БТР-82, БТР-82А и БТР-82АМ - основные бронетранспортёры, состоящие на вооружении мотострелковых подразделений Сухопутных войск России. Современные бронетранспортёры российской армии являются следующим поколением советского бронетранспортёра БТР-80. В свою очередь БТР-80 был разработан в начале 80-х годов прошлого столетия на базе бронетранспортёра БТР-70. При этом все недостатки, выявленные в условиях боевых действий в Афганистане, были учтены. Серийное производство БТР-80 началось в 1984 г. Для своего времени бронетранспортёр имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал высокой манёвренностью и приличной огневой мощью.
Помимо войны в Афганистане, эта боевая машина позже участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве Бронетранспортёр активно экспортировался за рубеж, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира. Однако с момента принятия БТР-80 на вооружение за тридцать лет эксплуатации требования к машинам подобного класса значительно изменились Современные бронетранспортёры должны иметь более высокую огневую мощь, продуманную эргономику, гораздо более эффективный уровень защищённости, в том числе от различных мин и фугасов. Это подтвердил опыт военных действий в Чечне. Уже в начале XXI века назрела необходимость глубокой модернизации основной «рабочей лошадки» Сухопутных войск РФ - бронетранспортёра БТР-80 .
Решение о начале работ по модернизации «советского» бронетранспортёра было принято в 2008 году, исполнителями работ стали компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». В начале 2009 г. начались проектные работы по модернизации машины, а в июле того же года уже началось производство нового бронетранспортёра, который получил наименование БТР-82. На этом бронетранспортёре боевой модуль остался таким же, как был на БТР-80, основа которого - башня с 14,5-мм крупнокалиберным пулемётом Владимирова (КПВТ) и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом Калашникова (ПКТ). В начале 2010 г был создан и бронетранспортёр БТР-82А с новым, современным боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72 (вместо 14,5-мм крупнокалиберного пулемёта КПВТ). Зимой 2010 г. машины прошли государственные испытания, после чего были приняты на вооружение В 2011 году БТРы начала поступать в строевые части сначала Южного, а затем и других военных округов.
Помимо войны в Афганистане, эта боевая машина позже участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве Бронетранспортёр активно экспортировался за рубеж, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира. Однако с момента принятия БТР-80 на вооружение за тридцать лет эксплуатации требования к машинам подобного класса значительно изменились Современные бронетранспортёры должны иметь более высокую огневую мощь, продуманную эргономику, гораздо более эффективный уровень защищённости, в том числе от различных мин и фугасов. Это подтвердил опыт военных действий в Чечне. Уже в начале XXI века назрела необходимость глубокой модернизации основной «рабочей лошадки» Сухопутных войск РФ - бронетранспортёра БТР-80 .
Решение о начале работ по модернизации «советского» бронетранспортёра было принято в 2008 году, исполнителями работ стали компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». В начале 2009 г. начались проектные работы по модернизации машины, а в июле того же года уже началось производство нового бронетранспортёра, который получил наименование БТР-82. На этом бронетранспортёре боевой модуль остался таким же, как был на БТР-80, основа которого - башня с 14,5-мм крупнокалиберным пулемётом Владимирова (КПВТ) и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом Калашникова (ПКТ). В начале 2010 г был создан и бронетранспортёр БТР-82А с новым, современным боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72 (вместо 14,5-мм крупнокалиберного пулемёта КПВТ). Зимой 2010 г. машины прошли государственные испытания, после чего были приняты на вооружение В 2011 году БТРы начала поступать в строевые части сначала Южного, а затем и других военных округов.
В 2010 г. БТР-82А был принят на вооружение так же и в войсках Республики Казахстан, поставки машин в эту страну начались в 2012 году. Помимо Казахстана, БТР-82А эксплуатируется ещё и в вооружённых силах Республики Беларусь В настоящее время серийное производство БТР-82 и БТР-82А осуществляется на Арзамасском машиностроительном заводе. В мотострелковые подразделения ВС РФ поступает ещё одна версия: БТР-82АМ. Эта машина представляет собой глубокую модернизацию БТР-80, на корпус которого в условиях крупного ремонтного завода устанавливаются современное оборудование, электроника, боевой модуль, новая ходовая часть Таким образом, старый корпус бронетранспортёра БТР-80 получает «вторую жизнь». По мнению отечественных экспертов, проведённая модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортёров По мнению авторитетного международного издания Army Technology, в 2014 году российский БТР-82А вошёл в десятку лучших мировых машин подобного класса.
У бронетранспортёров БТР-82, БТР-82А и БТР-82АМ отделение управления расположено в носовой части, боевое отделение, в котором размещаются десантники - в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины. Экипаж этих бронетранспортёров состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира машины В десантном отсеке размещаются семь бойцов в полной экипировке с оружием десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперёд по ходу движения, а нижняя служит подножкой Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортёр на ходу Кроме того, ещё два десантных люка расположены на крыше корпуса Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями.
Масса БТР-82А и БТР-82АМ увеличилась из-за установки на них более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машин. На них установлен новый, более мощный дизельный двигатель КамАЗ-740.14-300 мощностью 300 л с двигатель многотопливный, если необходимо, его можно заправлять даже тепловозным топливом. Из-за повышения массы бронетранспортёра разработчикам пришлось серьёзно переделать ходовую часть машины На БТР-82А и БТР-82АМ установлены новые колёсные редукторы, современные карданные валы, а также амортизаторы с повышенной энергоёмкостью. Важным нововведением обновлённых бронетранспортёров является вспомогательная силовая установка для снабжения бортовых систем электроэнергией (связи, вооружения и других) на стоянках используется специальный маломощный двигатель, установленный в моторном отсеке При неработающем основном двигателе можно включить вспомогательную силовую установку, и при этом сохраняется энергоснабжение всех основных систем БТР. К вспомогательной силовой установке может подключаться специальное оборудование для выдачи электроэнергии сторонним потребителям.
У бронетранспортёров БТР-82, БТР-82А и БТР-82АМ отделение управления расположено в носовой части, боевое отделение, в котором размещаются десантники - в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины. Экипаж этих бронетранспортёров состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира машины В десантном отсеке размещаются семь бойцов в полной экипировке с оружием десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперёд по ходу движения, а нижняя служит подножкой Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортёр на ходу Кроме того, ещё два десантных люка расположены на крыше корпуса Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями.
Масса БТР-82А и БТР-82АМ увеличилась из-за установки на них более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машин. На них установлен новый, более мощный дизельный двигатель КамАЗ-740.14-300 мощностью 300 л с двигатель многотопливный, если необходимо, его можно заправлять даже тепловозным топливом. Из-за повышения массы бронетранспортёра разработчикам пришлось серьёзно переделать ходовую часть машины На БТР-82А и БТР-82АМ установлены новые колёсные редукторы, современные карданные валы, а также амортизаторы с повышенной энергоёмкостью. Важным нововведением обновлённых бронетранспортёров является вспомогательная силовая установка для снабжения бортовых систем электроэнергией (связи, вооружения и других) на стоянках используется специальный маломощный двигатель, установленный в моторном отсеке При неработающем основном двигателе можно включить вспомогательную силовую установку, и при этом сохраняется энергоснабжение всех основных систем БТР. К вспомогательной силовой установке может подключаться специальное оборудование для выдачи электроэнергии сторонним потребителям.
Разработчикам удалось увеличить защищённость машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой баллистической тканью Это не только позволяет уберечь экипаж и десант от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Противоминная защита новых бронетранспортёров значительно увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счёт использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков. При подрыве эти коврики берут на себя часть энергии взрыва. Это повысило уровень защиты при подрывах машины на противопехотных минах на 20-50 процентов однако подобная защита не может выручить при подрыве противотанковых мин или фугасов MRAP. БТР-82А оснащён системой защиты от ядерного, химического и биологического оружия массового поражения (ОМП), а также системой кондиционирования воздуха. На бронетранспортёре БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила взрывоопасность машин. По мнению экспертов, комплекс проведённых работ позволил повысить общую защищённость новых бронетранспортёров примерно на 20 процентов.
На БТР-82А установлен новый боевой модуль, что позволило более чем вдвое повысить огневую мощь машины Вместо пулемётной башни новая машина получила боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТМ Вооружение оснащено электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, что позволяет наводчику-оператору вести огонь во время движения машины. Благодаря специальной схеме размещения пушки и пулемёта пороховые газы не попадают в боевое отделение Угол вертикальной наводки основного вооружения составляет от -7 до +70 градусов. На бронетранспортёр установлен новый комбинированный прицел восьмикратного увеличения ТКН-4ГА-02 с каналами «день/ночь», функцией стабилизации поля зрения и лазерным каналом дистанционного подрыва снарядов Этот лазерный канал позволяет поражать цели, находящиеся за укрытиями, подрывая осколочно-фугасные снаряды 30-мм пушки типа 3УОФ8 и 3УОФ23 над ними.
Для повышения безопасности наводчика-оператора его рабочее место смещено вниз Теперь он размещается не в башне, а под ней Управление вооружением осуществляется при помощи пульта. При этом рабочее место стрелка имеет несколько смотровых приборов и другое оборудование для слежения за обстановкой. На бронетранспортёры устанавливается система топографического ориентирования «ТРОНА-1», которая включает комплекс спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, автономную одометрическую систему навигации (с погрешностью не более 0,7 процента от пройденного пути на семь часов движения), а также электронную карту местности. По обе стороны башни бронетранспортёра размещаются 2 блока дымовых гранатомётов системы «Туча» по 3 гранатомёта в каждом.
Бронетранспортеры серии БТР-82 - безусловно, большой шаг вперёд по сравнению с предшественником - БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, улучшились защищённость и подвижность машины однако БТР-82А - это всё-таки не «прорыв», а старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью. В бронетранспортёре сохранена старая компоновка советской машины. Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников оставлен сбоку Кроме того, он достаточно узкий и неудобный Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме. Важный недостаток бронетранспортёров - отсутствие энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются важным атрибутом защиты от воздействия взрывной волны. Современный колёсный бронетранспортёр нового типа для российских мотострелков создан, это - «Бумеранг». он был показан на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2015 г. Боевая машина «Бумеранг» в настоящее время проходит испытания в войсках.
Тактико-технические характеристики БТР-82А
На БТР-82А установлен новый боевой модуль, что позволило более чем вдвое повысить огневую мощь машины Вместо пулемётной башни новая машина получила боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТМ Вооружение оснащено электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, что позволяет наводчику-оператору вести огонь во время движения машины. Благодаря специальной схеме размещения пушки и пулемёта пороховые газы не попадают в боевое отделение Угол вертикальной наводки основного вооружения составляет от -7 до +70 градусов. На бронетранспортёр установлен новый комбинированный прицел восьмикратного увеличения ТКН-4ГА-02 с каналами «день/ночь», функцией стабилизации поля зрения и лазерным каналом дистанционного подрыва снарядов Этот лазерный канал позволяет поражать цели, находящиеся за укрытиями, подрывая осколочно-фугасные снаряды 30-мм пушки типа 3УОФ8 и 3УОФ23 над ними.
Для повышения безопасности наводчика-оператора его рабочее место смещено вниз Теперь он размещается не в башне, а под ней Управление вооружением осуществляется при помощи пульта. При этом рабочее место стрелка имеет несколько смотровых приборов и другое оборудование для слежения за обстановкой. На бронетранспортёры устанавливается система топографического ориентирования «ТРОНА-1», которая включает комплекс спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, автономную одометрическую систему навигации (с погрешностью не более 0,7 процента от пройденного пути на семь часов движения), а также электронную карту местности. По обе стороны башни бронетранспортёра размещаются 2 блока дымовых гранатомётов системы «Туча» по 3 гранатомёта в каждом.
Бронетранспортеры серии БТР-82 - безусловно, большой шаг вперёд по сравнению с предшественником - БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, улучшились защищённость и подвижность машины однако БТР-82А - это всё-таки не «прорыв», а старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью. В бронетранспортёре сохранена старая компоновка советской машины. Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников оставлен сбоку Кроме того, он достаточно узкий и неудобный Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме. Важный недостаток бронетранспортёров - отсутствие энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются важным атрибутом защиты от воздействия взрывной волны. Современный колёсный бронетранспортёр нового типа для российских мотострелков создан, это - «Бумеранг». он был показан на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2015 г. Боевая машина «Бумеранг» в настоящее время проходит испытания в войсках.
Тактико-технические характеристики БТР-82А
Длина по корпусу 7,65 м
ширина 2,9 м
высота 2,35 м
Масса бронетранспортёра 16 т
Экипаж 3+7 чел.
Клиренс (дорожный просвет) 475 мм
Колёсная формула 8х8
бронирование, мм: Лоб - 10, борт - 7-9, корма - 7, днище - 7, крыша - 7, башня - 7
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ 740.14-300 мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость, км/час 80 по шоссе, 10 на плаву
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: стенка высотой 0,5 м, ров шириной 2,0 м, угол подъема 30°, крен 25°
Пробег бронетранспортёра до первого капитального ремонта 50 тыс. км
Запас хода 600 км по шоссе, 12 часов на плаву
Ёмкость топливных баков 300 л основных, 120 л - дополнительных
ВООРУЖЕНИЕ:
30-мм автоматическая пушка 2А72
Боекомплект: 150 бронебойно-трассирующих и 150 осколочно-фугасных снарядов
7,62-мм пулемет ПКТМ Боекомплект: 2000 патронов
Авторы статьи: Николай Шерстобитов
Первоисточник: журнал «Российское военное обозрение» 2018 г. №1