Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Основной боевой танк Strv-103 (Швеция)

Основной боевой танк Strv-103 (Швеция)


 
 

Основной боевой танк Strv-103 (Швеция)Основной боевой танк Strv-103 (Швеция)


Основной боевой танк Strv-103 - единственный в мире безбашенный танк, состоявший на вооружении. Его компоновочная схема является уникальной за весь период послевоенного мирового танкостроения. В ней применены принципиально новые конструктивные решения, основным из которых является: использование в качестве силовой установки двух разнотипных двигателей — газотурбинного и дизельного, отсутствие башни, неподвижная относительно корпуса танка установка пушки и наводка ее на цель при помощи поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, двойное бронирование корпуса танка — основное для экипажа и жизненно важных систем и вспомогательное для второстепенных агрегатов. 

Разработка боевой машины, известной также под обозначением «5» велась с конца 1950-х годов. Первые опытные образцы были изготовлены в 1961 году. Серийное производство осуществлялось фирмой Bofors с 1966 по 1971 год. Изготовлено 335 единиц. 

Танк Strv-103 имеет безбашенную схему компоновки с установкой основного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без возможности качания по вертикали и горизонтали. Её наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В передней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение, за ним — отделение управления, одновременно являющееся боевым. В этом отделении справа от пушки располагается командир, слева — механик-водитель (он же — наводчик), за ним лицом к корме машины — радист. В случае необходимости он может управлять танком при движении задним ходом. Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208° и одностворчатой крышкой люка. Корма машины занята автоматом заряжания. 

Корпус танка Strv-103 сварен из листов катаной броневой стали. Эффективность броневой зашиты повышена за счет больших углов наклона бронелистов к вертикали (в первую очередь — верхнего лобового бронелиста) и малой площади лобовой и бортовой проекций корпуса. 

В средней части корпуса жестко установлена нарезная 105-мм пушка L74, представляющая собой модификацию английской пушки L7. Пушка L74 выпускалась в Швеции по лицензии и отличалась от своего английского прототипа в основном длиной ствола — 62 калибра по сравнению с 52 калибрами у L7. Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Живучесть ствола достигает 700 выстрелов. Стрельба из пушки может вестись всеми боеприпасами, разработанными для L7. Боекомплект состоит из 50 выстрелов в основном с подкалиберными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. На стволе пушки установлено эжекционное устройство. 

Вариант неподвижной установки пушки был выбран конструкторами для того, чтобы снабдить её относительно простым и надежным автоматом заряжания, состоящим из подающего и досылающего механизмов и трех магазинов с выстрелами. Один магазин емкостью 25 выстрелов установлен справа от пущки, а два других емкостью 20 и 5 выстрелов — слева от нее. При перезаряжании орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой части танка. Автомат заряжания обеспечивает техническую скорострельность до 15 выстр./мин. Загрузка AЗ осуществляется вручную через два кормовых люка и занимает 5—10 мин. 

Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески в пределах от -10" до -1-12", в горизонтальной — поворотом танка. Два курсовых 7,62-мм пулемёта установлены в бронированном коробе в левой передней части корпуса, справа от пушки установлен пристрелочный пулемёт, а слева от командирской башенки — зенитный. Для постановки дымовых завес по обе стороны командирской башенки смонтированы четырехствольные гранатомёты. 

Стрелять из пушки могут как командир танка, так и наводчик. Они имеют дублированные приводы управления танком и комбинированные перископические бинокулярные прицелы OPS-1 Jungner с 6-, 10- и 18-кратным увеличением. Прицел командира стабилизирован в двух плоскостях наведения. Все члены экипажа пользуются перископическими приборами наблюдения: у командира танка четыре таких прибора (установлены по периметру командирской башенки), у наводчика — один, у радиста — два. 

На танке Strv-103 установлена комбинированная силовая установка, состоящая из основного дизельного двигателя Rolls-Royce К60 мощностью 240 л.с. и вспомогательного ГТД Boeing 502-10МА мощностью 270 л.с. ГТД связан с дизелем механическим редуктором и должен подключаться к последнему для совместной работы при движении машины в сложных условиях. Он может использоваться и для запуска дизеля зимой. 

Трансмиссия — гидромеханическая DRH-1M фирмы Volvo. Она включает в себя гидротрансформатор, коробку передач и механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Коробка передач обеспечивает две передачи переднего хода и две — заднего, при этом движение назад может осуществляться с той же скоростью, что и движение вперед. Управление танком в этом случае берет на себя радист, имеющий все необходимые для этого органы управления и приборы наблюдения. 

Подвеска индивидуальная регулируемая гидропневматическая, позволяющая изменять положение опорных катков (унифицированных с катками танка Centurion) относительно корпуса и таким образом поворачивать корпус в вертикальной плоскости для наведения вооружения на цель. Поскольку наведение пушки требует быстрого вращения танка на месте, для уменьшения сопротивления повороту длина опорной поверхности уменьшена до 2,85 м. Длина опорной поверхности может быть еще уменьшена подъемом крайних катков. 

Модификации 
Strv-103A (1966 г.) — первый серийный вариант. Боевая масса 39 т. Все машины впоследствии модернизированы до стандарта Strv-103B. 

Strv-103B (1969 г.) - силовая установка повышенной мощности (ГТД Boeing 553), лазерный дальномер интегрированный в прицел командира, индивидуальное плавсредство, оборудование самоокапывания. Изъят пристрелочный пулемет. 

Strv-103C (1986-1989 гг.) - танки Strv-103B, прошедшие модернизацию. Установлены СУО с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика с лазерным дальномером Simrad на основе иттриево-алюминиевого граната с неодимом, многотопливный дизель Detroit 6V-53T мощностью 232 л.с., усовершенствованная автоматическая трансмиссия с тремя передачами вперед и двумя назад, двухствольный 71-мм гранатомет Bofors Lyran для запуска осветительных ракет, новые радиаторы системы охлаждения, глушитель, генератор, 18 дополнительных топливных баков по бортам корпуса (по 9 на борт). С 1992 года — приспособления для крепления дополнительной брони, включая динамическую и модульную, в лобовой части корпуса и система зашиты от ОМП. Боевая масса 42,5 т. 

Производство Strv-103 завершено. Танк состоял на вооружении только шведской армии. С момента своего появления танк Strv-103 привлекал к себе пристальное внимание танкостроителей и танкистов всего мира. Он оказался первым на Западе основным боевым танком, оснащенным автоматом заряжания, имеюшим экипаж из 3 человек и способным преодолевать водные преграды вплавь. В середине 1970-х годов Strv-103B проходил испытания в США, Великобритании и ФРГ. 

Вместе с тем опыт учений шведской армии и зарубежных испытаний показал, что невозможность ведения прицельного огня с ходу является существенным недостатком танка и в условиях современного маневренного боя существенно снижает его огневую мошь. Компенсировать этот недостаток не могут ни повышение скорострельности, ни высокая маневренность на поле боя, ни совершенствование СУО. В современных условиях Strv-103 является фактически очень удачной конструкцией самоходной 105-мм пушки — истребителя танков. Впрочем, подобная оценка этой во всех отношениях неординарной боевой машины оспаривается шведами, упорно считающими Strv-103 безбашенным танком. 

С середины 1990-х годов, по мере поступления в войска танков Strv-122 (Leopard 2A5), танки Strv-103B и C снимались с вооружения, К настоящему времени в шведской армии их больше нет. 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Strv-103B 

БОЕВАЯ МАССА, т: 39,7. 
ЭКИПАЖ, чел,: 3. 
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8990, ширина — 3400, высота (по крыше командирской башенки) — 2140, клиренс — 400. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L74 калибра 105 мм. 2 пулемета KsP-58 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет KsP-58 калибра 7.62 мм, 8 дымовых гранатометов калибра 53 мм. 
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов. 2750 патронов. 
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический. 
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер Simrad LV-300 встроенный в прицел наводчика, бинокулярные комбинированные перископические прицелы наводчика и командира OPS-1L. 
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное. 
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce К60, 6-цилиндровый, дизельный, горизонтально-оппозитный, двухтактный, жидкостного охлаждения; мошность 240 л.с. (176 кВт) при 3750 об./мин. и газотурбинный Boeing 553 мошностью 490 л,с. 
ТРАНСМИССИЯ: Volvo DRH-1M, двухпоточная гидромеханическая, включаюшая в себя гидротрансформатор, коробку передач (2+2), механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. 
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми вениами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная регулируемая гидропневматическая; гусеница с РМШ и съемными резиновыми подушками состоит из 61 трака шириной 670 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе — 50 на плаву — 7, 
ЗАПАС ХОДА, км: 390. 
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30. ширина рва, м — 2.3, высота стенки, м — 0.9. 
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 14-01-2017, 19:02>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...