В недавнем интервью генеральный директор АО «Военторг» Владимир Павлов на вопрос об успешности аутсорсинга как передовой и прогрессивной формы решения бытовых солдатских проблем ответил достаточно уклончиво.
«Что касается аутсорсинга, то одно время он вводился повсеместно как некая панацея от привлечения армии к хозяйственным работам. Он позволял военнослужащим всецело сосредоточиться на вопросах боевой подготовки, а всякие дискуссии на эту тему с ходу отметались. Сегодня могу со всей ответственностью сказать, что аутсорсинг дал качественный результат в обеспечении питания военнослужащих. Тут многое изменилось в лучшую сторону. В армии сегодня кормят вкусно», — рассказал Павлов.
Ещё в феврале 2013 года новый министр обороны Сергей Шойгу начал масштабную реформу по высвобождению армии от несвойственных ей функций. В том числе было решено освободит срочников от хозяйственных работ и передать их профессиональным гражданским службам. За уборку, действительно, взялись клининговые службы, а готовить стали гражданские повара. Наконец-то военнослужащие смогли сосредоточиться на боевой учебе и физической подготовке, но ненадолго. Вслед за реформой прошла реорганизация, и «несвойственные им функции» вновь стали обязательными. Как говорится, солдат может бросить все, кроме лопаты и ложки. За уборку казарм снова взялись солдаты, правда, наряды по кухне не вернулись, поскольку новая система «шведский стол» очень хорошо себя зарекомендовала и аусторсинг в сфере питания прижился.
А вот от аутсорсинга по направлению «уборка» отказались год назад: солдатам выдали швабры, половые тряпки, лопаты, мётлы и грабли. Солдатские форумы вновь запестрили гневными сообщениями от родственников солдат, для которых уборка опять становится основным занятием на протяжении всей службы. Особое негодование вызвала «служба» солдат вне воинских частей. Так, зимой во время снежных коллапсов Минобороны выделяло не справляющимся с ситуацией коммунальщиков военную уборочную «технику». Так, на расчистку дорог в Москве и поселках Московской области Новый Городок, Фенино, Кубинка-8 и Мещерино-1 вместо работников или техники, которой у столичных коммунальщиков полно, выгнали срочников. Напрочь о своих обязанностях забыли и службы в военном поселке Каменка Ленобласти. Местные управляющие компании от Минобороны решили не тратиться на уборку снега, военное ведомство выделило бесплатную рабочую силу из числа личного состава. На должностях дворников стоят реальные люди, которые получают деньги, а уборку за них делают военнослужащие, естественно, бесплатно. Так, на «добровольную» помощь по устранению последствий снежного циклона только в Москве и Петербурге вышло около 400 военных, а такими услугами военных этой зимой воспользовались во многих регионах России.
Проблема привлечения солдат к хозяйственным и прочим непрофильным работам вновь стала актуальной и острой. Мало того, что солдаты заниматься уборкой вместо боевой подготовки, так их ещё и задействуют в опасных для здоровья и жизни работах. К сожалению, несколько таких случаев закончились летальным исходом солдат. Так, в одной из воинских частей под Свободным в Амурской области в результате работы у электрощитовой от удара током погиб 18-летний срочник, ещё трое человек получили травмы. Это далеко не первый громкий скандал, произошедший в региональной части.
Реформа была направлена на повышение уровня профессионализма всей армии. Вот, видимо, из ребят и делают профессиональных уборщиков и рабочих. Пулемет, калаш, базука: думал армия — наука? Швабра, веник и лопата — участь русского солдата! Неужели, это так и останется истиной?