На фотографиях советских танков довоенного периода можно увидеть какие-то загадочные линии, которые нанесены на башню. Логично и несложно предположить, что это какая-то тактическая маркировка. Куда сложнее получить ответ на вопрос о том, как именно она наносилась и что какая линия обозначает. А самое главное: почему мы не видим ничего подобного на танках времен Второй мировой и Великой Отечественной войны?
Несложно догадаться, что разноцветные линии на советских танках – это тактическая маркировка, которая используется для опознания принадлежности отдельно взятой машины к воинскому и тактическому формированию. Ответ на вопрос о том, что означают какие цвета, лежит буквально на поверхности для тех, кто может получить доступ к Боевому уставу механизированных войск РККА начала 1930-х годов.
Так, для тактического обозначения советских танков и бронеавтомобилей четыре основных цвета: красный, белый, черный и синий. На страницах устава можно также увидеть указания на использования желтого цвета. По всей видимости подразумевалось, что можно использовать вообще любые другие цвета в соответствии с установкой командования, если первых четырех палитр окажется недостаточно для маркировки всех имеющихся тактических формирований в составе воинского подразделения.
Логика маркировки достаточно проста для понимания. Каждый цвет соответствует номеру подразделения. Каждая форма нанесения линии – типу подразделения. Красный – это всегда первый. Белый – второй. Черный – третий. Синий – четвертый. И так далее. Прямая неразрывная линия – это обозначение батальона. Пунктирная линия – это обозначение роты. Квадрат с заключенной в него цифрой – это обозначение взвода и порядковый номер отдельной машины в составе взвода. Например, красная прямая линия с пунктирной белой линией с черным квадратом с цифрой два будет означать, что перед нами вторая машина 3-го взвода 2-ой роты 1-го батальона.
При всей логичности и простоте понимания в теории данная система маркировки машин оказалась крайне непрактичной в использовании. Бойцы и командиры часто путались в расшифровке маркировки, а самое главное, что данный процесс требовал приложения ненужных усилий по концентрации внимания. В итоге к концу 1930-х годов от такого способа обозначения боевых машин было решено отказаться в пользу более простых и «быстрых» в вопросе осознания систем. Кроме того, нанесение такой разномастной маркировки требовало наличие большого объема разной краски в подразделении, что не всегда было возможным в условиях реальной войны. Доказали это еще бои на Халхин-Голе, где после прибытия танков выяснилось, что краски на маркировку всех машин банально не хватает.