяли создать точную ракету дальнего действия, поэтому в 1949 году было выдано техническое задание на ракету, способную поражать дозвуковые самолеты в радиусе 32 км. В будущем, на втором этапе, планировалось разработать настоящую ракету дальнего действия.
В конкурсе на заключение контракта приняли участие компании «Bristol Aeroplane» и «Инглиш электрик». Был выбран проект 1220 компании «Бристоль» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). На ракете установили четыре твердотопливных ускорителя, закрепленных снаружи корпуса, и складные треугольные крылья в его средней части. Два прямоточных воздушно-реактивных двигателя «Тор» компании «Бристоль» конструкторы разместили над и под крыльями. Под носовым обтекателем находился радар компании «Ферранти», которая также производила систему наземного управления. Испытания ракет проекта 1220 состоялись в 1952 году в Уэльсе и в 1953 году в Австралии, но лишь в 1958-м «Бладхаунд» Mk.1 поступили на вооружение ВВС Великобритании. Их придали артиллерийскому дивизиону Командования истребительной авиации для защиты аэродромов бомбардировщиков «Валиант», «Виктор» и «Вулкан» и баз баллистических ракет «Тор».
В 1957 году плану создания совершенно новой ракеты, «Stage 2», предпочли усовершенствование Bristol Bloodhound Mk.1. Bristol Bloodhound Mk.2 оснастили РЛС непрерывного излучения для обнаружения целей, а дальность возросла более чем вдвое по сравнению с предшествующей моделью. Ракета была немного длиннее, имела усовершенствованные двигатели и в ней помещалось больше топлива. Одновременно повысилась устойчивость к радиоразведке и радиопротиводействию. Стало возможным перевозить Bristol Bloodhound Mk.2 по воздуху на больших вертолетах или в транспортных самолетах «Белфаст» и С-130.
Зенитная ракета Bristol Bloodhound имела длинный и узкий цилиндрический фюзеляж, с коническим носовым обтекателем. Её длина составляла 7,7 метров при диаметре всего 546 миллиметров. Масса полностью снаряженной и заправленной ракеты составлял 2050 килограмм. Корпус её изготовлялся из легких сплавов, крылья — из дерева, покрытого алюминиевыми листами. В центральной части корпуса ракеты были установлены короткие трапециевидные крылья, размахом около 2,83 метра. Они же использовались в качестве управляющих поверхностей: управление ракетой осуществлялось поворотом крыльев. Горизонтальное хвостовое оперение служило только для стабилизации полета. В целом, за счёт расположения управляющих поверхностей вблизи центра тяжести, ракета отличалась очень высокой, по меркам своего времени, маневренностью. Дополнительный контроль поворота осуществлялся путём регулировки подачи топлива в один из двух двигателей.
В качестве двигательной установки для своей ракеты, фирма «Bristol» использовала два прямоточных воздушно-реактивных двигателя «Тор». Двигатели, каждый из которых развивал тягу порядка 23 кН, были установлены над и под фюзеляжем ракеты. Так как прямоточные двигатели могли эффективно работать лишь на скоростях от М=1, для запуска ЗУР использовались четыре твердотопливных ускорителя «Gosling», расположенные попарно на боковых поверхностях ракеты. Твердотопливные ускорители разгоняли ракету до скорости 2М (удвоенной скорости звука) за 4 секунды. Затем ускорители сбрасывались, и в течение 80 секунд работали прямоточные воздушно-реактивные двигатели. В точке минимального подхода к цели срабатывал бесконтактный взрыватель фугасно-стержневой боевой части, осколки которой поражали обшивку и внутренние системы самолета.
В конкурсе на заключение контракта приняли участие компании «Bristol Aeroplane» и «Инглиш электрик». Был выбран проект 1220 компании «Бристоль» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). На ракете установили четыре твердотопливных ускорителя, закрепленных снаружи корпуса, и складные треугольные крылья в его средней части. Два прямоточных воздушно-реактивных двигателя «Тор» компании «Бристоль» конструкторы разместили над и под крыльями. Под носовым обтекателем находился радар компании «Ферранти», которая также производила систему наземного управления. Испытания ракет проекта 1220 состоялись в 1952 году в Уэльсе и в 1953 году в Австралии, но лишь в 1958-м «Бладхаунд» Mk.1 поступили на вооружение ВВС Великобритании. Их придали артиллерийскому дивизиону Командования истребительной авиации для защиты аэродромов бомбардировщиков «Валиант», «Виктор» и «Вулкан» и баз баллистических ракет «Тор».
В 1957 году плану создания совершенно новой ракеты, «Stage 2», предпочли усовершенствование Bristol Bloodhound Mk.1. Bristol Bloodhound Mk.2 оснастили РЛС непрерывного излучения для обнаружения целей, а дальность возросла более чем вдвое по сравнению с предшествующей моделью. Ракета была немного длиннее, имела усовершенствованные двигатели и в ней помещалось больше топлива. Одновременно повысилась устойчивость к радиоразведке и радиопротиводействию. Стало возможным перевозить Bristol Bloodhound Mk.2 по воздуху на больших вертолетах или в транспортных самолетах «Белфаст» и С-130.
Зенитная ракета Bristol Bloodhound имела длинный и узкий цилиндрический фюзеляж, с коническим носовым обтекателем. Её длина составляла 7,7 метров при диаметре всего 546 миллиметров. Масса полностью снаряженной и заправленной ракеты составлял 2050 килограмм. Корпус её изготовлялся из легких сплавов, крылья — из дерева, покрытого алюминиевыми листами. В центральной части корпуса ракеты были установлены короткие трапециевидные крылья, размахом около 2,83 метра. Они же использовались в качестве управляющих поверхностей: управление ракетой осуществлялось поворотом крыльев. Горизонтальное хвостовое оперение служило только для стабилизации полета. В целом, за счёт расположения управляющих поверхностей вблизи центра тяжести, ракета отличалась очень высокой, по меркам своего времени, маневренностью. Дополнительный контроль поворота осуществлялся путём регулировки подачи топлива в один из двух двигателей.
В качестве двигательной установки для своей ракеты, фирма «Bristol» использовала два прямоточных воздушно-реактивных двигателя «Тор». Двигатели, каждый из которых развивал тягу порядка 23 кН, были установлены над и под фюзеляжем ракеты. Так как прямоточные двигатели могли эффективно работать лишь на скоростях от М=1, для запуска ЗУР использовались четыре твердотопливных ускорителя «Gosling», расположенные попарно на боковых поверхностях ракеты. Твердотопливные ускорители разгоняли ракету до скорости 2М (удвоенной скорости звука) за 4 секунды. Затем ускорители сбрасывались, и в течение 80 секунд работали прямоточные воздушно-реактивные двигатели. В точке минимального подхода к цели срабатывал бесконтактный взрыватель фугасно-стержневой боевой части, осколки которой поражали обшивку и внутренние системы самолета.
Управление ракетой осуществлялось с помощью полуактивной радиолокационной системы наведения (на тот момент рассматривалась британским командованием в качестве наиболее передовой).Радиолокационная станция дальнего обнаружения (ПВО страны) засекала приближающиеся самолёты противника и передавала данные на РЛС тактического обнаружения батареи зенитных ракет. Тактическая РЛС осуществляла непрерывное слежение за приближающимся противником, снабжала данными командный пост и выполняла наведение РЛС подсветки цели. В качестве таковой первоначально выступал радар Type 83 «Yellow River», работающий на доплеровском эффекте. Исходя из данных тактической РЛС, счётно-решающее устройство (серийный компьютер «Ferranti Argus» - один из первых в мире коммерчески успешных компьютеров) вычисляло дальность, высоту и азимут цели, разворачивало пусковую установку в соответствующем направлении. В полёте, головка самонаведения ракеты принимала отраженные от цели сигналы радара Type 83, и, управляя при помощи поворотных крыльев, вела ракету на цель.
Пусковая установка выполнена ЗРК Bristol Bloodhound в стационарном и буксируемом вариантах. ЗУР запускается при постоянном угле возвышения, равном 45°; каждая пусковая установка рассчитана на одну ракету и имеет открытую направляющую «нулевой» длины; заряжание механизированное (для производства его направляющей придается горизонтальное положение). На огневой позиции основание стационарной пусковой установки крепится болтами к бетонной плите. У подвижной — отделяются колеса двухосного хода, а основание горизонтируется домкратами. Транспортировка ЗУР на подвижной пусковой установке не предусмотрена. Гидравлическое, электрическое и пневматическое питание пусковая установка и аппаратура ракеты, скрепленной с ней до запуска разъемом, получают от раздаточной установки, которая располагается на огневой позиции.
Модификации
Пусковая установка выполнена ЗРК Bristol Bloodhound в стационарном и буксируемом вариантах. ЗУР запускается при постоянном угле возвышения, равном 45°; каждая пусковая установка рассчитана на одну ракету и имеет открытую направляющую «нулевой» длины; заряжание механизированное (для производства его направляющей придается горизонтальное положение). На огневой позиции основание стационарной пусковой установки крепится болтами к бетонной плите. У подвижной — отделяются колеса двухосного хода, а основание горизонтируется домкратами. Транспортировка ЗУР на подвижной пусковой установке не предусмотрена. Гидравлическое, электрическое и пневматическое питание пусковая установка и аппаратура ракеты, скрепленной с ней до запуска разъемом, получают от раздаточной установки, которая располагается на огневой позиции.
Модификации
Mk I - базовый вариант ракеты, принятый на вооружение в 1958 году. Имела массу 2000 кг. Наводилась импульсным радаром, имела дальность действия не более 35 км и скорость полёта порядка М=2,2.
Mk II - улучшенная версия ракеты, модифицированная с использованием наработок по программе Blue Envoy. Принята на вооружение в 1965 году. За счёт увеличения массы до 2250 кг, применения новых двигателей, имела дальность действия до 80 км и скорость М=2,7. Для наведения использовалась РЛС непрерывного излучения.
Mk III - планировавшаяся атомная версия ракеты, снаряженная тактической ядерной боевой частью. Радиус действия должен был составлять порядка 150 км. Предполагалось, что эта версия ракеты сможет использоваться и для ПВО и для ПРО объектов. Не принята на вооружение.
Mk VI - планировавшаяся мобильная версия ракеты, на самоходном шасси или полуприцепе. На вооружение не принималась.
One Club C - модифицированная для воздушного запуска версия «Бладхаунда» (радиус до 46 км) рассматривалась как дальнобойное управляемое оружие для V-бомбардировщиков в рамках программы WE.177A в 1959 году. Проект не был реализован.
С 1964 года Bristol Bloodhound Mk.2 размещались в Сингапуре, а позднее - на Кипре для защиты расположенных там баз ВВС Великобритании. С 1970 по 1983 год система также была развернута в британских войсках, расквартированных в ФРГ. На территории Великобритании Bristol Bloodhound Mk.2 несли дежурство на 16 базах. За исключением испытательных запусков, они никогда не применялись. Ракеты Bristol Bloodhound состояли на вооружении армий еще пяти стран. Швеция закупила на экспериментальной основе Mk. 1 под названием RB 65 и Mk.2 под названием RB 68. Дивизион Mk.1, состоявший на вооружении Австралии с 1961 года, сначала дислоцировался близ Сиднея, а позднее - неподалеку от Дарвина. Эти ракеты были сняты с дежурства в 1968 году. На вооружении шведских ВВС находилось 116 ракет и 48 пусковых установок.
В военное время их предполагалось рассредоточить по заранее намеченным стартовым позициям по всей стране. Из-за сокращений бюджета в 1964 году Швейцария закупила 200 ЗРК Bristol Bloodhound Mk.1, и вплоть до середины 1990-х годов они несли дежурство на шести стартовых позициях. В этот период на вооружении Швейцарии состояли Mk. 2, а Королевские ВВС Великобритании все еще были главным образом оснащены Mk.1. В Сингапуре остались Bristol Bloodhound Mk.1 ВВС Великобритании, когда в 1970 году британцы свернули там свое военное присутствие. В 1994 году эти установки сняли с дежурства и, по имеющимся сообщениям, передали Бирме, где они, возможно, продолжают нести службу. От предложенной в 1970 году модификации Mk.3 с ядерной боеголовкой отказались в пользу более мобильной Mk.4. В 1980-е годы эти ракеты дислоцировались на некоторых базах ВВС Великобритании. Последние из них сняли с дежурства в 1991 году после окончания холодной войны. Сегодня ПВО Великобритании располагают более компактной и мобильной ракетной системой класса «земля-воздух» «Рапира» и ЗУР «Старстрик».
Технические характеристики Bristol Bloodhound
Способ наведения ракет на цель - Самонаведение полуактивное радиолокационное
Максимальная дальность действия комплекса, км 110/185
Максимальная высота действия комплекса, км 20/23
Стартовая масса ЗУР, кг 2000/2500
Длина ЗУР, м 7,7/8,46
Диаметр ЗУР, м 0,53
Число ступеней 2
Двигательная установка - 4 стартовых РДТТ и 2 маршевых ПВРД
Тип БЧ - Обычная
Максимальная скорость полета, число М 3