Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (ГАЗ-41) являлась дальнейшим развитием машины БРДМ. Она была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые испытания машины. В 1962-1965 гг. машина была оснащена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина была принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 13 апреля 1962 г. (приказ министра обороны СССР от 22 мая 1962 г.) и серийно производилась на Горьковском автозаводе с 1965 г. по 1989 г.
БРДМ-2 представляла собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4. Она имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились иод днищем корпуса, тем самым, нарушая его обтекаемую форму. Командир машины находился в отделении управления справа от водителя. Для обогрева экипажа имелся отопитель. Для наблюдения за местностью использовались перископический прибор командира ТПКУ-2Б и четыре призменных прибора. При вождении в ночных условиях у водителя устанавливался прибор ночного видения ТВН-2Б. Экипаж машины состоял из 4 человек.
БРДМ-2 представляла собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4. Она имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились иод днищем корпуса, тем самым, нарушая его обтекаемую форму. Командир машины находился в отделении управления справа от водителя. Для обогрева экипажа имелся отопитель. Для наблюдения за местностью использовались перископический прибор командира ТПКУ-2Б и четыре призменных прибора. При вождении в ночных условиях у водителя устанавливался прибор ночного видения ТВН-2Б. Экипаж машины состоял из 4 человек.
На машине применялась спаренная установка 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ, унифицированная с установкой бронетранспортера БТР-60ПБ и смонтированная во вращающейся конической башне. Боекомплект пулеметов составлял соответственно 500 и 2000 патронов. Приводы наводки оружия были ручными. При стрельбе использовался перископический прицел ПП-61А. Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 6 и 10 мм. Лобовая броня обеспечивала защиту от 7,62-мм бронебойной пули со всех дистанций, а бортовая броня - с дальности свыше 100 м. На машине устанавливался карбюраторный V-образный восьмицилиндровый двигатель ГАЗ-41 Заволжского моторного завода мощностью 103 кВт (140 л.с.). Пуск двигателя в холодное время года осуществлялся с помощью термосифонного подогревателя. Емкость топливных баков составляла 290 л. Запас хода машины по шоссе достигал 750 км, на плаву - 180 км (или 17-19 ч работы двигателя).
Трансмиссия включала однодисковое сцепление сухого трения, механическую четырехступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку к заднему и переднему ведущим мостам, а также к приводам водомета, лебедки и дополнительных ведущих колес, использовавшихся при преодолении окопов и траншей. Водомет и привод на основные ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно. Заслонка водомета и волноотражательный щиток приводились в действие с помощью гидравлического привода. Поворот на плаву осуществлялся с помощью водяных рулей, располагавшихся перед заслонкой водомета. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Они передавали мощность на обе полуоси даже при одном буксующем колесе. Рулевое управление было оборудовано гидроусилителем, тормоза - колодочные с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.
Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением системы подрессоривания, в которой использовались рессорная подвеска и телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 39,2 кН (4000 кгс). Централизованная система регулирования давления в шинах позволяла водителю, не останавливая машину, снижать или повышать давление в пределах от 49 до 265 кПа (0,5 до 2,7 кгс/см) в зависимости от состояния грунта. Наличие этой системы значительно облегчало преодоление сыпучих песков, заболоченных участков и снежного покрова и позволяла двигаться с максимально возможными скоростями по твердому грунту.
Приборы электрооборудования имели номинальное напряжение 24 В. На машине устанавливались две аккумуляторные батареи 6СТ-68-ЭМЗ, генератор переменного тока Г-261 со встроенным выпрямителем и электростартер СТ-111. Разведывательное оборудование машины включало, артиллерийскую буссоль ПАБ-2А), войсковой прибор химической разведки ВПХР, прибор радиационной разведки ДП-3Б, инфракрасные приборы ночного видения. Машина оснащалась навигационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ и радиостанцией Р-113. Экипаж имел спасательные жилеты СТЖ-58.
На базе БРДМ-2 во втором послевоенном периоде были разработаны и приняты на вооружение машина химической разведки БРДМ-2РХ, боевые машины 9П122, 9П124, 9П133 с ПТРК и боевая машина зенитного ракетного комплекса 9П31.
Технические характеристики БРДМ-2
Боевая масса - 7 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: пулемет - 14,5 мм, пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя 103 кВт (140 л.с.);
максимальная скорость: по шоссе - 95 км/ч, на плаву - 10 км/ч;
колесная формула - 4x4.
Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»