Вначале Второй мировой войны легкие танки были широко представлены в армиях всех воюющих сторон. Однако развитие бронетанковой техники привело к тому, что машины этого класса очень быстро утратили свое значение на поле боя. Обуславливалось это слишком слабым бронированием и вооружением легких танков, а также возрастанием подвижности танков средних, благодаря чему легкие машины утратили свое единственное преимущество. Производство и проектирование легких танков прекратились во всех странах. Единственным исключением были Соединенные Штаты Америки. Их военные настояли на разработке качественно новой машины этого класса, итогом которой стало появление M24 Chaffee - лёгкого танка, по массе сравнявшегося со средними танками начального периода войны, но по подвижности и вооружению существенно их превосходившего. Такая машина уже не рассматривалась в качестве линейной, а предназначалась для вооружения разведывательных частей.
В первых столкновениях с вермахтом в Северной Африке опыт применения американских легких танков M3A1 и M5 был неоднозначным. С одной стороны, их 37-мм пушки не могли эффективно поражать вражеские танки, а броня была явно слабой. С другой - эти танки показали себя надежными, неприхотливыми и простыми в обслуживании машинами, а M5 с его автоматической коробкой передач оказался ещё и чрезвычайно легким в управлении. Исходя из этого. Комитет вооружений в марте 1943 г сформулировал тактико-технические требования к новому легкому танку, получившему индекс T24. Боевая машина должна была унаследовать от M5 лучшие качества этого танка: высокую подвижность, легкость управления и простоту обслуживания. Одновременно требовалось усилить вооружение - в требованиях отмечалось, что установка на легкий танк пушки калибром менее 75 мм не имеет смысла. Требования к защищенности сформулировали достаточно «мягко» - допускалось усиление бронирования T24 по сравнению с существующими легкими танками «по мере возможности». Таким образом, танк фактически проектировался вокруг выбранного для него орудия.
Американцы уже имели опыт создания легкого танка с 75-мм пушкой, правда, не совсем удачный: опытная машина T7 в конечном итоге «подросла» до среднего танка M7, так и не пошедшего в серию. Этот пример наглядно показал, что при установке тяжелого и крупногабаритного 75-мм орудия M3 (основного вооружения среднего танка M4) уложиться в ограничение по массе 20 тонн невозможно. В то же время, на рубеже 1942-1943 гг были проведены испытания орудия M3, установленного в открытой сверху башне самоходной гаубицы M8. Они показали, что в принципе, даже при массе менее 20 т, легкий танк представляет собой вполне устойчивую платформу для 75-мм орудия. Оставалось лишь подобрать подходящую артсистему. На помощь танкистам пришли авиаторы. Они применяли на бомбардировщиках В-25Н «Митчелл» 75-мм орудие T13E1 (впоследствии стандартизированное под индексом M5) - гораздо более легкое, чем M3, но унифицированное с ним по боеприпасам. На самолетах оно устанавливалось на лафете AN-M9, обеспечивающем длинный и мягкий откат Правда, авиационная пушка имела более короткий ствол и, следовательно, меньшую начальную скорость снаряда, чем танковая, но это не считалось серьезным недостатком.
В первых столкновениях с вермахтом в Северной Африке опыт применения американских легких танков M3A1 и M5 был неоднозначным. С одной стороны, их 37-мм пушки не могли эффективно поражать вражеские танки, а броня была явно слабой. С другой - эти танки показали себя надежными, неприхотливыми и простыми в обслуживании машинами, а M5 с его автоматической коробкой передач оказался ещё и чрезвычайно легким в управлении. Исходя из этого. Комитет вооружений в марте 1943 г сформулировал тактико-технические требования к новому легкому танку, получившему индекс T24. Боевая машина должна была унаследовать от M5 лучшие качества этого танка: высокую подвижность, легкость управления и простоту обслуживания. Одновременно требовалось усилить вооружение - в требованиях отмечалось, что установка на легкий танк пушки калибром менее 75 мм не имеет смысла. Требования к защищенности сформулировали достаточно «мягко» - допускалось усиление бронирования T24 по сравнению с существующими легкими танками «по мере возможности». Таким образом, танк фактически проектировался вокруг выбранного для него орудия.
Американцы уже имели опыт создания легкого танка с 75-мм пушкой, правда, не совсем удачный: опытная машина T7 в конечном итоге «подросла» до среднего танка M7, так и не пошедшего в серию. Этот пример наглядно показал, что при установке тяжелого и крупногабаритного 75-мм орудия M3 (основного вооружения среднего танка M4) уложиться в ограничение по массе 20 тонн невозможно. В то же время, на рубеже 1942-1943 гг были проведены испытания орудия M3, установленного в открытой сверху башне самоходной гаубицы M8. Они показали, что в принципе, даже при массе менее 20 т, легкий танк представляет собой вполне устойчивую платформу для 75-мм орудия. Оставалось лишь подобрать подходящую артсистему. На помощь танкистам пришли авиаторы. Они применяли на бомбардировщиках В-25Н «Митчелл» 75-мм орудие T13E1 (впоследствии стандартизированное под индексом M5) - гораздо более легкое, чем M3, но унифицированное с ним по боеприпасам. На самолетах оно устанавливалось на лафете AN-M9, обеспечивающем длинный и мягкий откат Правда, авиационная пушка имела более короткий ствол и, следовательно, меньшую начальную скорость снаряда, чем танковая, но это не считалось серьезным недостатком.
Дело в том, что американская доктрина применения танковых войск строилась на незыблемом принципе: «танки с танками не воюют». Танковые соединения должны были действовать в оперативной глубине обороны противника, где вероятность столкнуться с вражескими танками была минимальной. Поэтому главным качеством для танкового орудия считалась не бронебойные характеристики, а поражающая мощь осколочно-фугасного снаряда - а с этим у орудия M5 было все в порядке. Для установки пушки M5 на легкий танк спроектировали новый лафет T9G, снабженный концентрическим противооткатным механизмом ТЗЗ. Конструктивно он представлял собой развитие решений, заложенных в лафете AN-M9. Основным элементом противооткатного механизма являлась спиральная пружина, «обернутая» вокруг ствола и помещенная в стальной кожух. Получилась очень компактная конструкция по сравнению с противооткатными механизмами традиционного типа. Поскольку длина отката танкового орудия ограничивалась 305 мм (этот параметр диктовался диаметром погона башни, составлявшим 1520 мм), пружина была усилена по сравнению с авиационным вариантом. После принятия на вооружение танковая пушка получила индекс M6, а лафет - M64.
Телескопический прицел размещался слева от орудия, справа предусмотрели установку спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета. Наводчик, помимо телескопического прицела, получил комплект приборов, необходимых для ведения огня непрямой наводкой: буссоль, артиллерийский угломер M9 и артиллерийский квадрант M1. Орудие МЗ весило 405 кг, а Мб - всего 182 кг Имея более легкий ствол, Мб быстрее перегревалось при ведении интенсивного огня, а живучесть ствола была ниже. Но эти недостатки сочли вполне терпимыми: по определению легкие танки, на которые возлагались задачи разведки, патрулирования и поддержания связи, не должны были так интенсивно использовать свое оружие, как средние.
Проектирование T24 осуществляли специалисты фирмы «Cadillac» (отделения концерна «Дженерал Моторс»). Изготовление первого прототипа завершилось в октябре 1943 г, но уже месяцем ранее T24 был классифицирован как образец, пригодный для ограниченных закупок для армии. Это дало зеленый свет подготовке серийного производства. Заказ на 1000 последних танков M5A1 был переведен на такое же количество T24. Первый прототип был доставлен на Абердинский полигон 15 октября 1943 г, второй присоединился к нему в декабре. Оба прототипа в деталях отличались от будущих серийных танков. На них отсутствовала командирская башенка. Доступ в башню осуществлялся через два люка с прямолинейными очертаниями: командира (одностворчатый, откидывающийся назад) и заряжающего (двухстворчатый, откидывающийся вперед). Вентилятор на крыше башни находился перед люком командира (позднее его разместили перед люком заряжающего). На крыше башни установили стойку для зенитного пулемета. В правой стенке башни отсутствовал смотровой прибор, вместо него установили гнездо под антенну радиостанции. Командир располагал двумя поворотными перископами: один устанавливался перед его люком, второй - в крышке люка.
Полигонные испытания T24 прошли очень успешно. В их ходе были вскрыты лишь незначительные недостатки противооткатного механизма орудия, амортизаторов, вентиляторов системы охлаждения, а также трансмиссии, которые удалось быстро устранить. Также по результатам испытаний было рекомендовано установить командирскую башенку - что также сделали без проблем.
Танк T24 был стандартизован и принят на вооружение как M24. Кроме того, ему присвоили наименование «Chaffee» - в честь Эдны Р. Чаффи, организатора и первого командующего бронетанковым корпусом Армии США в 1940 г Выпуск серийных машин начался в апреле 1944 г В июле заказ увеличили до 5000 экземпляров, что вынудило привлечь к его выполнению вторую фирму - «Массей-Харрис». До июня 1945 г изготовили 4795 танков, заказ на оставшихся 205 экземпляров аннулировали. В самом конце войны 289 танков М24 поставили Великобритании, а два - СССР, но ни один из них не принял участия в боевых действиях.
Телескопический прицел размещался слева от орудия, справа предусмотрели установку спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета. Наводчик, помимо телескопического прицела, получил комплект приборов, необходимых для ведения огня непрямой наводкой: буссоль, артиллерийский угломер M9 и артиллерийский квадрант M1. Орудие МЗ весило 405 кг, а Мб - всего 182 кг Имея более легкий ствол, Мб быстрее перегревалось при ведении интенсивного огня, а живучесть ствола была ниже. Но эти недостатки сочли вполне терпимыми: по определению легкие танки, на которые возлагались задачи разведки, патрулирования и поддержания связи, не должны были так интенсивно использовать свое оружие, как средние.
Проектирование T24 осуществляли специалисты фирмы «Cadillac» (отделения концерна «Дженерал Моторс»). Изготовление первого прототипа завершилось в октябре 1943 г, но уже месяцем ранее T24 был классифицирован как образец, пригодный для ограниченных закупок для армии. Это дало зеленый свет подготовке серийного производства. Заказ на 1000 последних танков M5A1 был переведен на такое же количество T24. Первый прототип был доставлен на Абердинский полигон 15 октября 1943 г, второй присоединился к нему в декабре. Оба прототипа в деталях отличались от будущих серийных танков. На них отсутствовала командирская башенка. Доступ в башню осуществлялся через два люка с прямолинейными очертаниями: командира (одностворчатый, откидывающийся назад) и заряжающего (двухстворчатый, откидывающийся вперед). Вентилятор на крыше башни находился перед люком командира (позднее его разместили перед люком заряжающего). На крыше башни установили стойку для зенитного пулемета. В правой стенке башни отсутствовал смотровой прибор, вместо него установили гнездо под антенну радиостанции. Командир располагал двумя поворотными перископами: один устанавливался перед его люком, второй - в крышке люка.
Полигонные испытания T24 прошли очень успешно. В их ходе были вскрыты лишь незначительные недостатки противооткатного механизма орудия, амортизаторов, вентиляторов системы охлаждения, а также трансмиссии, которые удалось быстро устранить. Также по результатам испытаний было рекомендовано установить командирскую башенку - что также сделали без проблем.
Танк T24 был стандартизован и принят на вооружение как M24. Кроме того, ему присвоили наименование «Chaffee» - в честь Эдны Р. Чаффи, организатора и первого командующего бронетанковым корпусом Армии США в 1940 г Выпуск серийных машин начался в апреле 1944 г В июле заказ увеличили до 5000 экземпляров, что вынудило привлечь к его выполнению вторую фирму - «Массей-Харрис». До июня 1945 г изготовили 4795 танков, заказ на оставшихся 205 экземпляров аннулировали. В самом конце войны 289 танков М24 поставили Великобритании, а два - СССР, но ни один из них не принял участия в боевых действиях.
M24 Chaffee имел традиционную компоновку с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением с башней - в средней и моторным - в кормовой. В ходовой части вместо традиционных для американского танкостроения тележек с вертикальными винтовыми пружинами применили торсионную подвеску. Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из пяти спаренных обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущего колеса переднего расположения и направляющего - заднего, а также трех обрезиненных поддерживающих роликов. Опорные катки подвешивались на балансирах, причем балансир заднего катка был связан с направляющим колесом специальным компенсационным рычагом. Такое решение позволяло сохранять необходимое натяжение гусеницы при движении по пересеченной местности и препятствовало её сбросу. Гусеница T72 - металлическая, шириной 406 мм, состоящая из 75 траков.
Необычная схема ходовой части M24 Chaffee, вызывавшая у американских солдат ассоциации с немецкими танками, заставила командование летом-осенью 1944 г провести цикл показов нового легкого танка в частях, дабы избежать возможных ошибок в идентификации в боевых условиях. M24 Chaffee имел весьма характерный низкий силуэт Поскольку большинство бронелистов корпуса имели толщину, не превышавшую 25 мм, для повышения снарядостойкости они устанавливались под большими углами наклона. Башне же придали обтекаемую форму. Благодаря этому защищенность различных частей танка составляла (в эквиваленте вертикального листа): лобовой проекции корпуса - 38-64 мм, кормы и бортов - 19-32 мм, лобовой части башни и маски пушки - до 57 мм, бортов башни - 32 мм.
Необычная схема ходовой части M24 Chaffee, вызывавшая у американских солдат ассоциации с немецкими танками, заставила командование летом-осенью 1944 г провести цикл показов нового легкого танка в частях, дабы избежать возможных ошибок в идентификации в боевых условиях. M24 Chaffee имел весьма характерный низкий силуэт Поскольку большинство бронелистов корпуса имели толщину, не превышавшую 25 мм, для повышения снарядостойкости они устанавливались под большими углами наклона. Башне же придали обтекаемую форму. Благодаря этому защищенность различных частей танка составляла (в эквиваленте вертикального листа): лобовой проекции корпуса - 38-64 мм, кормы и бортов - 19-32 мм, лобовой части башни и маски пушки - до 57 мм, бортов башни - 32 мм.
Технические характеристики M24 Chaffee
Боевая масса, т 18
Экипаж, чел. 4-5
Длина корпуса, мм 5029
Длина с пушкой вперёд, мм 5563
Ширина, мм 2997
Высота, мм 2769
Клиренс, мм 460
Бронирование - стальная гомогенная броня
Вооружение:
- нарезная пушка 75-мм M6, Боекомплект пушки 48 снарядов
- пулемёты 1 х 12,7-мм M2HB, 2 х 7,62-мм M1919A4
Двигателя спаренные V-образные 8-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 2 х 110
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 160
Тип подвески - индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 1,0
Авторы статьи: В. Тернов
Первоисточник: журнал «Военная компания» 2017 г. №01