Боевая машина пехоты «Объект 765» массой 11т, разрабатывалась в 1961-1963 гг. в Челябинске конструкторским бюро ЧТЗ под руководством П.П. Исакова. Гусеничная БМП имела практически одинаковую схему общей компоновки с БМП «Объект 13», противопульное бронирование и была плавающей. Конструкторское бюро ЧТЗ создавало машину с конструктивно новыми агрегатами и узлами. Первый опытный образец был изготовлен на ЧТЗ в 1962 г., второй - в марте 1963 г. В 1963 г. БМП прошла заводские испытания, по результатам которых был изготовлен опытный образец БМП «Объект 765» для проведения полигонно-войсковых испытаний.
БМП «Объект 765» являлась плавающей гусеничной машиной с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения. Схема общей компоновки машины предусматривала переднее размещение МТО и расположение спешиваемой части боевого расчета в кормовой части корпуса. Боевой расчет БМП «Объект 765» состоял из 10 человек. При размещении командира в затылок механику-водителю обзорность с его рабочего места была весьма ограниченной, так как прибор наблюдения командира нельзя было поднять на желаемую высоту, не нарушая заданного угла снижения 73-мм орудия. Посадка и спешивание 8 пехотинцев производились через две кормовые двери в корпусе. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта корпуса машины. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) - он же командир машины. Во вращающейся башне располагался наводчик-оператор.
БМП «Объект 765» являлась плавающей гусеничной машиной с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения. Схема общей компоновки машины предусматривала переднее размещение МТО и расположение спешиваемой части боевого расчета в кормовой части корпуса. Боевой расчет БМП «Объект 765» состоял из 10 человек. При размещении командира в затылок механику-водителю обзорность с его рабочего места была весьма ограниченной, так как прибор наблюдения командира нельзя было поднять на желаемую высоту, не нарушая заданного угла снижения 73-мм орудия. Посадка и спешивание 8 пехотинцев производились через две кормовые двери в корпусе. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта корпуса машины. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) - он же командир машины. Во вращающейся башне располагался наводчик-оператор.
В машине предусматривалась установка во вращающейся башне 73-мм гладкоствольного орудия для стрельбы активно-реактивными снарядами «Копье» и спаренного 7,62-мм пулемета Никитина. Кроме того, в проекте предусматривалось применение четырех пусковых установок для управляемых ракет ПТРК «Малютка» в корме корпуса (по две на борт). Машина имела подбой и фильтро-вентиляционную установку в системе коллективной противоатомной защиты. В силовой установке обеих машин применялся четырехтактный дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.). Первоначально в проекте предлагалось использовать дизель 8Д6 мощностью 176 кВт (240 Л.С.), а в трансмиссии применить двухдисковый главный фрикцион, работавший в масле, две бортовые планетарные шестиступенчатые коробки передач и два двухступенчатых ПМП. В системе подрессоривания использовались торсионная подвеска и четыре поршневых гидроамортизатора на ее крайних узлах. Траки гусеницы имели резинометаллический шарнир. Среднее давление на грунт составляло 41 кПа (0,42 кгс/см'). В качестве водоходного движителя использовался гусеничный движитель. Запас плавучести составлял 20%.
Конструкторским бюро ЧТЗ в технический проект БМП «Объект 765» были внесены существенные конструктивные изменения. Вместо четырех пусковых установок была применена одна установка для ракет ПТРК «Малютка», смонтированная на стволе орудия. Пулемет Никитина был заменен пулеметом ПКТ. Снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов ПГ-15В кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания орудия. Четыре ПТУР 9М14 располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов.
Конструкторским бюро ЧТЗ в технический проект БМП «Объект 765» были внесены существенные конструктивные изменения. Вместо четырех пусковых установок была применена одна установка для ракет ПТРК «Малютка», смонтированная на стволе орудия. Пулемет Никитина был заменен пулеметом ПКТ. Снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов ПГ-15В кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания орудия. Четыре ПТУР 9М14 располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов.
В десантном отделении в бортовых листах корпуса первого опытного образца БМП имелось 7 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Во время заводских испытаний по бортам корпуса были дополнительно установлены две шаровых установки для 7,62-мм пулеметов ПК. В кормовых дверях имелись две амбразуры с шаровыми установками для автоматов АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками. Корпус и башня были изготовлены из противопульной броневой стали. Для сокращения времени изготовления опытного образца, передний наклонный лист корпуса был прямым, без изгиба в нижней части, предусмотренного проектом и имевшимся на серийных машинах. БМП оснащалась системами ПАЗ, ППО и ТДА.
Основу силовой установки составлял четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 Л.С.), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование.
Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, однодисковые опорные катки без оребрения, поддерживающие катки с наружной амортизацией и две гусеницы с РМШ. Для натяжения гусеницы использовался червячный и кривошипный механизм, располагавшийся в кормовой части корпуса машины. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет. БМП «Объект 765» имела боевую массу 12,6 т. Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км ч, на плаву - 7 км/ч.
Технические характеристики «Объект 765» (выпуска 1962 г.)
Основу силовой установки составлял четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 Л.С.), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование.
Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, однодисковые опорные катки без оребрения, поддерживающие катки с наружной амортизацией и две гусеницы с РМШ. Для натяжения гусеницы использовался червячный и кривошипный механизм, располагавшийся в кормовой части корпуса машины. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет. БМП «Объект 765» имела боевую массу 12,6 т. Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км ч, на плаву - 7 км/ч.
Технические характеристики «Объект 765» (выпуска 1962 г.)
Боевая масса - 12,6 т;
экипаж - 3 чел.,
десант - 8 чел.;
вооружение: орудие - 73-мм гладкоствольное, пулемет - 7,62 мм, пусковая установка ПТУР;
броневая защита - противопульная;
мощность дизеля - 221 кВт (300 л.с.);
максимальная скорость: по шоссе - 65 км/ч, на плаву - 7 км/ч.
Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»