В конце 1970-х годов в Великобритании началась разработка нового легкого противолодочного фрегата, способного бороться с новейшими советскими АПЛ, и в то же время более дешевого, чем фрегаты типа Type 22 «Broadsword». Новые корабли должны были сменить в составе Королевских ВМС фрегаты типов «Линдер» и «Амазон». Противолодочное назначение нового фрегата, получившего обозначение Type 23 «Norfolk», определило его облик, а также состав вооружения и бортового оборудования. Главным средством обнаружения субмарин стала гидроакустическая станция 2031Z с протяженной буксируемой антенной - ее эффективная дальность значительно больше, чем у традиционных ГАС с антеннами в подкильных обтекателях.
В связи с тем что фрегаты Type 23 используют ГАС с буксируемой антенной, важное значение имело снижение уровня собственных шумов этих кораблей. С этой целью на них была установлена уникальная комбинированная дизель-электрическая и газотурбинная ЭУ (типа CODLAG), которая обеспечивает движение в малошумящем режиме с помощью электромоторов, питающихся от дизель-генераторов. На полном ходу корабли движутся под газотурбинными двигателями. В установке такого типа редуктор имеет низкий уровень шумов, а снижение шумности дизель-генераторов достигается за счет их установки выше ватерлинии.
ВООРУЖЕНИЕ
Согласно первоначальным прикидкам, фрегаты Type 23 должны были получить весьма ограниченный состав вооружения. В частности, в целях удешевления кораблей предполагалось отказаться от установки на них ЗРК. Но уроки Фолклендского конфликта вынудили пересмотреть это решение. В качестве основного средства ПВО для фрегатов Type 23 выбрали ЗРК ближней дальности «Си Вулф», с успехом использовавшийся их предшественниками - фрегатами Type 22 «Broadsword». Но если «Бродсуорды» несли по две шестизарядные наводящиеся пусковые установки, то для «Норфолков» разработали новую, более эффективную, установку вертикального пуска (УВП) на 32 ракеты. Ее расположили в носовой части корабля, перед надстройкой.
Еще дальше в нос разместили 114-мм универсальную артустановку Mk.8. Дополняли артиллерийское вооружение две 30-мм одноствольные установки, предназначенные для поражения низколетящих воздушных и малоразмерных морских целей. Для борьбы с надводными целями фрегаты типа 23 получили ПКР «Гарпун» американского производства - две четырехзарядные пусковые установки. Ну а поражение подводных лодок обеспечивалось 324-мм торпедами «Стингрей», выстреливаемыми из двух двухтрубных аппаратов. Той же цели служил палубный вертолет - легкий «Линкс» или средний «Мерлин» (он также вооружался торпедами).
ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА
Королевские ВМС получили в общей сложности 16 фрегатов типа Type 23 «Norfolk», построенных двумя верфями - «Ярроу» (позднее «Маркони Марин») в Скоттстауне (12 единиц) и «Суон Хантер» в Уоллсенде (четыре). В связи с окончанием холодной войны строительство серии растянулось на длительное время. Головной «Норфолк» (F230) вошел в строй в 1990 году, в 1991 -м за ним последовали «Аргилл» (F231) и «Мальборо» (F233), в 1992-м - «Ланкастер» (F229). В 1993 году вошли в строй два корабля -
«Айрон Дюк» (F234) и «Монмут» {F235), в 1994-м - сразу три; «Монтроуз» (F236), «Вестминстер» (F237) и «Нортумберленд» (F238). В дальнейшем темпы постройки снизились. В 1995 году вошел в строй «Ричмонд» (F239), в 1996-м - «Сомерсет» (F82), в 1997-м - «Графтон» (F80) и «Сазерленд» (FBI). После некоторой паузы были достроены три последних корабля серии, вошедшие в строй в 2000-2002 годах: «Кент» (F78), «Портленд» (F79) и «Сент-Олбанс» (F83). К началу XXI века фрегаты типа «Норфолк» составляли основу эскортных сил Королевских ВМС. В новой геополитической реальности им не пришлось вести охоту за советскими субмаринами, но корабли достаточно интенсивно привлекались для участия в различных миротворческих операциях и гуманитарных миссиях, борьбе с пиратством и пр.
Type 23 «Norfolk» проходили поэтапную модернизацию - на них обновили БИУС, установили новую ГАС типа 2087, внесли другие усовершенствования. В связи со снижением потребностей флота и сокращением военного бюджета в 2004 году было принято решение о выводе из состава Королевских ВМС фрегатов «Норфолк», «Мальборо» и «Графтон». Достаточно современные корабли быстро нашли покупателя - им оказались ВМС Чили. В состав чилийского флота фрегаты вошли в 2006-2008 годах, получив названия «Альмиранте Кокрейн» (FF-05), «Альмиранте Линч» (FF-07) и «Альмиранте Конделл» (FF-06).
Технические характеристики фрегатов Type 23
В связи с тем что фрегаты Type 23 используют ГАС с буксируемой антенной, важное значение имело снижение уровня собственных шумов этих кораблей. С этой целью на них была установлена уникальная комбинированная дизель-электрическая и газотурбинная ЭУ (типа CODLAG), которая обеспечивает движение в малошумящем режиме с помощью электромоторов, питающихся от дизель-генераторов. На полном ходу корабли движутся под газотурбинными двигателями. В установке такого типа редуктор имеет низкий уровень шумов, а снижение шумности дизель-генераторов достигается за счет их установки выше ватерлинии.
ВООРУЖЕНИЕ
Согласно первоначальным прикидкам, фрегаты Type 23 должны были получить весьма ограниченный состав вооружения. В частности, в целях удешевления кораблей предполагалось отказаться от установки на них ЗРК. Но уроки Фолклендского конфликта вынудили пересмотреть это решение. В качестве основного средства ПВО для фрегатов Type 23 выбрали ЗРК ближней дальности «Си Вулф», с успехом использовавшийся их предшественниками - фрегатами Type 22 «Broadsword». Но если «Бродсуорды» несли по две шестизарядные наводящиеся пусковые установки, то для «Норфолков» разработали новую, более эффективную, установку вертикального пуска (УВП) на 32 ракеты. Ее расположили в носовой части корабля, перед надстройкой.
Еще дальше в нос разместили 114-мм универсальную артустановку Mk.8. Дополняли артиллерийское вооружение две 30-мм одноствольные установки, предназначенные для поражения низколетящих воздушных и малоразмерных морских целей. Для борьбы с надводными целями фрегаты типа 23 получили ПКР «Гарпун» американского производства - две четырехзарядные пусковые установки. Ну а поражение подводных лодок обеспечивалось 324-мм торпедами «Стингрей», выстреливаемыми из двух двухтрубных аппаратов. Той же цели служил палубный вертолет - легкий «Линкс» или средний «Мерлин» (он также вооружался торпедами).
ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА
Королевские ВМС получили в общей сложности 16 фрегатов типа Type 23 «Norfolk», построенных двумя верфями - «Ярроу» (позднее «Маркони Марин») в Скоттстауне (12 единиц) и «Суон Хантер» в Уоллсенде (четыре). В связи с окончанием холодной войны строительство серии растянулось на длительное время. Головной «Норфолк» (F230) вошел в строй в 1990 году, в 1991 -м за ним последовали «Аргилл» (F231) и «Мальборо» (F233), в 1992-м - «Ланкастер» (F229). В 1993 году вошли в строй два корабля -
«Айрон Дюк» (F234) и «Монмут» {F235), в 1994-м - сразу три; «Монтроуз» (F236), «Вестминстер» (F237) и «Нортумберленд» (F238). В дальнейшем темпы постройки снизились. В 1995 году вошел в строй «Ричмонд» (F239), в 1996-м - «Сомерсет» (F82), в 1997-м - «Графтон» (F80) и «Сазерленд» (FBI). После некоторой паузы были достроены три последних корабля серии, вошедшие в строй в 2000-2002 годах: «Кент» (F78), «Портленд» (F79) и «Сент-Олбанс» (F83). К началу XXI века фрегаты типа «Норфолк» составляли основу эскортных сил Королевских ВМС. В новой геополитической реальности им не пришлось вести охоту за советскими субмаринами, но корабли достаточно интенсивно привлекались для участия в различных миротворческих операциях и гуманитарных миссиях, борьбе с пиратством и пр.
Type 23 «Norfolk» проходили поэтапную модернизацию - на них обновили БИУС, установили новую ГАС типа 2087, внесли другие усовершенствования. В связи со снижением потребностей флота и сокращением военного бюджета в 2004 году было принято решение о выводе из состава Королевских ВМС фрегатов «Норфолк», «Мальборо» и «Графтон». Достаточно современные корабли быстро нашли покупателя - им оказались ВМС Чили. В состав чилийского флота фрегаты вошли в 2006-2008 годах, получив названия «Альмиранте Кокрейн» (FF-05), «Альмиранте Линч» (FF-07) и «Альмиранте Конделл» (FF-06).
Технические характеристики фрегатов Type 23
Водоизмещение 4900 т
Длина 133 м
Ширина 16,1 м
Осадка 5,5 м (винты), 7,3 м (сонар)
Двигатели CODLAG:
- 4 дизель-генератора Paxman Valenta 12CM (4 х 2025 л.с.),
- 2 электромотора GEC (2 х 4000 л.с.),
- 2 газовые турбины Rolls-Royce Spey SM1A
Мощность 31 100 л.с. (22,9 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 28 узлов (51,9 км/ч)
Дальность плавания 9000 морских миль на 15 узлах
Экипаж 181—185 человек (13 офицеров)
Вооружение
Артиллерия 1 х 114-мм АУ Mk8, 2 х 30-мм автомата DS 30B
Ракетное вооружение 2 х 4 ПКРК «Гарпун», 1 х 32 УВП «Сивулф» GWS-26,
Постановщики помех Seagnat и DFL3
Авиационная группа 1 вертолёт Lynx HMA8 или Merlin HM1