Против извечной партизанской тактики внезапного «захвата за пояс» на очень коротких дистанциях в сложно-пересеченной местности немецкие егеря применяли тактику так называемого пластичного (или, как его называют сейчас, «липкого») контакта. Немцы считали, что при бое малыми группами не имеет никакого смысла удерживать рубежи в глубине леса, а важнее сохранить личный состав. Суть тактики пластичного («липкого») контакта состояла в том, что когда партизаны с криком «ура» бросались в массовую атаку, прыгали с деревьев или открывали массированный огонь, немцы сразу же всем клином отходили назад, прикрывая себя собственным огнем на ходу*, перемещаясь от укрытия к укрытию, от дерева к дереву, от кочки к кочке.
Егеря не провоцировались на рукопашные и штыковые столкновения, а держали дистанцию огневого соприкосновения между собой и партизанами. Более того, по мере отхода назад, немецкие гранато-метальщики, назначаемые один на пять егерей, подбрасывали гранаты на длинных ручках в сторону наступающих. Боевые порядки партизан сгоряча набегали на эти гранаты, что резко увеличивало партизанские потери. Когда партизанская атака захлебывалась, егеря снова начинали наступать, опять же стреляя на ходу. При судорожных партизанских контратакующих действиях егеря снова пятились назад, прикрывая себя огнем на ходу и переходя в атаку, когда партизанские усилия выдыхались.
Оторваться от егерей при таком способе ведения боя было очень сложно. К тому же тактика пластичного и податливого контакта практически исключала резкие прорывы через порядки наступающих. Прорвать можно то, что сопротивляется, а то, до чего нельзя дотянуться, прорвать невозможно. К месту, где партизаны были связаны боеконтактом, егеря быстро подтягивали минометы, а затем пускали собак. Это нельзя было назвать «захватом за пояс» — это был захват за горло.
Точно так же в конце 40-х годов прошлого столетия действовали спецбатальоны МГБ в Западных областях СССР и американские «зеленые береты» во Вьетнаме — в 60-х.
При масштабных боевых действиях в лесу для того, чтобы выдержать общее направление, назначаются оси движения, привязанные к ориентирам и магнитной стрелке компаса. Кроме того, во избежание прорыва или скрытного просачивания сил противника через стыки между подразделениями, назначаются рубежи выравнивания (иначе — уравнительные рубежи, или рубежи регулирования).
Обычно такие рубежи назначаются вдоль тактических мест, на которых можно закрепиться для короткой остановки (тактические высотки, края лесных полян и оврагов с нашей стороны, широкие пространства, просеки и т. д.). На рубежах выравнивания конкретное подразделение останавливается до момента контакта с соседями «плечо в плечо», подтягивания боевой техники и средств ведения боя. На этих рубежах организуются и согласовываются дальнейшие совместные действия, обходы, охваты, окружения, прорывы стыка подразделений противника, удары в его фланги и выходы в его тылы. Такие рубежи заранее назначаются по данным разведки в зависимости от рельефа, особенностей местности и прогноза развития боевых событий.
Кроме того, при планировании масштабных боевых действий в лесу, а также при последующем прочесывании (зачистке) леса обязательно назначаются окончательные и встречные рубежи, дальше которых продвигаться запрещается — чтобы в условиях неочевидности не ударить по своим.
В лесу для малых подразделений задачи ставятся на малую и конкретную глубину. Если наступающие порядки упираются в стену плотного огня и залегают, лучшая огневая поддержка — огнем минометов. Авиацию во время лесного встречного маневренного боя лучше не применять: с земли она малоуправляема, а цели и ориентиры в густоте леса с воздуха малоразличимы. К тому же в лесу бессмысленно подавать сигналы цветными дымами — при масштабных лесных боестолкновениях обязательно будут лесные пожары и задымления. По всем этим причинам авиаторы частенько бьют по своим. Работа минометов управляется и координируется на месте, и от навесного минометного огня лесные укрытия бесполезны.
Масштабные наступательные действия в лесу обычно начинаются на рассвете с расчетом закончить операцию до наступления сумерек. С наступлением темноты лес не покидается, боевые порядки своих организуются, в зависимости от рельефа, в один рубеж со скругленными усиленными флангами от края леса до края леса, с тыловым охранением. Или же, по обстановке, образуется кольцевой опорный пункт с привязкой к естественным оборонительным рубежам.
Автор: А. Потапов