Разработка тяжелого танка ИС-4 началась в 1944 году, несколько раньше, чем ИС-3. Поэтому его заводской номер — (Обьект 701) — меньше, чем у его предшественника. Инициаторами создания новой машины были руководители ЧКЗ: И.М.Зальцман (директор), С.Н.Махонин (главный инженер) и Н.Л.Духов (главный конструктор); ведущий конструктор проекта — Л.С.Троянов. Главной их задачей было создание перспективного тяжёлого танка для завершающего этапа войны и на последующее время. Следует отметить, что работа эта, как и в случае с ИС-3, велась с известной долей конспирации. О ней до времени не были информированы ни нарком танковой промышленности В.А.Малышев, ни первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Н.С.Патоличев. Проектирование финансировалось из заводского бюджета. По-видимому, такая секретность была вызвана тем, что задуманная машина изначально не укладывалась в весовой лимит 46 т, утвержденный И.В.Сталиным, и руководство завода не хотело прежде времени «дразнить гусей».
Серийному образцу ИС-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6. Эти машины отличались друг от друга толщиной брони, маркой и калибром орудия, расположением мест членов экипажа. На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 800 м/с. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм. Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. позволял 55,9-тонной боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек. На объекте 701-5 поставили 122-мм пушку Д-25Т и увеличили толщину брони башни. Масса танка возросла до 58,5 т.
Вариант 701-6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на вооружение Советской Армии. Корпус его сваривался из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину стенок с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались зарубежными противотанковыми пушками с дальностью 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2.
Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся небольшой круглый люк, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. В крышке люка устанавливались два смотровых прибора, которые необходимо было снимать перед открыванием люка. Сиденье механика-водителя регулировалось по высоте и могло устанавливаться в боевое положение при закрытом люке и в походное — при открытом. Передняя часть башни танка закрывалась съемным броневым листом, крепившимся болтами. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни располагались слева — люк командира танка с крышкой, справа — люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира — перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение башни осуществлялось механизмом поворота, имевшим два привода: ручной и электрический. Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и совместную работу этих приводов без каких-либо переключений.
Пушка Д-25Т калибра 122-мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемёта применялся механизм поворота башни, секторный подъемный механизм и система командирского управления с электроприводом. Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-45, а с закрытых позиций — с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Особенностью боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Каждая кассета состояла из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных — колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных гранат — 18. Держатели замков бронебойных снарядов окрашивались в красный цвет, осколочно-фугасных гранат — в желтый.
Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 800 см и максимальной мощностью 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин. Он отличался от своих предшественников семейства В-2 главным образом наличием приводного центробежного невыключающегося нагнетателя. Топливная система включала в себя три основных встроенных топливных бака общей емкостью 410 л. Четыре дополнительных топливных бака по 90 л каждый устанавливались снаружи танка на корме. Вместо топливного насоса НК-10 (как у В-2) применялся двенадцатиплунжерный насос НК-12.
Кроме того, у двигателя В-12 были внесены изменения в конструкцию картера, головок блока, форсунок, распределительного вала, выпускных клапанов, масляного фильтра и водяного насоса. Два осевых горизонтальных вентилятора обеспечивали охлаждение радиаторов. Запуск двигателя в холодное время года облегчался за счет подогрева всасываемого воздуха. Воздухоочистители — типа «Мультициклон», двухступенчатые, с бункером для сбора пыли.
Силовая передача (точнее, механизм передач и поворотов) — планетарная, обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки передач, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами. Механизм поворота типа ЗК был разработан в 1935—1936 годах профессорами М.К.Кристи и Г.И.Зайчиком и изготовлен в металле для легкого плавающего танка Т-38, однако из-за сложной для того времени конструкции применения не получил. Основными его преимуществами являлись: автоматическое увеличение крутящего момента на ведущих колесах при повороте по сравнению с прямолинейным движением; устойчивое прямолинейное движение; создание тормозной силы без участия тормозов.
Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах переднего хода. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска — индивидуальная, торсионная. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Число траков в каждой гусенице — 86. Шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.
Электрооборудование включало в себя четыре аккумуляторные батареи, соединенные параллельно-последовательно, общей ёмкостью 256 А/ч, генератор Г-73 мощностью 1500 Вт, электрический стартер СТ-700 мощностью 15 л.с. Система проводки — однопроводная, с напряжением в сети 24 В. Для приборов аварийного освещения предусматривалась двухпроводная система проводки. На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях. Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ.
Официально считается, что серийное производство ИС-4 началось в 1947 году. Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше — в 1946-м и даже в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947-1948 годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ обр. 1938/46 гг., коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции 10РТ. Начиная с 1948 года танки комплектовались переговорным устройством ТПУ-47.
Всего за время серийного производства до 1949 года было изготовлено около 250 ИС-4. Стоимость одной машины составляла 994 тыс. рублей. Эти танки направлялись в основном в войсковые части, дислоцированные на Дальнем Востоке — в Забайкалье, Приморье и т.д. Служба нового танка оказалась недолгой — ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. Причиной этого был целый ряд обстоятельств. Эта боевая машина, имевшая самое мощное в мире на момент ее создания бронирование, обладала существенными недостатками: массой, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время мостов и транспортных средств, низкой надежностью трансмиссии, невысокой проходимостью, обусловленной большим удельным давлением (0,9 кг/см^). Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению ИС-4 не имел преимуществ перед тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3.
В комплектном состоянии танк ИС-4 можно увидеть только в двух местах: в подмосковной Кубинке в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники и в качестве памятника в п.Забайкальске Читинской области.
Тактико-технические характеристики ИС-4 (объект 701)
Боевая масса, т 60
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6600
Длина с пушкой вперёд, мм 9790
Ширина корпуса, мм 3260
Высота, мм 2480
База, мм 4385
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 410
Тип брони стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 140/61
Лоб корпуса (низ), мм/град. 160/40
Борт корпуса (верх), мм/град. 160/30
Борт корпуса (низ), мм/град. 160/0
Корма корпуса (верх), мм/град. 100/38
Корма корпуса (середина), мм/град. 100/32
Корма корпуса (низ), мм/град. 100/39
Днище, мм 30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 200/35
Корма башни, мм/град. 170
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 30
Дальность стрельбы, км до 5
Прицелы ТШ-45, К-8Т,
Пулемёты 2 x 12,7-мм ДШКМ
Двигатель - В-12, дизельный с наддувом, макс. мощность 552 кВт (751 л.с.)
Мощность двигателя, л.с. 750
Скорость по шоссе, км/ч 41..43
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15..20
Запас хода по шоссе, км 170
Запас хода по пересечённой местности, км 80..140
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,5
Источник: http://www.dogswar.ru/