Сочетание 12 основных видов эфесов давало невероятные комбинации. Применение драгоценных металлов, инкрустаций, узоров, изображений позволяло мастерам создавать настоящие шедевры. В особенности это касалось оружия, изготовленного для царственных особ. Так, шпага Карла Пятого имела эфес из резной кованной стали, частично покрытый золотом. Гнутая крестовина плавно переходила в защитную дугу для пальцев, имелась также большая дуга и крюкообразный выступ. На клинок, обработанный травлением, был нанесен календарь и выполнена надпись, удостоверяющая владельца: Карл Римский - всегда вперед, а также имя и фамилия мастера - Амброзиус Гемлих, Мюнхен.
15 столетие привело шпагу в Испанию и Италию, большей частью ей удалось полностью вытеснить кинжал. Приблизительно через век, там же, она стала частью вооружения кавалерии, превратившись в палаш. Клинок в этом случае был значительно длиннее.
О классификации шпаг. Длинное, односторонне заточенное лезвие с обоюдоострым коническим окончанием считают рубящим (haudegenklinge по-немецки). Усложненное многогранное сечение характерно для колющих клинков (stodegenklinge). Широкое лезвие с двухсторонней заточкой позволяет назвать такое оружие палашом, хотя это и не совсем правильно. И наоборот, очень узкий, буквально как проволока, жесткий клинок также относится к колющим (techerklinge), а гибкие как струна мечи с чашеобразной защитой считают рапирами. Итальянские мастера называли негибкие клинки stocco, а пружинящие, амортизирующие - puma. Немецкие бретеры по данной терминологии назывались «пружинными» бойцами (federfechter).
Позже термины «стокко» и «эсток» стали использовать в более широком смысле, обозначая все возможные подвиды шпаг.
Во второй половине 16 века шпага становится стандартным вооружением в инфантерии, а вскоре ею обзаводятся придворные франты, всевозможные наемники, авантюристы и любители поединков. Для последних была создана характерная форма с укороченной ручкой, ажурным стальным чашеобразным эфесом и крестовиной (raufdegen). Такое оружие большими партиями изготавливалось мастерами испанской Севильи и итальянской Брешии.
Во время боя шпага использовалась совместно с особым кинжалом - дагой, которым парировались атакующие удары противника.
В Испании дуэльный клинок трансформировался в оружие матадора. В таком виде, обвитый по дужке красной тканью, он применяется до сих пор.
Другое, не менее многочисленное по составу ответвление шпаги - церемониальное оружие как часть наряда придворного. В этой ипостаси клинок переставал быть средством самозащиты и становился признаком голубой крови, отличительной чертой принадлежности к высшему обществу.
В 16 веке, когда производство холодного оружия практически достигло совершенства, на пятке клинка стали выбивать отличительный знак оружейника. По этой особенности можно определить место изготовления и название мастерской. Лучшие шпаги того времени ковались в основном в Испании (Толедо, Севилья), Италии (Милан, Серравале, Брешиа, Германии (Золинген).
Особое искусство требуется при ковке узких клинков: чем меньше сечение, тем прочнее должна быть сталь. В этом отношении шпаги из Толедо не имели себе равных, превосходя прочие изделия по гибкости. Их даже сгибали в кольцо без каких-либо значительных повреждений - в таком виде и выставляли на продажу.
Постепенно совершенства добились и другие оружейники например, своими мастерами славились Беллуно и Брешиа. Им удалось делать невообразимо пружинистые, легкие, но очень прочные клинки. Среди прочих особенно прославилась фамилия оружейников Феррара из Беллуно (16 век).