Самоходная установка-истребитель танков СУ-152 («Объект 120») была разработана в Свердловске в конструкторском бюро Уралмашзавода под руководством Г.С. Ефимова. Разработка истребителя-танков проводилась на основании Постановления СМ СССР от 8 мая 1957 г. в рамках НИР по теме №9 («Таран»). Целью работы являлось создание экспериментального образца истребителя танков, вооруженного мощной пушкой с дальностью прямого выстрела по танку 3000 м.
Согласно заданным ТТХ Уралмашзаводу необходимо было создать гусеничную бронированную закрытого типа самоходную установку боевой массой 25-30 т, предназначенную для борьбы с танками, самоходными орудиями и другими целями противника на больших дальностях стрельбы. Экипаж - 3-4 чел. Максимальная скорость - 55-65 км/ч. Запас хода по топливу - 400-500 км. Броневая защита лобовых частей корпуса и башни не должна была поражаться бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с при курсовом угле 0°. Уровень шума внутри машины не должен был превышать 115 децибел, а уровень СО - 0,4 мг на 1 литр воздуха. На дальности прямого выстрела пушка должна была обеспечить пробитие 300-мм стальной броневой плиты расположенной пол углом 30° к нормали и 150-мм плиты - под углом 60°. Масса пушки не должна была превышать 4500 кг.
Согласно заданным ТТХ Уралмашзаводу необходимо было создать гусеничную бронированную закрытого типа самоходную установку боевой массой 25-30 т, предназначенную для борьбы с танками, самоходными орудиями и другими целями противника на больших дальностях стрельбы. Экипаж - 3-4 чел. Максимальная скорость - 55-65 км/ч. Запас хода по топливу - 400-500 км. Броневая защита лобовых частей корпуса и башни не должна была поражаться бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с при курсовом угле 0°. Уровень шума внутри машины не должен был превышать 115 децибел, а уровень СО - 0,4 мг на 1 литр воздуха. На дальности прямого выстрела пушка должна была обеспечить пробитие 300-мм стальной броневой плиты расположенной пол углом 30° к нормали и 150-мм плиты - под углом 60°. Масса пушки не должна была превышать 4500 кг.
Головным исполнителем по истребителю танков и установке в нем пушки был назначен Уралмашзавод (руководитель темы - главный конструктор Уралмашзавода Г.С. Ефимов). Планом-карточкой предусматривалось изготовление 2-х экспериментальных пушек во II квартале 1959 г. Окончание работ по теме было спланировано на I квартал 1960 г.
Для создания пушки с высокими заданными характеристиками коллективом СКБ-172 (руководитель М.Ю. Цирюльников) совместно с другими исполнителями но теме (НИИ-24, HИИ-13, ЦКБ-393, Уралмашзавод) в 1957 г. были проведены исследования по выявлению оптимального калибра орудия. Было установлено, что при заданной предельной массе системы требуемой бронепробиваемости удовлетворяли калибры пушек в пределах от 130 до 152,4 мм. Аванпроект пушки калибра 152,4 мм СКБ-172 был в декабре 1957 г. выдан Уралмашзаводу для предварительной компоновки артустановки на истребителе танков. В этом аванпроекте длина ствола достигала 10 405 мм, а средняя сила сопротивления откату составляла 47 тс. В аванпроекте 130 мм пушки при той же длине ствола масса пушки составляла 3800 кг, то есть она была легче на 700 кг. В феврале 1958 г. на Техническом совете ГКОТ на основе проведенных исследований и исходя из реальных возможностей было решено установить дальность прямого выстрела при высоте цели 3 м - 2500 м. Начальная скорость снаряда 130 мм нарезной пушки должна была быть 1800 м/с, а 152,4 мм гладкоствольной - 1600-1700 м/с. Полная длина стволов у обеих пушек не должна была превышать 8500 мм.
В 1958 г. пермским заводом 172 были изготовлены и испытаны стрельбой на баллистической установке М36-БУ-3 экспериментальные 130-мм и 152,4-мм стволы и боеприпасы. Результаты испытаний были обсуждены 6 марта 1959 г. на совещании представителей Уралмашзавода, завода №172 и НИИ-24. В связи с тем, что для 130-мм нарезной пушки НИИ-24 был разработан только бронебойный подкалиберный снаряд, а для 152,4-мм пушки - кумулятивный и бронебойный подкалиберный оперенные снаряды, было решено заводу №172 проектировать и изготавливать для установке в истребителе танков 152,4-мм гладкоствольную пушку, получившую обозначение М69 («Таран»). В январе 1960 г. две сделанные заводом №172 пушки были отправлены на Уралмашзавод для монтажа в самоходную установку-истребитель танков. В 1960 г. был изготовлен опытный образец истребителя танков СУ-152 «Объект 120». На стадии заводских испытаний Постановлением СМ СССР от 30 мая 1960 г. ОКР по данной теме была прекрашена в связи с началом работ по созданию более эффективных альтернативных противотанковых средств - 125 мм гладкоствольной пушки Д-81 и ПТРК.
Закрытого типа самоходная установка СУ-152 «Объект 120» была создана на базе самоходной установки СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни, в которой была установлена 152,4-мм гладкоствольная пушка М69. Благодаря повышенной длине ствола пушки (9045 мм) начальная скорость бронебойно-подкалиберного невращающегося снаряда составляла 1710 м/с, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2,0 м достигала 2050 м. Максимальное давление в стволе составляло 392 МПа (4000 кгс/см). Снаряд массой 11,66 кг на дальности 3000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 310 мм. Пушка имела эжекционную систему продувки канала ствола после выстрела и щелевой дульный тормоз, благодаря которому максимальная длина отката составляла всего 300 мм. Для обеспечения высокой скорострельности артиллерийские выстрелы располагались в барабанной боеукладке, а ствол на период заряжания автоматически приводился на угол заряжания. С помощью ручного гидравлического механизма осуществлялась наводка пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5 до +15°. Поворот башни производился с помощью электромоторного привода.
В комплект самоходной установки истребителя танков СУ-152 «Объект 120» также входили два автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке состоял из 22 выстрелов с бронебойно-подкалиберными и осколочными снарядами. Наводка на цель днем осуществлялась с помощью телескопического прицела ТШ-22, ночью - с помощью перископического ночного прицела. Броневой корпус и башня были сварными и обеспечивали противопульную защиту экипажа. Максимальная толщина брони составляла 30 мм. В машине массой 27 т устанавливался дизель мощностью 353 кВт (480 л.с.). Крутящий момент от двигателя через главный фрикцион передавался на механическую двухпоточную трансмиссию и ведущие колеса. Максимальная скорость машины составляла 63 км/ч. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, внутренней - ТПУ Р-120. По уровню огневой мощи и подвижности самоходная установка превосходила все однотипные зарубежные образцы, но имела большой вылет ствола, затруднявший вождение машины.
Технические характеристики СУ-152 («Объект 120»).
В 1958 г. пермским заводом 172 были изготовлены и испытаны стрельбой на баллистической установке М36-БУ-3 экспериментальные 130-мм и 152,4-мм стволы и боеприпасы. Результаты испытаний были обсуждены 6 марта 1959 г. на совещании представителей Уралмашзавода, завода №172 и НИИ-24. В связи с тем, что для 130-мм нарезной пушки НИИ-24 был разработан только бронебойный подкалиберный снаряд, а для 152,4-мм пушки - кумулятивный и бронебойный подкалиберный оперенные снаряды, было решено заводу №172 проектировать и изготавливать для установке в истребителе танков 152,4-мм гладкоствольную пушку, получившую обозначение М69 («Таран»). В январе 1960 г. две сделанные заводом №172 пушки были отправлены на Уралмашзавод для монтажа в самоходную установку-истребитель танков. В 1960 г. был изготовлен опытный образец истребителя танков СУ-152 «Объект 120». На стадии заводских испытаний Постановлением СМ СССР от 30 мая 1960 г. ОКР по данной теме была прекрашена в связи с началом работ по созданию более эффективных альтернативных противотанковых средств - 125 мм гладкоствольной пушки Д-81 и ПТРК.
Закрытого типа самоходная установка СУ-152 «Объект 120» была создана на базе самоходной установки СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни, в которой была установлена 152,4-мм гладкоствольная пушка М69. Благодаря повышенной длине ствола пушки (9045 мм) начальная скорость бронебойно-подкалиберного невращающегося снаряда составляла 1710 м/с, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2,0 м достигала 2050 м. Максимальное давление в стволе составляло 392 МПа (4000 кгс/см). Снаряд массой 11,66 кг на дальности 3000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 310 мм. Пушка имела эжекционную систему продувки канала ствола после выстрела и щелевой дульный тормоз, благодаря которому максимальная длина отката составляла всего 300 мм. Для обеспечения высокой скорострельности артиллерийские выстрелы располагались в барабанной боеукладке, а ствол на период заряжания автоматически приводился на угол заряжания. С помощью ручного гидравлического механизма осуществлялась наводка пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5 до +15°. Поворот башни производился с помощью электромоторного привода.
В комплект самоходной установки истребителя танков СУ-152 «Объект 120» также входили два автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке состоял из 22 выстрелов с бронебойно-подкалиберными и осколочными снарядами. Наводка на цель днем осуществлялась с помощью телескопического прицела ТШ-22, ночью - с помощью перископического ночного прицела. Броневой корпус и башня были сварными и обеспечивали противопульную защиту экипажа. Максимальная толщина брони составляла 30 мм. В машине массой 27 т устанавливался дизель мощностью 353 кВт (480 л.с.). Крутящий момент от двигателя через главный фрикцион передавался на механическую двухпоточную трансмиссию и ведущие колеса. Максимальная скорость машины составляла 63 км/ч. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, внутренней - ТПУ Р-120. По уровню огневой мощи и подвижности самоходная установка превосходила все однотипные зарубежные образцы, но имела большой вылет ствола, затруднявший вождение машины.
Технические характеристики СУ-152 («Объект 120»).
Боевая масса - 27 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: гладкоствольная пушка - 152,4 мм, пулемет - 14,5 мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность дизеля - 353 кВт (480 л.с.).;
максимальная скорость - 63 км/ч.
Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»