Сложности с ресурсами, возникшие у нацистской Германии к середине войны на Восточном фронте, сказались на производстве различных боеприпасов. В сфере противопехотных и противотанковых мин это в итоге привело к появлению эрзац-боеприпасов, выполненных буквально из подручных материалов. Тем не менее, в сложных условиях немецкие оружейники порой создавали, как минимум, интересные мины, построенные с использованием нестандартных материалов. Одним из образцов подобного оружия стала противотанковая мина Pappmine 44, в конструкции которой самым широким образом использовались максимально дешевые материалы – картон и стекло.
Во второй половине 1944 года немецкие предприятия освоили производство двух мин под названием Pappmine («Картонная мина»). Один из них предназначался для использования против пехоты противника, другой – для поражения различной техники. Схожие названия двух изделий отражают «унификацию» материалов: обе мины имели картонный корпус. Подобная конструкция позволила поручить изготовление инженерных боеприпасов предприятиям целлюлозно-бумажной и стекольной промышленности. Благодаря этому прочие военные заводы могли сосредоточиться на производстве более важной для армии продукции.
Мина Pappmine 44 (PAP.Mi. 44) разрабатывалась с учетом необходимости максимального упрощения конструкции. Авторам проекта удалось выполнить эту задачу. Количество различных деталей в составе боеприпаса было сведено к минимуму, причем все компоненты изделия имели крайне простую конструкцию. Так, корпус мины был выполнен в виде невысокого цилиндра диаметром около 30,5 см и высотой (в сборе 12,5-13 см). Корпус состоял из трех деталей: нижней половины корпуса, верхней крышки с отверстием в центре и широкого кольца. Все эти детали изготавливались из прочного картона и пропитывались специальным водоотталкивающим составом. При сборке кольцо наклеивалось на внешнюю поверхность крышки. Сама крышка приклеивалась к корпусу. Задачей кольца было увеличение прочности изделия, а также некоторое снижение усилия срабатывания. В центральное отверстие крышки вставлялась специальная пластмассовая пробка. Готовый корпус покрывался краской для дополнительной защиты. На верхней крышке (сверху и на боковой поверхности) наклеивались ярлыки со всей необходимой информацией о боеприпасе.
Мины PAP.Mi. 44 должны были снаряжаться особыми круглыми шашками из прессованного тротила или иных взрывчатых веществ. Возможности и оснащение предприятий, занятых в производстве этого оружия, позволяли выпускать подобные заряды и снаряжать ими мины. Основной заряд картонной противотанковой мины имел форму цилиндра диаметром менее 30 см и высотой около 10 см. В центре шашки предусматривался цилиндрический сквозной канал для установки взрывателя.
Общий вес изделия Pappmine 44 достигал 6,7 кг. Столь низкая масса в первую очередь была связана с использованным материалом корпуса. В отличие от дерева, стекла или бетона, применявшихся при производстве дешевых мин, картон был сравнительно легким и в достаточной мере прочным. Цилиндрическая тротиловая шашка весила около 5 кг. Таким образом, по весу взрывчатого вещества мина PAP.Mi. 44 почти не уступала некоторым другим немецким противотанковым боеприпасам того времени.
Специально для мин PAP.Mi. 44 был разработан новый взрыватель максимально простой конструкции. Примечательно, что специально разработанный взрыватель не получил официального обозначения. В некоторых источниках встречаются названия, образованные по правилам немецкой номенклатуры, хотя официальное обозначение отсутствовало.
Конструктивно мина представляет собой открытый сверху низкий картонныйpapmine-2.jpg (11098 bytes) цилиндр(1), внутрь которого уложен заряд взрывчатого вещества(2) в виде шашки из прессованного тротила (2), имеющей в центре углубление для взрывателя. Сверху корпус накрывается крышкой(5) в виде такого же картонного цилиндра, но несколько большего диаметра и имеющего в центре отверстие для вставки в мину взрывателя. Корпус и крышка между собой склеены. На крышку надевается картонное кольцо (4), основное предназначение которого повысить прочность мины и увеличить усилие срабатывания мины. Кольцо приклеено к крышке.
Взрыватель для картонной мины полностью выполнялся из стекла. Его основой был цилиндрический корпус высотой 5 см и диаметром 2,54 см. Корпус состоял из основного стакана и верхней крышки с отверстием в центре. На дне стакана устанавливалась небольшая трубка. Между ней и стенками корпуса помещался детонационный заряд, чувствительный к огню и стойкий к ударам. Сверху заряд был закрыт небольшим диском с центральным отверстием. Внутри трубки находилась смесь стеклянной пыли и пиротехнического состава, воспламеняющегося при трении. Сверху в трубку помещался «ударник», изготовленный, как и другие детали взрывателя, из стекла. Диаметр стеклянного стержня был немного больше внутреннего диаметра трубки. Нижний торец этой детали имел коническую форму. В верхнем предусматривалось сквозное отверстие. На своем месте стержень фиксировался стеклянной чекой. Взрыватель должен был срабатывать при нажатии на стержень.
Ввиду простоты конструкции детонатор для мины Pappmine 44 не имел никаких предохранительных средств, из-за чего с ним следовало обращаться крайне аккуратно и помещать в мину непосредственно в процессе ее установки. Стеклянный взрыватель был единственным средством подрыва основного заряда. Какие-либо элементы неизвлекаемости не предусматривались. Тем не менее, при необходимости картонные боеприпасы могли использоваться совместно с другими боеприпасами, выполнявшими функцию мины-ловушки.
Мины PAP.Mi. 44 поставлялись на фронт в частично снаряженном состоянии. На заводе-изготовителе картонный корпус комплектовался зарядом взрывчатого вещества. Взрыватели не устанавливались на свои места и доставлялись в части отдельно от мин. Подобный подход к изготовлению оружия позволял обеспечить максимально возможную безопасность эксплуатации.
К месту закладки мины Pappmine 44 доставлялись без взрывателей. Транспортировка этих боеприпасов была связана с определенными сложностями, поскольку цилиндрический корпус изделия не оснащался ручками для переноски. Вырыв лунку необходимых размеров, минер должен был поместить в нее мину. Далее из боеприпаса вынималась верхняя крышка, и внутрь корпуса помещался готовый к использованию взрыватель. После возвращения крышки на место можно было приступать к маскировке. В случае использования дополнительных мин-ловушек процесс установки менялся соответствующим образом.
Срок службы мин в картонном корпусе зависел от массы факторов. Как и многие другие материалы, картон склонен со временем размягчаться, гнить и разрушаться под воздействием влаги. Водоотталкивающая пропитка серьезно замедляла этот процесс, но не исключала его полностью. Кроме того, различные нарушения технологии изготовления, повреждения покрытия или деталей и другие факторы могли повлиять на целостность корпуса и его стойкость к внешним воздействиям. Вероятно, мина Pappmine 44 могла сохранять полноценную работоспособность в течение нескольких недель или месяцев. При разрушении картонного корпуса мина продолжала быть опасной для людей и техники, причем риски многократно возрастали. Сравнительно высокое усилие срабатывания обеспечивалось прочным корпусом, тогда как собственная чувствительность взрывателя была значительно выше. Кроме того, со временем стекло может становиться более хрупким, что дополнительно уменьшало усилие, необходимое для срабатывания мины. Таким образом, разрушение корпуса делало боеприпас только опаснее.
Усилие срабатывание взрывателя, по некоторым оценкам, составляло 30-90 кг. При этом за счет прочности корпуса этот параметр мины удалось довести примерно до 350 кг. Наезжая на мину, автомобиль или бронемашина, должен был давить на ее крышку с нужным усилием, тем самым приводя в действие взрыватель. В это время происходила деформация корпуса, в результате чего пластмассовая крышка опускалась на стержень взрывателя и давила на него. Далее стержень срезал стеклянную чеку и опускался внутрь взрывателя, своим нижним концом входя в трубку с химическим составом. Из-за разницы диаметров трубка должна была лопаться. Взаимодействие стеклянного стержня, перемолотого стекла и специального химического состава приводило к воспламенению последнего с последующим возгоранием и взрывом детонатора. Подрыв детонатора инициировал детонацию основного заряда.
Взрыватель представляет собой закрытую снизу стеклянную трубочку диаметром 2.54см.(1). Общая высота взрывателя около 5 см. В нижней части трубочки расположена цилиндрическая кольцевая шашка(2) из инициирующего взрывчатого вещества, очень чувствительного к огню, но не очень чувствительного к механическому воздействию. Состав этого ВВ не установлен.
В шашку вставлена короткая стеклянная трубочка(3), заполненная смесью толченого стекла и чувствительного к трению и давлению пиротехнического состава(4). Эта трубочка и шашка удерживаются на месте с помощью приклеенного стеклянного диска(5).
При всей своей простоте картонная мина Pappmine 44 была достаточно эффективным оружием, по крайней мере, не уступавшим другим образцам аналогичного назначения. Ввиду сравнительно большого усилия срабатывания мина была почти безопасной для пехоты. Тем не менее, техника, способная давить на мину с требуемым усилием, могла получать серьезные повреждения. 5 кг тротила гарантированно разрушали ходовую часть колесной техники. Помимо колес и осей взрывная волна могла поражать двигатель, трансмиссию и другие агрегаты. Не исключалась возможность пожара с последующим уничтожением машины вместе с грузом.
В случае с легкой бронетехникой подрыв мины приводил к повреждениям ходовой части, как траков гусеницы, так и опорных катков. В некоторых случаях были возможны небольшие повреждения корпуса, в том числе с последующими легкими травмами экипажа. Для средних и тяжелых боевых бронированных машин мина PAP.Mi. 44 была почти безвредной. В подобных случаях она могла лишь нанести небольшие повреждения гусеницам и, возможно, каткам. Заметные повреждения корпуса полностью исключались.
Мины PAP.Mi. 44 не имели никаких металлических деталей, из-за чего оставались невидимыми для миноискателей первой половины сороковых годов. В то же время их можно было находить с помощью щупов или собак. Благодаря весьма низкой чувствительности мина была в определенной мере безопасной для сапера, нашедшего ее. Для обезвреживания требовалось сдернуть боеприпас с места, что затруднялось ввиду отсутствия ручки для переноски, затем вынуть верхнюю пробку и извлечь взрыватель. При подозрениях о применении мины-ловушки боеприпас мог уничтожаться на месте при помощи накладного заряда.
Количество изготовленных мин Pappmine 44 неизвестно. Можно предположить, что сравнительно позднее начало производства (вторая половина 1944 года) не позволило немецким предприятиям произвести и поставить войскам большое количество такого оружия. Вряд ли общая численность подобных мин превышала несколько десятков тысяч штук. Малыми объемами производства, в частности, можно объяснить отсутствие данных о применении такого оружия на Восточном фронте. Все известные сведения относятся к Западному фронту, где картонные мины ограниченно использовались с осени 1944 года.
Судьба произведенных мин неизвестна. По-видимому, установленные боеприпасы либо подорвались, либо были обезврежены, а неиспользованные стали трофеями. До наших дней дожила лишь одна мина Pappmine 44. Это изделие является экспонатом небольшого музея на бывшем полигоне Мимонь в Чехии.
По некой не до конца понятной причине в сфере немецких мин, изготовлявшихся из необычных материалов, присутствовала любопытная тенденция. Немецким оружейникам удавалось разрабатывать достаточно неплохие противотанковые боеприпасы, но в проектах противопехотных мин наблюдалась обратная тенденция. Мину Pappmine 44 в целом можно признать удачной разработкой. Такое оружие прекрасно справлялось с основной своей целью в виде упрощения и удешевления производства. Кроме того, в картонный корпус удалось поместить 5-килограммовую тротиловую шашку, благодаря чему по своей мощности PAP.Mi. 44 была сравнима с другими немецкими противотанковыми минами того периода.
В случае с Pappmine 44 сознательное упрощение конструкции не ударило по боевым качествам. Кроме того, появление новых мин-ловушек позволяло серьезно затруднять работу саперов противника. Тем не менее, даже будучи неплохим боеприпасом, мина PAP.Mi. 44 появилась слишком поздно, чтобы оказать хоть какое-то влияние на ход войны. В середине 1944 года исход войны был понятен, тайной оставалась лишь точная дата капитуляции Германии.
Автор Рябов Кирилл
Источник: http://topwar.ru/