стремление избегать прямых столкновений с Федеральными объединенными силами, ведение боевых действий небольшими по численности отрядами с максимальным использованием фактора внезапности;
удержание контролируемых территорий путем создания системы опорных пунктов, а в случае угрозы окружения — отказ от удержания занимаемых районов;
подготовка отрядов для проникновения в глубокий тыл с целью совершения террористических актов, аналогичных проведенным в Буденновске, Кизляре, Первомайском;
террор и идеологическая обработка как мирного населения, так и личного состава федеральных войск.
Боевики применяли разнообразные приемы и способы действий, использовали малейшие просчеты командиров частей и подразделений войск, особенно связанные с потерей бдительности и снижением боевой готовности. Основными способами ведения партизанской войны, избранными боевиками, явились засады, налеты на посты федеральных войск, минирование дорог, диверсионно-террористические акты.
Особенно излюбленным тактическим приемом бандитов стали огневые засады.
Анализ боевых действий бандформирований свидетельствует, что боевики тщательно планировали засады. Устраивали их, как правило, на дорогах в целях захвата или уничтожения бронетехники и колонн с материальными средствами. Наиболее тщательно и умело выбирались ими места для засад. В горных районах они устраивались на склонах или гребнях высот, у входа или на выходе из ущелий, на перевалах, на участках горных дорог, где практически исключен маневр силами и средствами. В населенных пунктах — за укрепленными заборами, в специально подготовленных (оборудованных и укрепленных) домах и строениях. Особенно опасны были засады в тупиках, куда с помощью ложных дорожных знаков и указателей боевики, переодетые под местных жителей, преднамеренно направляли войсковые колонны. В крупном населенном пункте, в частности при его \"зачистке\", засады применялись вдоль улиц, что замедляло продвижение федеральных войск и наносило им значительные потери.
Засады устраивались после предварительно проведенной тщательной разведки, скрытно, с применением хитрости и коварства.
При организации засад боевиками создавалось несколько групп (как правило, три): одна для действий с фронта, другая для нападения с фланга или тыла и третья — резерв. Часто засады устраивались в сочетании с минированием дорог и их обочин с целью затруднить маневр подразделений, попавших в засаду, в период их огневого поражения.
Опыт свидетельствует о проведении засад боевиками как мелкими группами (10-15 чел.), так и крупными отрядами (100-150 чел.).
С целью своевременного обнаружения разведки наших войск и предупреждения о ней засады, выделялись боевики, действовавшие, как правило, под видом мирных жителей. Разведка обычно беспрепятственно пропускалась, а мощный фронтальный и фланговый удар наносился по главным силам. Заметна тенденция и неодновременного открытия огня групп, действующих с разных направлений. В этом случае первой в бой вступала группа, действующая с фронта. Затем по подразделениям, попавшим в засаду, в удобный момент наносила удар группа, действующая с фланга или тыла. Нападение начиналось классически — с поражения головных и замыкающих машин. Первоочередными объектами для поражения являлись и командно-штабные машины.
Нападение из засады отличалось скоротечностью и напряженностью. Выполнив задачу, \"непримиримые\", под прикрытием нескольких боевиков, снимались с позиции и скрытными, заранее подготовленными путями, уходили в безопасное место или незаметно растворялись среди местных жителей.
Опыт мировых и локальных войн, в том числе и чеченского конфликта, свидетельствует, что важнейшим условием успешной борьбы с засадами является умело поставленная разведка. Хорошо организованная, она позволяет превентивно выявлять места устройства засад противника, что дает возможность войскам не только избежать огневой ловушки, но и, учитывая слабость засады к охвату и обходу, уничтожить ее.
Именно благодаря активной разведке и тактике, адекватной действиям врага, добивались успеха в борьбе с чеченцами в годы Кавказской войны (1817-1864 гг.) русские войска. При борьбе с иррегулярным и подвижным противником военная хитрость, храбрость, владение информацией и решительность значили куда больше, чем педантичное следование установленным шаблонам. Наибольшего успеха добивались те, кто мог перенять образ действий горцев. Одним из таких офицеров \"кавказского\" типа был полковник Г. Засс.
Прекрасно понимая, что для успешной борьбы следует перехватить инициативу, полковник Засс в первые же дни пребывания на Кубанской линии приступил к организации разведки. Он тратил средства (часто личные) на оплату разного рода осведомителей и лазутчиков, собирая буквально по крупицам информацию о намерениях и планах противника. Получив от своих разведчиков сведения о готовящемся набеге того или иного отряда, он первым нападал на него, часто не давая горцам возможности даже собраться в условленном месте. Нанеся ошеломленному противнику поражение, он также стремительно уходил на русский берег Кубани. Его тактика была близка к тактике самих горцев и оказалась весьма эффективной. Во время налетов он никогда не забывал о разведке и тщательно исследовал все возможные места укрытия неприятеля.
И сегодня те командиры частей и подразделений внутренних войск, которые хорошо знают тактику боевиков, постоянно следят за ее изменениями, действуют активно, решительно и в то же время предусмотрительно, имеют ycnex. Наглядным примером этого является бой подразделений одной из бригад оперативного назначения внутренних войск с засадой боевиков в районе н.п. Мескер-Юрт в мае 1996 года.
Обеспечение безопасного передвижения колонн федеральных войск в зонах своей ответственности являлось одной из важных задач внутренних войск на территории Чеченской Республики. Основой успешных действий подразделений бригады по выполнению задачи сопровождения войсковой колонны стала умелая и тщательная подготовка к ней.
При организации обеспечения прохождения войсковой колонны в зоне ответственности бригады ее командир основное внимание уделил разведке. Отдавая указания по разведке, он определил ей задачи и порядок их выполнения, какие силы и средства использовать для этого, нацелил разведчиков на обнаружение противника на возможно большем удалении от охраняемой колонны, а также предусмотрел наращивание усилий разведгруппы на рубеже возможной встречи с боевиками. При этом в работе командира бригады следует отметить особенности в определении задач органам разведки.
Скоротечность и внезапность столкновений с боевиками предопределили необходимость применения в таких случаях принципа \"разведал — уничтожил\". По опыту действий внутренних войск в Чеченской Республике наиболее распространенным способом реализации этого принципа стало наделение разведывательных органов разведывательно-боевыми функциями. Именно эту тенденцию и учел командир бригады в рассматриваемом \"боевом эпизоде\".
При определении задач разведке он нацелил ее не только на выявление противника, но и на его уничтожение, в первую очередь своими силами.
Начальник штаба бригады,получив указания по организации разведки, определил: направление действий разведки, на решении каких задач сосредоточить ее основные усилия, время прохождения разведывательными органами исходного пункта, походный порядок, варианты действий при встрече с противником, время готовности и порядок управления. Кроме того, им были определены наиболее вероятные рубежи встречи с бандформированиями.
Начальник штаба бригады,получив указания по организации разведки, определил: направление действий разведки, на решении каких задач сосредоточить ее основные усилия, время прохождения разведывательными органами исходного пункта, походный порядок, варианты действий при встрече с противником, время готовности и порядок управления. Кроме того, им были определены наиболее вероятные рубежи встречи с бандформированиями.
В 10.30 10 мая 1996 г. войсковая колонна в составе 55 ед. техники вышла по установленному маршруту. Разведку и сопровождение колонны осуществляли части и подразделения внутренних войск по маршруту движения в зонах ответственности. Для обеспечения беспрепятственного движения колонны на определенном бригаде участке ее командир назначил разведгруппу в составе 30 чел. на трех БТР.
В 11.40 разведгруппа в 800 м северо-западнее Мескер-Юрта обнаружила засаду боевиков. Командир разведгруппы, оценив обстановку, доложил командиру бригады по радио об обнаружении засады и принятом решении при поддержке огня бортового оружия БТР окружить и уничтожить засаду.