Первоначально подразумевалось использовать в качестве главного носителя ПТРК ACRA модифицированный основной французский танк AMX-30. Были даже спректированы боевое отделение и башня с 142-мм пушкой. Однако в процессе отработки комплекса приняли решение создать специальный легкий истребитель танков (самоходную установку), так как широкое распространение бронебойных оперенных подкалиберных снарядов в танковых арсеналах посчитали достаточно серьезным аргументом против внедрения в них ПТУР В результате в качестве базовой машины выбрали гусеничную БМП AMX-10P компании GIAT.
Первый опытный образец безбашенного истребителя танков AMX-10M ACRA построили в 1969 г. и тогда же приступили к его стрельбовым испытаниям. Корпус самоходной установки выполнили в виде рубки одинаковой высоты по всей длине с вертикальными бортами и кормой, небольшими скосами сверху и наклонными верхней и нижней лобовыми деталями. Броня из алюминиевого сплава защищала экипаж и внутреннее оборудование от пуль стрелкового оружия и осколков. Масса машины составляла примерно 15 т, длина - 6 м (без пушки), ширина и высота - приблизительно 2,8 м. В передней части корпуса в амбразуре установили 142 мм пушку-пусковую установку с прицелом-прибором наведения. В обитаемом отделении, занимающем почти две трети длины передней части корпуса, располагался экипаж из четырех человек: механика-водителя (место спереди справа, с люком в крыше), наводчика (позади мехвода), командира (позади наводчика, с люком в крыше) и заряжающего (спереди слева, с люком в крыше). Позади заряжающего по левому борту и у моторной перегородки находились укладки с боеприпасами.
В корме размещалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с V-образным 8-цилиндровым многотопливным дизелем Hispano-Suiza HS-115 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханической трансмиссией с двухвальной КПП (четыре передачи переднего и одна заднего хода). Двигатель мощностью 300 л.с. (при 3000 об./мин) мог разгонять машину до 65 км/ч; запас хода - 600 км. Ходовая часть состояла из пяти односкатных обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков (на борт), передних направляющих и задних ведущих колес. Подвеска - индивидуальная,торсионная, с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на первых и последних катках.
Орудие-пусковая установка калибра 142 мм комплекса ACRA представляла собой гладкоствольную пушку с клиновым полуавтоматическим затвором, стволом-моноблоком длиной 4200 мм (29,58 клб). На ней имелся высокоэффективный дульный тормоз, снижающий отдачу и, соответственно, воздействие на приборы комплекса. Экстракция пороховых газов из ствола после выстрела осуществлялась сжатым воздухом. Ствол крепился к казенной части резьбовым соединением. В казеннике монтировались два симметрично расположенных относительно канала ствола по диагонали противооткатных устройства (справа сверху и слева снизу) и накатник (снизу в центре). Позади казенника фиксировалось ограждение.
Общая длина орудия составляла 5360 мм, масса - 1740 кг (масса откатной части - 1256 кг), максимальное давление в канале ствола -3000 бар. Заряжание орудия - унитарное, производилось вручную одним из членов экипажа боевой машины (заряжающим). От американской нарезной пушки М81 комплекса Shillelagh французское орудие отличалось не только гладким стволом, но и применением боеприпасов с обычной металлической гильзой, чем была решена проблема сгораемых гильз, тлеющие фрагменты которых могли оставаться в зарядной каморе после выстрела.
Первый опытный образец безбашенного истребителя танков AMX-10M ACRA построили в 1969 г. и тогда же приступили к его стрельбовым испытаниям. Корпус самоходной установки выполнили в виде рубки одинаковой высоты по всей длине с вертикальными бортами и кормой, небольшими скосами сверху и наклонными верхней и нижней лобовыми деталями. Броня из алюминиевого сплава защищала экипаж и внутреннее оборудование от пуль стрелкового оружия и осколков. Масса машины составляла примерно 15 т, длина - 6 м (без пушки), ширина и высота - приблизительно 2,8 м. В передней части корпуса в амбразуре установили 142 мм пушку-пусковую установку с прицелом-прибором наведения. В обитаемом отделении, занимающем почти две трети длины передней части корпуса, располагался экипаж из четырех человек: механика-водителя (место спереди справа, с люком в крыше), наводчика (позади мехвода), командира (позади наводчика, с люком в крыше) и заряжающего (спереди слева, с люком в крыше). Позади заряжающего по левому борту и у моторной перегородки находились укладки с боеприпасами.
В корме размещалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с V-образным 8-цилиндровым многотопливным дизелем Hispano-Suiza HS-115 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханической трансмиссией с двухвальной КПП (четыре передачи переднего и одна заднего хода). Двигатель мощностью 300 л.с. (при 3000 об./мин) мог разгонять машину до 65 км/ч; запас хода - 600 км. Ходовая часть состояла из пяти односкатных обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков (на борт), передних направляющих и задних ведущих колес. Подвеска - индивидуальная,торсионная, с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на первых и последних катках.
Орудие-пусковая установка калибра 142 мм комплекса ACRA представляла собой гладкоствольную пушку с клиновым полуавтоматическим затвором, стволом-моноблоком длиной 4200 мм (29,58 клб). На ней имелся высокоэффективный дульный тормоз, снижающий отдачу и, соответственно, воздействие на приборы комплекса. Экстракция пороховых газов из ствола после выстрела осуществлялась сжатым воздухом. Ствол крепился к казенной части резьбовым соединением. В казеннике монтировались два симметрично расположенных относительно канала ствола по диагонали противооткатных устройства (справа сверху и слева снизу) и накатник (снизу в центре). Позади казенника фиксировалось ограждение.
Общая длина орудия составляла 5360 мм, масса - 1740 кг (масса откатной части - 1256 кг), максимальное давление в канале ствола -3000 бар. Заряжание орудия - унитарное, производилось вручную одним из членов экипажа боевой машины (заряжающим). От американской нарезной пушки М81 комплекса Shillelagh французское орудие отличалось не только гладким стволом, но и применением боеприпасов с обычной металлической гильзой, чем была решена проблема сгораемых гильз, тлеющие фрагменты которых могли оставаться в зарядной каморе после выстрела.
Орудие предполагалось крепить на цапфах в рамке амбразуры боевой машины вместе с жестко прикрепленным к нему прицелом-прибором наведения ПТУР (сверху на стволе имелась специальная площадка). Стабилизация орудия не предусматривалась, так как стрельба ракетами была возможна только с места. Прицеливание и стрельбу осуществлял наводчик, командир же с помощью своего прицела давал целеуказание. Перед выстрелом боевая машина остановливалась, наводчик сразу наводил прицельную марку на цель, после чего следовал выстрел; далее наводчик должен был удерживать прицельную марку на цели в течение полета ракеты (на дальность 1000 м оно составляло 2,3 с, на дальность 3300 м - 7 с). За время этого процесса прицел-прибор наведения генерировал модулированный лазерный луч, который воспринимался четырьмя оптическими датчиками ракеты, расположенными на срезе хвостовой части.
При отклонении от линии прицеливания специальное устройство на борту ракеты вырабатывало сигналы на коррекцию курса (по тангажу, рысканию или крену), которые передавались на приводы вертикальных и горизонтальных рулей (через 0,6 с полета также вырабатывалась команда на компенсацию земного притяжения). После выхода ракеты из ствола ее аэродинамические поверхности раскладывались из корпуса поворотом назад - четыре руля (два вертикальных и два горизонтальных) и четыре стабилизатора противовращения. В полете предусматривалось некоторое превышение высоты над линией визирования, так как в процессе испытаний выяснилось, что истекающие из сопла двигателя пороховые газы затрудняли прицеливание.
Помимо основного боеприпаса - выстрела с противотанковой ракетой MP ACRA (Munition Principale Anti-Char Rapide Autopropulse), в боекомплект 142-мм орудия-пусковой установки входили выстрелы со специальными унитарными осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами MUC (Munition Complementaire), которые предназначались для уничтожения второстепенных целей - пехоты, укрытий, легких фортификационных сооружений и легкой техники. Снаряд MUC покидал ствол со скоростью 550 м/с, а затем с помощью порохового двигателя разгонялся до 700 м/с. Стабилизация снаряда в полете осуществлялась раскрываемым оперением из шести стабилизаторов. Длина выстрела составляла 900 мм, длина снаряда - 640 мм, масса выстрела - 20 кг, снаряда - 15 кг, ВВ - 2 кг Время полета на дальность 1 км - 1,4 с, максимальная дальность стрельбы - 8 км (время полета - 25 с). Расчетная скорострельность обычными осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами составляла 8-9 выстр./мин, противотанковыми ракетами ACRA - 4 выстр./мин, но только в течение 3 мин из-за ограниченных возможностей лазерного прибора наведения. Длина отката при стрельбе ПТУР равнялась 240 мм, при стрельбе ОФС - 350 мм.
При отклонении от линии прицеливания специальное устройство на борту ракеты вырабатывало сигналы на коррекцию курса (по тангажу, рысканию или крену), которые передавались на приводы вертикальных и горизонтальных рулей (через 0,6 с полета также вырабатывалась команда на компенсацию земного притяжения). После выхода ракеты из ствола ее аэродинамические поверхности раскладывались из корпуса поворотом назад - четыре руля (два вертикальных и два горизонтальных) и четыре стабилизатора противовращения. В полете предусматривалось некоторое превышение высоты над линией визирования, так как в процессе испытаний выяснилось, что истекающие из сопла двигателя пороховые газы затрудняли прицеливание.
Помимо основного боеприпаса - выстрела с противотанковой ракетой MP ACRA (Munition Principale Anti-Char Rapide Autopropulse), в боекомплект 142-мм орудия-пусковой установки входили выстрелы со специальными унитарными осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами MUC (Munition Complementaire), которые предназначались для уничтожения второстепенных целей - пехоты, укрытий, легких фортификационных сооружений и легкой техники. Снаряд MUC покидал ствол со скоростью 550 м/с, а затем с помощью порохового двигателя разгонялся до 700 м/с. Стабилизация снаряда в полете осуществлялась раскрываемым оперением из шести стабилизаторов. Длина выстрела составляла 900 мм, длина снаряда - 640 мм, масса выстрела - 20 кг, снаряда - 15 кг, ВВ - 2 кг Время полета на дальность 1 км - 1,4 с, максимальная дальность стрельбы - 8 км (время полета - 25 с). Расчетная скорострельность обычными осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами составляла 8-9 выстр./мин, противотанковыми ракетами ACRA - 4 выстр./мин, но только в течение 3 мин из-за ограниченных возможностей лазерного прибора наведения. Длина отката при стрельбе ПТУР равнялась 240 мм, при стрельбе ОФС - 350 мм.
Ракета ACRA была выполнена по нормальной аэродинамической схеме; она включала цилиндрический корпус и коническую головную часть. Стартовая масса - 24 кг, длина - 1220 мм, диаметр - 142 мм, размах крыла - 438 мм. Снаружи на корпусе располагались два обтюрирующих пояска. Ракета состояла из следующих четырех отсеков, состыкованных друг с другом. Головной отсек массой 6035 г включал контактный головной взрыватель, кумулятивный заряд (масса заряда - 3555 г, масса ВВ - 2500 г), детонатор и предохранительно-исполнительный механизм, который взводился через 50 м после вылета из ствола. В качестве ВВ использовалась смесь «гексолит», состоящая из 62% гексогена и 38% тринитротолуола. В состав приборного отсека входили бортовое устройство вычисления отклонения и передачи команд, усилитель сигнала и блок питания. ПТУР заряжалась в орудие как обычный артиллерийский выстрел, вручную. На ней имелись специальная маркировка и выступ для правильного положения в стволе (в полете оно удерживалось гироскопом). Для пуска применялся метательный заряд в металлической гильзе. Выстрел с ракетой имел длину 1250 мм и массу 26 кг.
В комплекс ACRA входили также прицел-прибор наведения с квантовым генератором, вычислительный блок, блоки питания и контрольно-проверочная аппаратура. Основным средством прицеливания комплекса служил дневной телескопический прицел-прибор наведения, жестко установленный на специальной платформе на стволе орудия и обслуживаемый наводчиком-оператором. Оптическая труба прицела имела шарнир в месте соединения с его основной частью для беспрепятственного перемещения объектива в вертикальной плоскости вместе с орудием. Изначально прицел был одноканальным: через него осуществлялось как наведение ракет, так и стрельба неуправляемыми снарядами. Позже появился усовершенствованный вариант M390, имеющий два канала: один - чисто оптический для стрельбы ОФС, второй - совмещенный с лазерным каналом наведения для управления ПТУР. Переключение между двумя ветвями прицела производилось оператором с пульта.
Опытный истребитель танков AMX-10M ACRA успешно прошел испытания. Стрельбы проводились по подвижным и неподвижным мишеням на дальностях до 3 км и были весьма результативны. После испытаний первого опытного образца в 1971 г собрали еще два прототипа. Первый оборудовали командирской башенкой TOP.7 от танка AMX-30 с командирским дневным/ночным прицелом, пулеметной установкой и приборами наблюдения по периметру. Второй получил башенку измененной конструкции с установленной на ней 20-мм автоматической пушкой М693 F1.
Совершенствование ПТРК ACRA продолжалось. Для устойчивого сопровождения ракеты ИК системой наведения на максимальную дальность разработали новый трассер со значительно улучшенными характеристиками. В 1972 г. прошло испытание комплекса со стрельбой на дальность свыше 3 км, при этом были достигнуты все заданные боевые и эксплуатационные характеристики. Ракета уверенно поражала цели с высокой точностью. Тем не менее, через 10 лет с момента открытия программы ACRA неожиданно для всех на государственном уровне было принято решение о прекращении ее финансирования. Одной из главных причин называлась непомерно высокая стоимость комплекса: серийный приборный комплекс наведения стоил 1 млн. франков, а управляемая ракета - 30 тыс. франков.
Хотя ПТРК ACRA имел все шансы на успех, многочисленные вышеуказанные причины так и похоронили этот интересный проект. Французские специалисты считают, что одним из главных роковых решений стало создание специализированного истребителя танков AMX-10M ACRA. После полного прекращения программы Anti-Char Rapide Autopropulse компания GIAT передала прототипы самоходной установки AMX-10M ACRA и танка AMX-30 ACRA музею бронетехники в Сомюре, где они до последнего времени хранились в запаснике без какого-либо ремонта и сейчас находятся в весьма плачевном состоянии.
Автор: Леонид Корякин
Источник: "Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра" №4/2019 г.
В комплекс ACRA входили также прицел-прибор наведения с квантовым генератором, вычислительный блок, блоки питания и контрольно-проверочная аппаратура. Основным средством прицеливания комплекса служил дневной телескопический прицел-прибор наведения, жестко установленный на специальной платформе на стволе орудия и обслуживаемый наводчиком-оператором. Оптическая труба прицела имела шарнир в месте соединения с его основной частью для беспрепятственного перемещения объектива в вертикальной плоскости вместе с орудием. Изначально прицел был одноканальным: через него осуществлялось как наведение ракет, так и стрельба неуправляемыми снарядами. Позже появился усовершенствованный вариант M390, имеющий два канала: один - чисто оптический для стрельбы ОФС, второй - совмещенный с лазерным каналом наведения для управления ПТУР. Переключение между двумя ветвями прицела производилось оператором с пульта.
Опытный истребитель танков AMX-10M ACRA успешно прошел испытания. Стрельбы проводились по подвижным и неподвижным мишеням на дальностях до 3 км и были весьма результативны. После испытаний первого опытного образца в 1971 г собрали еще два прототипа. Первый оборудовали командирской башенкой TOP.7 от танка AMX-30 с командирским дневным/ночным прицелом, пулеметной установкой и приборами наблюдения по периметру. Второй получил башенку измененной конструкции с установленной на ней 20-мм автоматической пушкой М693 F1.
Совершенствование ПТРК ACRA продолжалось. Для устойчивого сопровождения ракеты ИК системой наведения на максимальную дальность разработали новый трассер со значительно улучшенными характеристиками. В 1972 г. прошло испытание комплекса со стрельбой на дальность свыше 3 км, при этом были достигнуты все заданные боевые и эксплуатационные характеристики. Ракета уверенно поражала цели с высокой точностью. Тем не менее, через 10 лет с момента открытия программы ACRA неожиданно для всех на государственном уровне было принято решение о прекращении ее финансирования. Одной из главных причин называлась непомерно высокая стоимость комплекса: серийный приборный комплекс наведения стоил 1 млн. франков, а управляемая ракета - 30 тыс. франков.
Хотя ПТРК ACRA имел все шансы на успех, многочисленные вышеуказанные причины так и похоронили этот интересный проект. Французские специалисты считают, что одним из главных роковых решений стало создание специализированного истребителя танков AMX-10M ACRA. После полного прекращения программы Anti-Char Rapide Autopropulse компания GIAT передала прототипы самоходной установки AMX-10M ACRA и танка AMX-30 ACRA музею бронетехники в Сомюре, где они до последнего времени хранились в запаснике без какого-либо ремонта и сейчас находятся в весьма плачевном состоянии.
Автор: Леонид Корякин
Источник: "Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра" №4/2019 г.