Уже несколько раз мне доводилось публиковать здесь материалы на основе статей японского журнала для моделистов бронетанковой техники «Армор моделлинг». Поскольку я сам в свое время издавал подобный журнал, то мне особенно интересно все то, что относится к подобного рода изданиям на Западе, ну, а в данном случае на Востоке. Что можно сказать? По содержанию относительно советского времени тотального «низзя» мы к ним приблизились. Но по форме… ну разве что журналы «Максим», или «Космополитен», или «Популярная механика» можно с ним сравнить по качеству полиграфии и умению подавать текст.
«Моделист-конструктор» – «пещерный уровень», «Техника-молодежи» – то же самое. Немного повыше, даже сильно повыше журнал «Наука и техника», издающийся на Украине и распространяемый у нас, но все равно до «японцев» ему далеко, хотя в «наших изданиях» традиционно хорош текст. Впрочем, есть он и у японцев. Интересно, что в каждом номере обычно публикуются два разворота с очень интересной графикой, а посвящаются эти развороты разным темам, и вот одна из них, о которой я как-то уже упоминал – это пресловутые боевые машины ниндзя – тайных шпионов и убийц из японской истории.
Судьба ниндзя - поистине завидная судьба. Потому что в силу каких-то совершенно нелепых обстоятельств они оказались окружены столь невероятным количеством откровенных выдумок, мифов и всевозможных легенд, что это просто удивительно. К тому же практически во всех японских кинофильмах их постоянно показывают, и даже есть детские пластмассовые «мечи ниндзя». При этом мало кто знает, что 80 процентов информации о них имеет вторичный характер! Еще английский историк Стивен Тёрнбулл, который сам написал много книг о военном деле Японии, обратил на это внимание. Он отмечал, что название «ниндзя» появилось сравнительно недавно – в начале двадцатого века. До этого момента в Японии их называли по-разному: уками, дакко, курохабаки, кёдан, нокидзару. К XIX столетию самым употребляемым названием стало синоби-но-моно, что можно перевести как «тот, кто крадется». Считается, что они совершили очень многие политические убийства, но так ли это на самом деле, проверить нельзя.
Кадр из кинофильма «Месть нандзя»… Ох, и круто, зашкал крутизны!
И вот получилось все так, как об этом сообщает нам теория коммуникации. Спрос на информацию есть, а самой информации нет. Значит – что ее заменяет? Слухи! Вот так и получилось, что в качестве заменителей слухов появились книги по ниндзюцу или искусству ниндзя, где можно прочитать о впечатляющих достижениях этих «людей в черном» по части придумывания всевозможных приспособлений, которыми они якобы пользовались. Тут вам и фонари, и потайные портативные светильники, и «огненные свечи», стрелы в рукаве, факелы, трубки, чтобы дышать под водой и подслушивать через стены, сборно-разборные лодки (причем даже с пушками!), так что имей они все это взаправду, то за ними в походе следовал бы настоящий караван, набитый всем этим снаряжением. Но ведь и этого оказалось недостаточно.
И вот получилось все так, как об этом сообщает нам теория коммуникации. Спрос на информацию есть, а самой информации нет. Значит – что ее заменяет? Слухи! Вот так и получилось, что в качестве заменителей слухов появились книги по ниндзюцу или искусству ниндзя, где можно прочитать о впечатляющих достижениях этих «людей в черном» по части придумывания всевозможных приспособлений, которыми они якобы пользовались. Тут вам и фонари, и потайные портативные светильники, и «огненные свечи», стрелы в рукаве, факелы, трубки, чтобы дышать под водой и подслушивать через стены, сборно-разборные лодки (причем даже с пушками!), так что имей они все это взаправду, то за ними в походе следовал бы настоящий караван, набитый всем этим снаряжением. Но ведь и этого оказалось недостаточно.
В 1977 году некий Хацуми Масааки выпустил книгу, посвященную ниндзя, в которой описал множество крайне оригинальных видов вооружения, упоминаний о которых ни в одном старинном тексте нет, равно как не упоминаются они и другими исследователями. Если считать, что эта книга была написана для детей, то возможно, что он просто позволил в ней себе пофантазировать. Однако очень многие за пределами Японии восприняли его «труд» самым серьезным образом. Даже Донн Дрэгер – известный в США исследователь японских боевых искусств, и то дал описания некоторых из этих «аппаратов» уже в своей книге, хотя совершенно явно все они изобретение господина Хацуми.
И вот теперь рассказать об этих придуманных боевых машинах решил на своих страницах журнал «Армор моделлинг» и более того он их все тщательно отрисовал. Так что мы их все и рассмотрим хорошенько и… может быть даже отдадим должное безудержной фантазии их автора!
Итак, страница первая рисунок слева вверху. На рисунке судно, действительно построенное в Японии и участвовавшее в осаде крепости Осака. Известно, что судно, прикрытое панцирем («ко»), курсировало по реке, которая текла около замка и обстреливало его из орудий. А вот так, ниже – не было! Не было у ниндзя судна, приводимого в действие четырьмя гребными колесами, которые крутили бы члены его экипажа. Конечно, сам по себе рисунок впечатляющий: внутри каждой головы дракона сидит стрелок с ружьем, через амбразуру высовывается ствол пушки, да еще и таран ко всему, а также руль спереди, руль сзади…
Броневые листы по бокам, но… увы, все это не более чем фикция.
Разновидностью этого судна была субмарина, у которой над водой выступал лишь нос, опять же оформленный в виде огромной драконьей головы. Передвигалась она с помощью весел и имела балласт из мешков с обычным песком. Задача субмарины подойти к неприятельскому судну и провести на него атаку: при этом сами ниндзя выходили из нее через особый шлюз и должны были пробуравить отверстия в днище.
Разновидностью этого судна была субмарина, у которой над водой выступал лишь нос, опять же оформленный в виде огромной драконьей головы. Передвигалась она с помощью весел и имела балласт из мешков с обычным песком. Задача субмарины подойти к неприятельскому судну и провести на него атаку: при этом сами ниндзя выходили из нее через особый шлюз и должны были пробуравить отверстия в днище.
На странице 2 некий прообраз танка. Тут все – и щиты татэ асигару, сбитые в ряд, причем через отверстия в них, как вы видите, просунуты копья, и «изба» на колесах с пушкой внутри, причем все это катят на врага находящиеся позади этого сооружения воины. Где, когда и как они бы все это собрали и нашли бы укатанную дорогу, чтобы катить эту тяжесть на врага, да еще при этом палить из пушки?! Видимо, сообразив, что человеческих сил тут не хватит, автор предложил привести в действие эту «бронированную избу» запряженными в нее конями. Вопрос… а где возница-то сидит, и как он этими конями управляет? Ну и как лошади относятся к пушечным выстрелам у себя над головой?
Но самое, наверное, оригинальное это кагю – «огненный бык». Это была туша деревянного быка, поставленная на колеса, из пасти которого под давлением воздуха, сжимаемого находящимися внутри мехами, извергалась горящая нефть. Бык приводился в действие расчетом из двух ниндзя внутри, и двух снаружи, которые толкали его сзади. Вот только где и когда у ниндзя появилась бы возможность: во-первых, это «огнедышащее чудо» соорудить, а во-вторых – его применить? Как они его могли провести по дорогам такого полицейского государства, каким практически всю свою историю являлась Япония? Ведь чтобы задействовать массы самураев и не дать им разлениться, даймё постоянно привлекали их к полицейской службе. Они дежурили на заставах на дорогах и проверяли всех подряд: куда идешь, зачем, что несешь, нет ли оружия (и если находили его у кого не положено, то тут же у обочины голову и рубили). И вот тут ниндзя в черном с этой коровой и появляются!
А еще Хацуми описал огромный камень, подвешенный на стойках-опорах, который должен был отводиться назад при помощи каната, а затем, словно маятник, устремлялся бы вперед. Его сокрушительных ударов не выдержали бы даже очень прочные стены. Но чтобы действие такого тарана имело бы действительно разрушительные последствия, он должен был бы двигаться по дуге большого радиуса и падать с большой высоты. То есть, этой «адской машине» нужно было бы иметь ну просто нереалистично огромные размеры. Хацуми Масааки рассказывает, что ниндзя имели легкие планеры, которые запускались при помощи гибких бамбуковых шестов и противовесов. Планер вместе с пилотом и пассажиром взлетал в воздух и легко перелетал через стену замка. Мало того в полете ниндзя мог еще и бросать бомбы врагам на головы.
Наконец, что это именно ниндзя придумали прообраз танка, о котором Дрэгер, опираясь на книги Хацуми, написал, что ниндзя использовали также «большое колесо» дайсярин – повозку на больших деревянных колесах. Между ними подвешивалась гондола с бойницами, сидя в которой, ниндзя стреляли из ружей или бросали гранаты. Саму повозку просто скатывали вниз со склона, да не одну, а более десятка, и глядя на то, как они несутся вниз с горы, теряли голову даже самые стойкие бойцы. Они просто сметали всех на своем пути, вот только как же столько повозок туда наверх доставлялось? И как они не бились, спускаясь по горному откосу, который совсем не асфальтовое шоссе.
Однако все это меркнет перед последними двумя машинами на стр. 3. Одна, как вы видите, передвигается на гусеницах и похожа на танк Леонардо да Винчи. Но куда ему было до гения неизвестных ниндзя. Приводом повозки являются лошади, бегающие внутри по кругу. По периметру расположены бойницы для стрелков, а на втором этаже находится еще и пушка, стреляющая вперед. Каким образом эта махина изменяет направление движения неясно. Непонятно также на каком заводе ниндзя ее собирали и на чем доставили к месту атаки. Но безусловно… на ровном утрамбованном поле это была бы машина убийственной силы! Если бы только удалось ее сдвинуть с места, конечно.
Наконец, зная о том, что японцам были известны ракеты, было придумано еще и вот это – последний рисунок. Как вариант, это колесо, внутри которого находится человек, который движет его ногами, переступая по расположенным внутри перекладинам. Окошки в ободе для наблюдения, четыре окна по бокам – стрелять! Однако этого мало. На осях колеса закреплены еще и ракеты! Подожгли эти ракеты, ударило во все стороны неистовое пламя и… покатилось себе это колесо на врага.
Тут уж, что ни говори, а больше и ни убавить, ни, разумеется, прибавить, и это, скорее всего, уже и не фантазия вовсе, а… клиника! Узнали бы обо этом сами ниндзя, наверное, бы просто умерли со смеху, не иначе! Но сказка ложь, да в ней намек. Вдруг кто-нибудь из читателей ВО решится написать роман про альтернативную историю Японии и вот там-то все это и будет действовать?
Автор: Вячеслав Шпаковский