Военные люди » Вооружение » РВСН » Реактивная система залпового огня 8У31 БМ-24 и БМ-24Т (СССР)

Реактивная система залпового огня 8У31 БМ-24 и БМ-24Т (СССР)


В 1955 году на вооружение Советской Армии принимается боевая машина БМ-24 с турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. Боевая машина БМ-24 (индекс ГАУ - 8У31) была создана в СКБ МОП под руководством В.П. Бармина. В качестве шасси боевой машины был принят автомобиль высокой проходимости ЗИС-151. Реактивная система залпового огня БМ-24 предназначалась для подавления и разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника; уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей; уничтожения и подавления живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Боевые машины БМ-24 входили в бригады (полки) корпусного подчинения. Всего в составе стрелкового или механизированного корпуса имелось 54 боевых машины БМ-24. 

Установка БМ-24 имела 12 направляющих каркасного (сотового) типа, помещенных на поворотной раме. Рама, в свою очередь, установлена на тумбе. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Приводы подъемного и поворотного механизмов ручные. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа. БМ-24 была оснащена карбюраторным двигателем мощностью 95 л.с. БМ-24 с расчетом, снаряженная 12 снарядами, имела запас хода по шоссе до 600 км. Кабина и бензобаки имели легкую защиту, предназначенную для предохранения их от действия газовой струи снаряда. При стрельбе на грунт опускались два домкрата, расположенных в задней части боевой машины. Домкраты необходимы для разгрузки рессор задних мостов и обеспечения устойчивости машины при стрельбе. Заряжание боевой машины производилось вручную с помощью особого захвата и лотка. Два номера расчета поднимали снаряд захватом, а третий поддерживал снаряд за сопловое дно. Затем снаряд укладывали на лоток и досылали его в направляющую, пока снаряд не зайдет за задний стопор.

Кроме БМ-24, для 240-мм снарядов была создана боевая машина БМ-24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С (изделие 712). Боевая машина БМ-24Т поступила на вооружение танковых корпусов Советской Армии. Но сравнению с колесной боевой машиной БМ-24Т была дороже, имела меньшую скорость хода по шоссе, уменьшенный моторесурс. Зато, обладая высокой проходимостью, была способна действовать в составе танковой части в условиях полного бездорожья. БМ-24Т была снащена дизелем В-54Т, развивавшим мощность 275 л. с. при 1600 об/мин. В двух баках помещался запас топлива в 420 л, позволявший двигаться по среднему грунту без дозаправки на расстояние до 300 км. 

На месте кузова тягача была помещена сварная рама, на которой устанавливалась артиллерийская часть боевой машины. Принципиальным отличием БМ-24Т от БМ-24 была замена сотовых направляющих па трубчатые. Основным преимуществом трубчатых направляющих в многоствольных пусковых установках является исключение возможности воздействия газовой струи одного снаряда на другие снаряды в момент движения снаряда по направляющим. Кроме того, при той же баллистике трубчатые направляющие короче сотовых. Двенадцать 241-мм направляющих трубчатого типа были установлены на вертлюге, соединенном шаровым погоном с неподвижной тумбой. Тумба крепилась к лонжеронам рамы шасси. Подъемный механизм винтовой. Приводы маховиков наведения ручные.

Первоначально (в 1955 году) на вооружение БМ-24 поступили турбореактивные снаряды М-24Ф, М-24ФУД и МС-23, а в 1962 году были приняты на вооружение турбореактивные снаряды МД-24Ф и МС-24УД. 240-мм турбореактивные снаряды состояли из головной и ракетной частей. В ракетной части был помещен пороховой заряд, состоявший из 19 цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха ФСГ-2 или КДСИ. В сопловом дне имелось 16 сопел, оси которых наклонены к оси снаряда под углом в 15°. За счет наклона сопел возникала тангенциальная сила, раскручивавшая снаряд. Снаряд увеличенной дальности М-24ФУД отличался от М-24Ф меньшим весом взрывчатого вещества в головной части и устройством реактивного двигателя. В ракетной части М-24ФУД помещалось 7 толстосводных одноканальных шашек пороха РСИ-12К. 

Снаряд М-24Ф (М-24ФУД) при стрельбе под углом +45° и установке взрывателя на замедленное действие образовывал в грунте средней плотности воронку диаметром 5-6 м (1,5-2,5 м) и глубиной 3-4 м (1,5-2,5 м). Снаряды МС-24 и МС-24УД были снаряжены отравляющим веществом. Головная часть снаряда МС-24 снаряжалась 19 кг вещества «Р-35». Снаряд МС-24УД имел большую дальность, но содержал меньше отравляющего вещества (12 кг). Боевая машина БМ-24 (БМ-24Т) при использовании фугасных снарядов была способна решать задачи по разрушению нолевых фортификационных сооружений и уничтожению живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Один залп БМ-24 химическими снарядами мог уничтожить противника сразу на площади в несколько гектаров. 

Тактико-технические характеристики 8У31 БМ-24 
Шасси - ЗИС-151 
Масса без снарядов и расчета 7140 кг 
Масса в боевом положении 8910 кг 
Длина в походном положении 6930 мм 
Ширина в походном положении 2320 мм 
Высота в походном положении 2800 мм 
Клиренс 260 мм 
Калибр 240,9 мм 
Длина ствола 2000 мм 
Количество направляющих 12 
Дальность стрельбы максимальная 17500 м 
Максимальный угол возвышения 50 ° 
Прицел 51-ОП-211 
Расчёт БМ 8 чел. 
Перевод системы из походного положения в боевое не более 1,5-2 мин 
Время залпа 6-8 с 
Тип двигателя - карбюраторный 
Мощность двигателя 95 л.с. 
Максимальная скорость по шоссе до 60 км/ч 
Запас хода по шоссе 600 км 
Колёсная формула 6х6


  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 13-02-2019, 21:04>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...