Самоходная установка СУ-122-54 предназначалась для борьбы с танками и САУ, разрушения ДОТ и ДЗОТ, подавления и уничтожения артиллерии, огневых средств и живой силы противника. Она разрабатывалась на основе опыта создания и боевого применения средних САУ в годы Великой Отечественной войны в соответствии с Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. ОКР по ее созданию проводилась в Омске в конструкторском бюро завода № 174 под руководством И.С. Бушнева. Ведущим конструктором проекта был А.Е. Сулин. В ходе разработки машина имела обозначение «Объект 600». В ее конструкции максимально использовались узлы и агрегаты среднего танка Т-54. К лету 1949 г. был разработан технический проект и был изготовлен деревянный макет самоходной установки в натуральную величину. Первый опытный образец машины был изготовлен заводом 174 в декабре 1950 г.
В 1951 г. были проведены заводские испытания «Объект 600», по результатам которых были отработаны и выданы в производство чертежи для изготовления образца, предназначенного для государственных испытаний. Они были проведены в период с 25 июня по 25 августа 1951 г. Второй опытный образец САУ «Объект 600» государственные испытания выдержал. По результатам испытаний и замечаниям комиссии конструкция самоходной установки «Объект 600» была доработана и выдана в производство. В 1952 г. были изготовлены узлы и детали для машин, предназначавшихся для войсковых испытаний. В июле 1953 г. три опытных образца были собраны и в сентябре-ноябре того же года подвергнуты войсковым испытаниям. И хотя испытания прошли удовлетворительно, комиссией было обнаружено много различного рода незначительных дефектов, которые являлись следствием конструкторских недоработок и неудовлетворительного изготовления. В марте 1954 г. самоходная установка СУ-122-54 Постановлением СМ СССР была принята на вооружение Советской Армии.
В 1951 г. были проведены заводские испытания «Объект 600», по результатам которых были отработаны и выданы в производство чертежи для изготовления образца, предназначенного для государственных испытаний. Они были проведены в период с 25 июня по 25 августа 1951 г. Второй опытный образец САУ «Объект 600» государственные испытания выдержал. По результатам испытаний и замечаниям комиссии конструкция самоходной установки «Объект 600» была доработана и выдана в производство. В 1952 г. были изготовлены узлы и детали для машин, предназначавшихся для войсковых испытаний. В июле 1953 г. три опытных образца были собраны и в сентябре-ноябре того же года подвергнуты войсковым испытаниям. И хотя испытания прошли удовлетворительно, комиссией было обнаружено много различного рода незначительных дефектов, которые являлись следствием конструкторских недоработок и неудовлетворительного изготовления. В марте 1954 г. самоходная установка СУ-122-54 Постановлением СМ СССР была принята на вооружение Советской Армии.
В 1955 г. была проведена отработка технической документации, согласование ее с представителями заказчика, а также проведены испытания изготовленных узлов в металле. Вследствие этого заводом несвоевременно было подготовлено серийное производство и вместо 50 машин, предусмотренных государственным планом, к концу года было сдано заказчику только 4. С целью дальнейшего совершенствования машины в 1955 г. КБ завода №174 разработало эскизно-технический проект и деревянный макет боевого отделения СУ-122Л («Объект 620»), которые в конце 1955 г. были рассмотрены комиссией НТК ГБТУ Проектом предусматривалась установка в СУ-122-54 более мощной 122-мм пушки М-62С. В рамках ОКР в 1956 г. КБ завода 174 были разработаны и утверждены в НТК технические проекты установки в самоходную установку СУ-122-54 приборов ночного видения (ТВН-1 и ночного прицела) и нового горизонтального дальномера. В том же году образцы СУ были изготовлены в металле и после заводских испытаний переданы НТК ГБТУ для проведения полигонных испытаний.
Самоходно-артиллерийская установка СУ-122-54 относилась к типу закрытых САУ с передним расположением боевого отделения и кормовым размещением МТО. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, благодаря чему все пять членов экипажа могли свободно общаться. Боевое отделение было отделено от МТО перегородкой. В правой передней части боевого отделения на специальной площадке было оборудовано рабочее место механика-водителя, за ним находилось рабочее место командира машины. В левой передней части боевого отделения находилось рабочее место наводчика. Сиденья двух заряжающих были расположены в кормовой части боевого отделения слева и справа от пушки.
Посадка экипажа в машину и выход из псе производились через четыре люка (механика-водителя, командира, наводчика и заряжаюшего), располагавшихся в крыше боевого отделения. За рабочим местом командира в днише корпуса находился люк запасного выхода. Рабочее место командира было оборудовано вращающейся командирской башенкой, в которой были установлены пять съемных приборов наблюдения ТНП и стереоскопический дальномер ТКД-09. Дальномер обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознание целей, за счет 4-кратного увеличения, определение дальностей до целей и корректировку артиллерийского огня. База дальномера составляла 900 мм. Измерение дальности до цели производилось только с места. Наблюдение за местностью в боевых условиях механик-водитель осуществлял через три перископических смотровых прибора, располагавшихся в передней части крыши корпуса машины. Наводчик и заряжающие осуществляли наблюдение за полем боя через смотровые приборы МК-4, находившихся в расположении их рабочих мест.
Самоходно-артиллерийская установка СУ-122-54 относилась к типу закрытых САУ с передним расположением боевого отделения и кормовым размещением МТО. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, благодаря чему все пять членов экипажа могли свободно общаться. Боевое отделение было отделено от МТО перегородкой. В правой передней части боевого отделения на специальной площадке было оборудовано рабочее место механика-водителя, за ним находилось рабочее место командира машины. В левой передней части боевого отделения находилось рабочее место наводчика. Сиденья двух заряжающих были расположены в кормовой части боевого отделения слева и справа от пушки.
Посадка экипажа в машину и выход из псе производились через четыре люка (механика-водителя, командира, наводчика и заряжаюшего), располагавшихся в крыше боевого отделения. За рабочим местом командира в днише корпуса находился люк запасного выхода. Рабочее место командира было оборудовано вращающейся командирской башенкой, в которой были установлены пять съемных приборов наблюдения ТНП и стереоскопический дальномер ТКД-09. Дальномер обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознание целей, за счет 4-кратного увеличения, определение дальностей до целей и корректировку артиллерийского огня. База дальномера составляла 900 мм. Измерение дальности до цели производилось только с места. Наблюдение за местностью в боевых условиях механик-водитель осуществлял через три перископических смотровых прибора, располагавшихся в передней части крыши корпуса машины. Наводчик и заряжающие осуществляли наблюдение за полем боя через смотровые приборы МК-4, находившихся в расположении их рабочих мест.
Основным оружием СУ-122-54 являлась 122-мм нарезная нушка Д-49, вспомогательным - два 14,5-мм пулемета Владимирова (КПВТ). Пушка Д-49 представляла собой модернизированный вариант пушки Д-25Т, устанавливавшейся на тяжелом танке ИС-3. В отличие от пушки Д-25Т пушка Д-49 была оснащена механизмом досылания снаряда и гильзы, эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Труба-моноблок ствола пушки имела длину 5497 мм. Пушка с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором устанавливалась на горизонтальных цапфах рамки. Сама рамка устанавливалась на двух вертикальных цапфах в неподвижной бронировке, закрепленной на лобовом листе корпуса машины с помощью клиньев и болтов. Вращение рамки в горизонтальной плоскости осуществлялось вместе с пушкой в секторе 16° с помощью поворотного механизма винтового типа. Вертикальная наводка пушки в диапазоне от -4° до +16° осуществлялась с помощью подъемного механизма секторного типа со сдающим звеном. Подъемный механизм располагался с левой стороны люльки пушки на щеке рамки. Вылет ствола пушки составлял около 4 м. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Штоки тормоза отката и накатника были закреплены в казеннике и откатывались вместе со стволом. Нормальная длина отката составляла 490-560 мм, предельная - 570 мм.
Технические характеристики СУ-122-54 «Объект 600»
Боевая масса - 36,4 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пушка - 122 мм, 2 пулемета - 14,5 мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость - 48 км/ч.
Автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»