Без преувеличения можно сказать, что само слово «засада», точнее, то, что за ним стоит, всегда вызывало и будет вызывать у воина особое чувство. Внезапный удар, шквал огня, быстрый отход. Простор для инициативы, смекалки – чем оригинальнее замысел, тем эффективнее результат. Наконец, торжество первых минут боя над застигнутым врасплох противником.
Но, чтобы все это было так, желательно искать наиболее непредсказуемые варианты организации засад, бить противника с тех направлений, откуда он меньше всего ожидает удара. Выражаясь языком отечественной военной мысли, засада – это «способ ведения войсковой разведки». Каким именно он будет, зависит прежде всего от способности командира разведывательного или другого, готового выполнять засадные действия подразделения выбрать оптимальное в той или иной обстановке решение.
Шаблон
По опыту войн и локальных конфликтов в большинстве случаев засад направление атаки на объект осуществляется в передней полуокружности боевого пространства относительно направления его движения с сопутствующими (дополнительными) ударами с других направлений (в других секторах). Если говорить коротко, то этому есть вполне целесообразное обоснование: поразить или уничтожить объект сразу, остановить его продвижение, воспрепятствовать уходу или маневру. Естественно, при запланированном и гарантированном выведении из строя «головы» колонны главные силы засады нацеливаются на оставшуюся ее часть.
Этот вариант организации засады, как говорится, давно «устоялся» и стократно доказал свою эффективность, спорить здесь не о чем. Тем не менее, есть тут и слабая сторона – многократное применение такого способа ведет к некоторому шаблону в действиях. Противник (условная категория, глазами тех, кто в засаде) ждет засаду с передней полусферы боевого пространства, он готов в основном именно к такому варианту, а значит, его отпор может быть немедленным и адекватным. Эта привычка сложилась естественным образом, исходя из опыта войн и военной теории – ожидать атаки или обстрела (тем более имея соответствующую информацию о такой возможности) именно из передней полуокружности.
Противник идет по своему маршруту предельно осторожно, соблюдая все каноны по наблюдению и скорости, всматривается вперед, озирается по сторонам, оглядывается назад, но… все равно уверен, что в любом случае атаковать будут спереди, в «голову» колонны, пусть даже в ходе серии ударов. Соответственно уверен и в том, что при попадании в засаду с фронта «голова» ответит точным ударом.
Ударить и хвост и закрутить.
А теперь представим себе другой вариант. Я хочу обратить внимание на то, что при должной организации боя довольно привлекательным с точки зрения достижения успеха является направление атаки в задней полуокружности, в ее секторах (рис. 1).
Подчеркиваю, что организация боя при атаке в задней полуокружности боевого пространства должна быть детально продуманной и четко осуществленной.
При непосредственном боевом контакте с противником наиболее эффективным способом можно признать атаку (обстрел) с заднего правого направления в правом секторе задней полуокружности боевого пространства (рис. 2).
Это обосновывается, в частности, тем, что продвигающемуся противнику, а точнее его стрелкам, неудобно применять свое оружие, разворачивая его по часовой стрелке, то есть под правую руку.
При непосредственном и близком огневом контакте желательно маневрировать, в том числе и «уходить», перемещаясь по часовой стрелке, но с обязательным условием – опережая противника. Как известно, это называется «закручивать» противника. Причем в удобном для себя и неудобном для него направлении (рис. 3).
Преследование подразделения, устроившего засаду в задней полуокружности боевого пространства, как правило, неудобно и невыгодно для противника. Он изначально стремится как можно быстрее пройти опасный участок своего маршрута, тем более – участок боестолкновения. Кроме того, и чисто в психологическом плане «боевая решительность» в этом случае уже далеко не та.
В разнобой, далее одновременно.
Если говорить о последовательности ударов по противнику, то известно, что в случае засады на колонну эффективность более высока при поражении ее «головы» и «хвоста» с последующей «работой» по всем целям в ее составе.
Возможно использование способа «разрубания» колонны на части, после чего «работать» по ее частям.
При этом еще раз обратим внимание на то, что зачастую вначале атакуют «голову» и довольно редко применение способа, при котором нападению первоначально подвергается «хвост».
В определенном смысле, синтезируя рассуждения по направлению атаки и последовательности ударов, скажем, что возможны три варианта:
– атака (удары) с одного направления (в одном секторе боевого пространства);
– с нескольких направлений одновременно;
– с нескольких направлений разновременно.
Интересен вариант, когда вначале «с нескольких направлений разновременно», а затем «с нескольких направлений одновременно» (при этом желательно с некоторой оперативной сменой позиций). В результате этого противник в течение первоначального короткого промежутка времени (тем более и продолжительность всей засады довольно мала) теряет боевую ориентацию и, как правило, распыляет свои силы, теряет точность ответного огня, а значит, эффективность отпора. А следующее за этим массированное воздействие на противника со всех сторон с большой вероятностью способно довершить его психологический и физический разгром (уничтожение).
После всего сказанного, думаю, будет полезным предложить несколько вариантов устройства засад (рис. 4–7). Заведомо скажу, что в приводимых вариантах показатели несколько отличаются от оптимальных с целью инициировать у читателя вдумчивость и боевое творчество.
(Примечание: римские цифры на схемах обозначают последовательность действий сил и средств засады.)
Завершить хочется своего рода «формулой засады», если так можно выразиться.
Замысел – продуманный и оригинальный.
Скрытность – максимальная.
Решительность – беспощадная.
Скоротечность – в один–три магазина патронов.
Слаженность – все как одно боевое тело для победы.