В 1947 г. работы по совершенствованию танка «Объект 260» были продолжены. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. на ЛКЗ были изготовлены три опытных образца танка, получившего обозначение ИС-7. Образец №1, выпущенный 24 августа 1947 г., был подвергнут длительным заводским испытаниям в объеме 2417 км пробега с 27 августа по 31 октября 1947 г. с положительными результатами. Образец №2, изготовленный 6 октября 1947 г., в период с 23 ноября 1947 г. по 15 марта 1948 г. прошел 322 км на заводских и 1825 км на министерских испытаниях, которые не выдержал из-за дефектов двигателя М-50Т и планетарной коробки передач. 24 апреля 1948 г. образец №2 был восстановлен после сильного пожара в танке в ночь на 23 марта.
Образец №3, собранный 30 декабря 1947 г. без башни из-за отсутствия пушки и механизма заряжания, в начале 1948 г. проходил стационарные испытания. По результатам испытаний трех опытных образцов в конструкцию танков ИС-7 выпуска 1947 г. были введены значительные изменения. На танке были установлены 130-мм пушка С-70, два 14,5-мм и шесть 7,62-мм пулеметов, малогабаритный механизм заряжания пушки, цельнолитая башня и гнутые бортовые листы корпуса, дизель М-50Т с жидкостной эжекционной системой охлаждения, планетарная трансмиссия, пучковая торсионная подвеска и гусеницы с РМШ.
На 1948 г. планировалось закончить министерские испытания образца №2, изготовить на Ижорском заводе корпус и башню для испытаний обстрелом на НИИБТ полигоне, закончить монтаж образца №3 для предъявления на межведомственные испытания, с учетом результатов испытаний изготовить образец №4 и предъявить его на межведомственные испытания, выдать чертежно-техническую документацию для изготовления установочной партии 15 танков. Образец №2 с января по 20 сентября 1948 г. прошел министерские испытания, которые выдержал. При этом решением комиссии рекомендовалось повысить надежность некоторых узлов танка и устранить выявленные конструктивные недостатки. Для проверки снарядостойкости усовершенствованных корпуса и башни в мае-июне 1948 г. был собран образец №5 и 8 июня 1948 г. направлен в Кубинку на полигонные испытания снарядным обстрелом. В результате обстрела снарядами калибра 88, 100, 122, 128 и 152 мм (59 попаданий в корпус и 32 - в башню) была выявлена высокая прочность и живучесть броневой конструкции. - -
Образец №3 выдержал испытания основного оружия на Главном научно-испытательном артиллерийским полигоне (ГНИАП) ГАУ, которые проводились в апреле-мае 1948 г. Решением комиссии были отмечены удобства работы членов экипажа в боевом отделении, целесообразность применения вращающегося полика и механизма продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела, устойчивость танка при стрельбе при всех курсовых углах, удовлетворительная кучность боя и высокая (5 выстр./мин.) скорострельность.
27 мая 1948 г. образец №3 был предъявлен представителям военной приемки для проведения ходовых испытаний, однако на испытания принят не был по причине использования импортных подшипников в планетарной коробке передач. После устранения замечаний комиссии танк был предъявлен 12 октября 1948 г. в Кубинке на межведомственные испытания. 11 июля 1948 г. был изготовлен образец №4, в котором были осуществлены конструктивные и технологические улучшения по результатам испытаний первых трех опытных образцов. В танке была установлена механизированная укладка выстрелов, разработанная в НИИ-58. В ней размещались 7 снарядов и 6 гильз. В боекомплект к пушке входили 25 снарядов и 28 гильз. Танк с 26 июля по 25 сентября 1948 г. проходил межведомственные испытания в объеме 1942 км пробега, которые не выдержал, после чего в октябре был разобран для тщательного осмотра и определения степени износа узлов и деталей. К запланированному сроку для танков заводами-смежниками не были поставлены приборы ночного видения, дуплексная радиостанция, оптический и радиолокационный дальномеры, поэтому испытания танков проводились без указанного оборудования.
В лабораториях филиала завода №100 была отработана конструкция устройства автоматической регулировки фрикционов и тормозов планетарной коробки передач и проведены мероприятия по осуществлению пуска дизеля при низких температурах. Для танков ИС-7, изготовленных в 1948 г., были разработаны четыре варианта зенитных пулеметных установок. Первый вариант представлял собой строенную установку (14,5-мм пулемет КПВ и два 7,62-мм пулемета РП-46) вертлюжного типа. Вариант не был принят из-за больших размеров и массы установки. Второй вариант предусматривал спаренную установку двух 14,5-мм пулеметов Ш-3, третий вариант одиночную установку 14,5-мм пулемета КПВ. Обе установки также были вертлюжного типа. Четвертый вариант предполагал одиночную установку 14,5-мм пулемета Ш-3 с дистанционным и ручным управлением. На опытных танках ИС-7 №3 и №4 устанавливался зенитный пулемет КПВ с ручным управлением.
Система очистки боевого отделения от пороховых газов разрабатывалась в двух вариантах за счет применения эффективных средств вентиляции и применения химических поглотителей окиси углерода. Первый вариант предусматривал применение вентилятора с электроприводом и системы продувки канала ствола пушки сжатым воздухом. При этом падение концентрации СО с максимальной величины до минимальной (0,1 мг/л) осуществлялось за 55 с, то есть система удовлетворяла предъявляемым требованиям. В виду ограниченных объемов боевого отделения установка агрегатов, прокачивающих воздух через химический поглотитель, оказалась нецелесообразной из-за их больших размеров.
Предусмотренные проектом генератор ГТ-4 и стартер СТ-25 к необходимому сроку не были изготовлены, поэтому на танке устанавливались модернизированный серийный генератор мощностью 3 кВт, получивший марку ГТ-17Ф, и два спаренных синхронно работавших стартера СТ-16. Для танков были разработаны командирский перископический прибор наблюдения ТКНС со стабилизированной линией визирования, перископический прицел наводчика ТПС-1 со стабилизированной линией прицеливания, перископические приборы наблюдения ТПБ-48 с увеличенной обзорностью и комбинированный прибор наблюдения механика-водителя ТКСП. В 1948 г. филиалом завода №100 совместно с московским заводом «Динамо» проводилась разработка эскизно-технического проекта танка ИС-7 с электромеханической трансмиссией.
Реализация новых технических решений вследствие отсутствия в то время других способов и средств получения заданных характеристик привела к значительному росту боевой массы танка. Среди всех серийных и опытных отечественных танков самую большую величину (68 т) боевой массы за всю историю отечественного танкостроения имел танк ИС-7. В 1947 г. на ЧКЗ на основании приказа министра транспортного машиностроения разрабатывался эскизный проект тяжелого танка со 152-мм пушкой и двигателем мощностью 1100 кВт (1500 л.с.). Эта работа дальнейшего развития не получила, так как расчетная величина боевой массы танка достигла 100 т. Из-за большой массы танка ИС-7, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время дорожных мостов и транспортных средств, отсутствия ремонтно-эвакуационных средств и возникшими трудностями с освоением массового выпуска предназначенного для него двигателя 18 февраля 1949 г. было принято Постановление СМ СССР о прекращении работ над танком ИС-7 и начале разработки тяжелого танка массой не более 50 т. В конце 50-х гг. танк ИС-7 не имел себе равных в мире по совокупности показателей основных боевых свойств.
Образец №3, собранный 30 декабря 1947 г. без башни из-за отсутствия пушки и механизма заряжания, в начале 1948 г. проходил стационарные испытания. По результатам испытаний трех опытных образцов в конструкцию танков ИС-7 выпуска 1947 г. были введены значительные изменения. На танке были установлены 130-мм пушка С-70, два 14,5-мм и шесть 7,62-мм пулеметов, малогабаритный механизм заряжания пушки, цельнолитая башня и гнутые бортовые листы корпуса, дизель М-50Т с жидкостной эжекционной системой охлаждения, планетарная трансмиссия, пучковая торсионная подвеска и гусеницы с РМШ.
На 1948 г. планировалось закончить министерские испытания образца №2, изготовить на Ижорском заводе корпус и башню для испытаний обстрелом на НИИБТ полигоне, закончить монтаж образца №3 для предъявления на межведомственные испытания, с учетом результатов испытаний изготовить образец №4 и предъявить его на межведомственные испытания, выдать чертежно-техническую документацию для изготовления установочной партии 15 танков. Образец №2 с января по 20 сентября 1948 г. прошел министерские испытания, которые выдержал. При этом решением комиссии рекомендовалось повысить надежность некоторых узлов танка и устранить выявленные конструктивные недостатки. Для проверки снарядостойкости усовершенствованных корпуса и башни в мае-июне 1948 г. был собран образец №5 и 8 июня 1948 г. направлен в Кубинку на полигонные испытания снарядным обстрелом. В результате обстрела снарядами калибра 88, 100, 122, 128 и 152 мм (59 попаданий в корпус и 32 - в башню) была выявлена высокая прочность и живучесть броневой конструкции. - -
Образец №3 выдержал испытания основного оружия на Главном научно-испытательном артиллерийским полигоне (ГНИАП) ГАУ, которые проводились в апреле-мае 1948 г. Решением комиссии были отмечены удобства работы членов экипажа в боевом отделении, целесообразность применения вращающегося полика и механизма продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела, устойчивость танка при стрельбе при всех курсовых углах, удовлетворительная кучность боя и высокая (5 выстр./мин.) скорострельность.
27 мая 1948 г. образец №3 был предъявлен представителям военной приемки для проведения ходовых испытаний, однако на испытания принят не был по причине использования импортных подшипников в планетарной коробке передач. После устранения замечаний комиссии танк был предъявлен 12 октября 1948 г. в Кубинке на межведомственные испытания. 11 июля 1948 г. был изготовлен образец №4, в котором были осуществлены конструктивные и технологические улучшения по результатам испытаний первых трех опытных образцов. В танке была установлена механизированная укладка выстрелов, разработанная в НИИ-58. В ней размещались 7 снарядов и 6 гильз. В боекомплект к пушке входили 25 снарядов и 28 гильз. Танк с 26 июля по 25 сентября 1948 г. проходил межведомственные испытания в объеме 1942 км пробега, которые не выдержал, после чего в октябре был разобран для тщательного осмотра и определения степени износа узлов и деталей. К запланированному сроку для танков заводами-смежниками не были поставлены приборы ночного видения, дуплексная радиостанция, оптический и радиолокационный дальномеры, поэтому испытания танков проводились без указанного оборудования.
В лабораториях филиала завода №100 была отработана конструкция устройства автоматической регулировки фрикционов и тормозов планетарной коробки передач и проведены мероприятия по осуществлению пуска дизеля при низких температурах. Для танков ИС-7, изготовленных в 1948 г., были разработаны четыре варианта зенитных пулеметных установок. Первый вариант представлял собой строенную установку (14,5-мм пулемет КПВ и два 7,62-мм пулемета РП-46) вертлюжного типа. Вариант не был принят из-за больших размеров и массы установки. Второй вариант предусматривал спаренную установку двух 14,5-мм пулеметов Ш-3, третий вариант одиночную установку 14,5-мм пулемета КПВ. Обе установки также были вертлюжного типа. Четвертый вариант предполагал одиночную установку 14,5-мм пулемета Ш-3 с дистанционным и ручным управлением. На опытных танках ИС-7 №3 и №4 устанавливался зенитный пулемет КПВ с ручным управлением.
Система очистки боевого отделения от пороховых газов разрабатывалась в двух вариантах за счет применения эффективных средств вентиляции и применения химических поглотителей окиси углерода. Первый вариант предусматривал применение вентилятора с электроприводом и системы продувки канала ствола пушки сжатым воздухом. При этом падение концентрации СО с максимальной величины до минимальной (0,1 мг/л) осуществлялось за 55 с, то есть система удовлетворяла предъявляемым требованиям. В виду ограниченных объемов боевого отделения установка агрегатов, прокачивающих воздух через химический поглотитель, оказалась нецелесообразной из-за их больших размеров.
Предусмотренные проектом генератор ГТ-4 и стартер СТ-25 к необходимому сроку не были изготовлены, поэтому на танке устанавливались модернизированный серийный генератор мощностью 3 кВт, получивший марку ГТ-17Ф, и два спаренных синхронно работавших стартера СТ-16. Для танков были разработаны командирский перископический прибор наблюдения ТКНС со стабилизированной линией визирования, перископический прицел наводчика ТПС-1 со стабилизированной линией прицеливания, перископические приборы наблюдения ТПБ-48 с увеличенной обзорностью и комбинированный прибор наблюдения механика-водителя ТКСП. В 1948 г. филиалом завода №100 совместно с московским заводом «Динамо» проводилась разработка эскизно-технического проекта танка ИС-7 с электромеханической трансмиссией.
Реализация новых технических решений вследствие отсутствия в то время других способов и средств получения заданных характеристик привела к значительному росту боевой массы танка. Среди всех серийных и опытных отечественных танков самую большую величину (68 т) боевой массы за всю историю отечественного танкостроения имел танк ИС-7. В 1947 г. на ЧКЗ на основании приказа министра транспортного машиностроения разрабатывался эскизный проект тяжелого танка со 152-мм пушкой и двигателем мощностью 1100 кВт (1500 л.с.). Эта работа дальнейшего развития не получила, так как расчетная величина боевой массы танка достигла 100 т. Из-за большой массы танка ИС-7, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время дорожных мостов и транспортных средств, отсутствия ремонтно-эвакуационных средств и возникшими трудностями с освоением массового выпуска предназначенного для него двигателя 18 февраля 1949 г. было принято Постановление СМ СССР о прекращении работ над танком ИС-7 и начале разработки тяжелого танка массой не более 50 т. В конце 50-х гг. танк ИС-7 не имел себе равных в мире по совокупности показателей основных боевых свойств.