Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Опытный танк AMX-30 ACRA (Франция)

Опытный танк AMX-30 ACRA (Франция)


 
 

Опытный танк AMX-30 ACRA (Франция)Опытный танк AMX-30 ACRA (Франция)


В 1973 г. изготовили и направили на испытания первый (как оказалось, единственный) прототип танка AMX-30 ACRA с управляемым ракетным вооружением. Его башенная установка Т142 имела унифицированные с базовым танком погон, подбашенное отделение и основные массогабаритные характеристики, а потому без особых трудностей была размещена на корпусе серийного AMX-30. Конструктивно бронебашня была близка к башне AMX-30, но внешне отличалась внушительной «горбатой» бронемаской, в которой кроме пушки находились объективы прицела-прибора наведения. В 1973-1974 гг. прототип в целом успешно прошел испытания стрельбой ПТУР по подвижным и неподвижным целям, в том числе на дальности свыше 3,5 км (максимально достигнутая дальность - 3,8 км). Проводились и довольно интенсивные стрельбы осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами, предназначенными для поражения второстепенных целей. 

Как впоследствии подсчитали, с 1968 г за весь период огневых испытаний комплекса было израсходовано около 500 ПТУР ACRA в телеметрическом, инертном и боевом исполнении. К 1974 г противотанковый комплекс на прототипе АМХ-30 ACRA полностью отработали. Дальность управляемого наведения составляла от 250 до 3300 м. Танк AMX-30 ACRA имел классическую схему общей компоновки, идентичную серийному AMX-30. Место механика-водителя находилось в отделении управления в носовой части корпуса слева, места командира танка и наводчика - в башне справа от пушки, заряжающего - слева он нее. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса и башню, МТО размещалось в кормовой части корпуса. Масса танка составляла около 38 т, длина с пушкой - 8,65 м, ширина - 3,14 м, высота по крышу башни - 2,56 м. 

Орудие-пусковая установка калибра 142 мм комплекса ACRA представляла собой гладкоствольную пушку с клиновым полуавтоматическим затвором, стволом-моноблоком длиной 4200 мм (29,58 клб). На ней имелся высокоэффективный дульный тормоз, снижающий отдачу и, соответственно, воздействие на приборы комплекса. Экстракция пороховых газов из ствола после выстрела осуществлялась сжатым воздухом. Ствол крепился к казенной части резьбовым соединением. В казеннике монтировались два симметрично расположенных относительно канала ствола по диагонали противооткатных устройства (справа сверху и слева снизу) и накатник (снизу в центре). Позади казенника фиксировалось ограждение. Общая длина орудия составляла 5360 мм, масса - 1740 кг (масса откатной части - 1256 кг), максимальное давление в канале ствола - 3000 бар. Заряжание орудия - унитарное, производилось вручную одним из членов экипажа боевой машины (заряжающим). 

Орудие располагалось в амбразуре башни в бронемаске (довольно массивной по сравнению с самоходкой AMX-10M ACRA) вместе с прицелом-прибором наведения ПТУР Стабилизация у орудия отсутствовала, прицельная стрельба допускалась только с места; углы вертикального наведения составляли от -8 до +20. Стрельба управляемой ракетой велась наводчиком. Командир в этом случае с помощью своего прицела мог осуществлять только целеуказание, однако он имел возможность самостоятельно вести огонь из пушки неуправляемыми ОФ снарядами, из спаренного 12,7-мм пулемета или из зенитного 7,26-мм пулемета, расположенного в дистанционной установке на командирской башенке. Общая компоновка башни также была близка к компоновке башни AMX-30B: отличия обуславливались в основном установкой нового орудия и прицела-прибора наведения, из-за чего отсутствовал оптический дальномер. Боеукладку в кормовой нише башни, в отличие от AMX-30, изменили - выстрелы укладывались головной частью вперед. Вторая укладка располагалась в отделении управления справа от механика-водителя. 

В МТО по центру продольно располагался дизельный двигатель Hispano-Suiza HS-110 мощностью 700 л.с. (при 2400 об./мин) с горизонтально-оппозитным расположением цилиндров (12 шт.). Он был выполнен в едином блоке с механической трансмиссией 5SD200D, имеющей пять передач переднего и одну заднего хода. В верхней части отделения находилась система охлаждения двигателя с радиатором и вентилятором. В МТО также располагались два топливных бака на 220 л и аккумуляторные батареи. Танк имел максимальную скорость движения 65 км/ч и запас хода 550-600 км. Ходовая часть - пятиопорная, с задним расположением ведущих и передним - направляющих колес. Гусеничный движитель включал (на борт) по пять сдвоенных опорных катков с резиновыми шинами и по пять поддерживающих катков с внутренней амортизацией. В системе подрессоривания применялись несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Направление балансиров торсионов на разных узлах подвески различалось для улучшения внутренней компоновки танка. 

Строго говоря, AMX-30 ACRA не являлся полноценной боевой машиной и в случае принятия на вооружение, несомненно, подвергся бы доработке путем установки дополнительных приборов наблюдения, ночного прицела наводчика, оптического дальномера и системы противоатомной защиты с ФВУ. К 1974 г ПТРК ACRA с запускаемой через ствол орудия ПТУР был полностью готов к серийному производству. Французской военной промышленности удалось реализовать почти все изначально заданные характеристики, отработать технологию производства и режимы боевого применения. Это был первый в мире полноценный танковый ПТРК с передачей команд по лазерному лучу. Однако, несмотря на все усилия компании GIAT, потратившей значительные средства на создание AMX-30 ACRA, военные больше не интересовались ни новым танком с управляемым ракетным вооружением, ни самим комплексом ACRA. 

Время было безвозвратно упущено - то, что являлось перспективным в начале 1960-х гг., в течение более чем 10-летнего периода реализации программы быстро устарело. К первой половине 1970-х гг. танки начали получать более совершенные системы управления огнем, оснащенные встроенными в прицелы лазерными дальномерами, баллистическими вычислителями на новой элементной базе, что в сочетании с мощными 105-мм подкалиберными снарядами нивелировало все плюсы слишком дорогого противотанкового комплекса (в некоторых источниках сообщается, что на его разработку ушло полмиллиарда франков). 

Хотя ПТРК ACRA имел все шансы на успех, многочисленные вышеуказанные причины так и похоронили этот интересный проект. Французские специалисты считают, что одним из главных роковых решений стало создание специализированного истребителя танков AMX-10M ACRA. Если бы разработчикам дали возможность реализовать первоначальный план оснащения танка AMX-30 башней T142, то, возможно, к 1970-1971 гг армия Франции имела бы на вооружении ракетные танки AMX-30 ACRA, хотя, конечно, в весьма ограниченном количестве из-за высокой стоимости комплекса. После полного прекращения программы Anti-Char Rapide Autopropulse компания GIAT передала прототипы самоходной установки AMX-10M ACRA и танка AMX-30 ACRA музею бронетехники в Сомюре, где они до последнего времени хранились в запаснике без какого-либо ремонта и сейчас находятся в весьма плачевном состоянии. 

Автор: Леонид Корякин 
Источник: "Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра" №4/2019 г.


  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 24-07-2019, 08:59>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...