Дания, в последние десятилетия обладавшая весьма скромным флотом, в 2011 году ввела в строй сразу три относительно крупных боевых корабля, что, при жестких бюджетных ограничениях, стало возможным благодаря применению совершенно новых подходов в проектировании и постройке. Славные дни датского флота, который когда-то господствовал на Балтике и в Северном море, миновали лет 200 назад. После вхождения в состав НАТО Дания могла чувствовать себя в безопасности и со сравнительно слабым ВМФ, и, самое главное, с контролем над важнейшими проливами Каттегат и Скагеррак. С учетом мощных флотов соседей-союзников по НАТО датчане не стремились строить большие корабли с затратными бюджетами. Однако датские кораблестроители использовали несколько нетрадиционных подходов, благодаря которым стоимость кораблей типа «Iver Huitfeldt» стала заметно меньше аналогов.
В начале 2000-х годов для ВМФ Дании были спроектированы и построены универсальные корабли поддержки (десантные, штабные, обеспечения - в зависимости от потребностей) типа «Absalon», которые имели корпус, вполне пригодный для использования в качестве «фрегатного», что и было использовано при создании «Iver Huitfeldt». Во многом схожи не только собственно корпус, но и надстройки и оборудование. Второй особенностью, напрямую повлиявшей не только на стоимость фрегатов, но и обеспечившей им высокую адаптивность к различным задачам, которые могут возникнуть в разных обстоятельствах, стало использование датской концепции вооружения боевых кораблей «Стан Флекс». Основу этой концепции, разработанной в 1980-х, составляет стандартный контейнер из нержавеющей стали шириной 3, глубиной 3,5 и высотой 2,5 м.
Не только системы вооружения (ракетные, торпедные и артиллерийские), но и модули для контроля загрязнения моря или для перевозки снаряжения «упакованы» в такие блоки, а корабли имеют соответствующие гнезда («слоты»), куда с минимальными зазорами, по направляющим, вставляется необходимый модуль. После этого к модулю подключают электропитание, вентиляцию, кабели данных, иногда воду (для охлаждения). Смена одного модуля другим, например артиллерийского с 76-мм пушкой на ракетный, требует всего полчаса, при этом единственное необходимое оборудование - это 15-тонный кран. Благодаря такой простоте обеспечивается исключительная гибкость, ведь в течение нескольких часов отряд из трех кораблей ПВО превращается в пару противолодочных и один противокорабельный. Наконец, третьим фактором, положительно повлиявшим на стоимость, стала широкая международная кооперация.
Прежде всего это касается совместной разработки системы ПВО, в которой участвовали германские (использовавшие результаты на фрегатах типа «Захсен») и голландские (на фрегатах типа «Де Зевен Провинсиен») конструкторы. Другим вариантом международного разделения труда оказалась возможность использовать сравнительно дешевую рабочую силу в Восточной Европе. Ко времени постройки датчанам принадлежали две верфи в балтийских государствах - в Клайпеде (Литва) и Локсе (Эстония). Обе они изготавливали блоки корпусных конструкций, которые затем на барже доставлялись в Данию. В результате всего перечисленного стоимость одного датского фрегата составила лишь около 210 млн евро - почти вдвое меньше, чем голландского «Де Зевен Провинсиен» (400 млн) и в 3,5 раза дешевле немецкого «Захсена» (700 млн).
ПОСТРОЙКА И КОНСТРУКЦИЯ
Контракт на разработку и постройку «Absalon» выиграла датская верфь в Оденсе, и следующие корабли, фактически являющиеся их вариантом, строила она же. Головной «Iver Huitfeldt» заложили 2 июня 2008-го, спустили на воду 11 марта 2010-го и ввели в строй 21 января 2011 года. Следующие два корабля этого типа были построены еще быстрее - F362 «Peter Willemoes» строился 2 года и 3 месяца, войдя в строй 22 июня 2011 года, а F363 «Niels Juel» строился 1 год и 10 месяцев, войдя в строй 7 ноября 2011-го. Семипалубный корпус корабля вместе с надстройками построен с соблюдением принципов «стелс» - минимальное число наружных деталей и большие плоские поверхности значительно снижают радиолокационную заметность. Такое же внимание было уделено и снижению излучения в ИК-диапазоне.
Основу системы ПВО корабля составляют две РЛС - Thales SMART-S Mk.2 для обнаружения целей на большой дальности (до 480 км - самолета, до 65 км - ракеты) с пассивной ФАР, работающая в дециметровом (1,5-3 дм) диапазоне, и многофункциональная APAR с активной ФАР служащая для контроля в ближней зоне и наведения зенитных ракет. APAR может осуществлять независимое наведение до 32 ракет с полуактивной ГСН, включая 16 на финальном участке. Обе РЛС разработаны и произведены голландским отделением концерна «Талес». Кроме них имеются РЛС управления огнем артиллерии Saab CEROS 200 и РЛС Terma SCANTER 6000, обеспечивающая использование вертолета. Целеуказание противолодочному вооружению выдает ГАС Atlas ASO 94, установленная в носовой части корпуса. В будущем предполагается возможность усиления артиллерии корабля заменой 76-мм артустановки на 127-мм. Высокая автоматизация позволила обойтись очень маленьким экипажем, и в случае необходимости (например, при использовании в роли учебного) имеется место для полноценного размещения еще 65 человек. В будущем предполагается возможность вооружения этих кораблей КР «Томагавк».
Двигательная установка фрегата выполнена по схеме CODAD. В её состав входят 4 дизеля MTU 20V 8000 M70, установленных попарно в двух машинных отделениях. Максимальная скорость составляет 28 узлов. Корабль обеспечивается электроэнергией от двух дизель-генераторов, включающих дизели фирмы «Катерпиллер» (CAT3512 и CAT3508) генератор Leroy-Somer. Мощность дизель-генераторов 1360 кВт (1850 л.с.) и 920 кВт (1250 л.с.). На корабле установлены два руля фирмы Беккер, носовое подруливающее устройство мощностью 900 кВт (1200 л.с.), активные стабилизаторы.
Имена кораблей отражают историю героев датского флота на протяжении трех столетий: с XVII века (Нильс Юэль) по XIX (Петер Виллемоэс). В порядке закладки и ввода в строй корабли получили следующие бортовые обозначения: Iver Huitfeldt F361 («Ивер Хюитфельд»), Peter Willemoes F362 («Петер Виллемоэс») и Niels Juel F363 («Нильс Юэль»). ВМФ Канады рассматривает возможность покупки нескольких таких фрегатов для замены старых кораблей.
Тактико-технические характеристики фрегатов Iver Huitfeldt
Водоизмещение, т:
- стандартное: 5436
- полное: 6645
Размеры, м:
- длина: 138,7
- ширина: 19,8
- осадка: 5,3
Скорость, узлов: 28,5
Дальность: 9000 миль (при 15 узлах)
Силовая установка: 4 дизеля MTU 20V 8000 М70 суммарной мощностью 32 800 кВт
Экипаж, чел.: 101
Вооружение:
ракетное: различные комбинации в 4 гнездах «СтанФлекс»-модулей: RGM-84 Harpoon Block(8 ракет в модуле) и/или ЗРК RIM-162 ESSM (12 ракет с вертикальным пуском в модуле) и/или ЗРК RIM-66 SM-2 IIIA (8 ракет с вертикальным пуском в модуле) артиллерийское: 2 х 76-мм АУ Otobreda 76/62 Super Rapido, 35-мм Oerlikon Millennium CIWS
торпедное: 2 х 2-трубных противолодочных ТА калибра 324 мм,
1 противолодочный вертолет «Линкс» Мк.90